Двигательная активность студенток при удаленном обучении в условиях эпидемиологической обстановки - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Двигательная активность студенток при удаленном обучении в условиях эпидемиологической обстановки

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос о проблемах, связанных с поддержанием здоровья при дистанционном обучении, а также идет речь об особой важности занятий физической культурой, повышении двигательной активности в режиме удаленного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, самоизоляция, двигательная активность, спорт, здоровье.

Scientific supervisor, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of physical culture and sports, Irkutsk, Russia.

Annotation: this article discusses the problems associated with maintaining health in distance learning, as well as the special importance of physical education, increasing motor activity in the remote learning mode.

Keywords: distance learning, self-isolation, motor activity, sports, health.

Введение. Злободневность темы исследования вызвана проблемой перевода значительной доли ВУЗов страны на удаленную форму обучения. Которая невольно провоцирует,развитие инертного образа жизни и в целом неблагоприятносказывается на здоровье студентов, находящихся в режиме самоизоляции. С другой стороны динамика распространения коронавирусной инфекции на территории России никак не коррелирует с нахождением студентов в домашних условиях или в аудиторных. При обучении с помощью удаленных образовательных технологий проявляются отрицательныеэффекты, которые следует стараться сводить к нулю: многочасовая непрерываемаянапряженная работа на компьютере, перегрузка студентов дополнительными заданиями, связанными с увеличенной отчетностью, повышение нагрузки на преподавателей, связанной с переводом учебного материала в электронный вид и т.д.

Цель работы представляет собой рассмотрение содержания физической активности студенток при переводе их на дистанционное обучение.

Материалы и методы исследования. Использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы, опрос. Был проведен опрос группы из 20 студенток ИрГУПС. Они должны были дать ответы на вопросы:

У вас возникали трудности при выполнении упражнений по дисциплине «Физическая культура»?

Хотели бы вы справляться с заданиями по видеосвязи в групповом чате в определенное время?

Какие упражнения вы хотели бы выполнять, но в условиях дистанционного обучения это невозможно?

Ваши пожелания по разработке дисциплины физической культуры в режиме самоизоляции.

Анализ литературных источников:

Один из обязательных факторов здорового образа жизни студентов – систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность».

Двигательная активность – это такая деятельность, которая возникает за счет сокращениймускулатуры человека, в результате чего возможно перемещение его тела или частей тела. Иначе говоря, это совокупность движений, совершаемых в некоторыйинтервал времени.Двигательная активность способствует гармоничному развитию: влияет на физическое и умственное развитие, укрепляет здоровье, влияет на интеллектуальное созревание в процессе развития, обеспечивает высокую работоспособность в последующие периоды жизни человека [1].

Следует обратить внимание, что из-за своих особенностей приводит к долгосрочному нахождению тела в сидячем положении. Неблагоприятное влияние в большей мере может сказаться на органах зрения, суставах и мышцах человека. Для того, чтобы минимизировать данное негативное влияние авторы придерживаются одной точки зрения и предлагают практические советы по поддержанию активного образа жизни в условиях дистанционного обучения:

1. В период удаленного обучения студенткам необходимо сохранять рекомендуемый уровень двигательной активности, с целью предупредитьснижение обменных процессов в организме и как следствие снижения иммунитета. Для того, чтобы поддержать здоровье достаточно выделять время физическим нагрузкам средней интенсивности по 30-60 минут 4-5раз в неделю или по 40-50 минут 2-3 раза при интенсивных нагрузках [2].

2. Важно отметить, что при работе за компьютером нужно обязательно придерживаться безопасного расстояния между глазами и монитором. Если есть возможность, то полностью исключить работу с компьютером хотя бы один день в неделю. Также не нужно забывать про зрительную гимнастику .

3. Нужно следить за сном и настроением. Желательно не использовать за два часа до сна различные электронные устройства. При бессоннице и раздражительности требуется увеличить физическую нагрузку и использовать дыхательную гимнастику.

4. В условиях самоизоляции, кроме двигательной активности, для сохранения необходимых сил организма, следует придерживаться здорового питания. Для интеллектуальной работы нужно включить в свой рацион растительные и животные белки, потому что ускорение операций мышления и улучшение умственной активности происходит именно за счет белка, а еще включить клетчатку,кальций и протеин: мясопродукты, рыба, птица, молочные продукты,фрукты и овощи. Желательно больше пить чистой воды, соблюдая питьевой режим, зелёный чай с антиоксидантами, выпивать натуральный сок [3].

Студенты не способны собственнолично понять риски и необходимость выполнения физкультурной минутки в перерыве между заданиями, утреннюю разминку, гимнастику для глаз, упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата и осанки, так как на данный этап жизни сдача учебного материала является главной задачей [1].

Содержание и результаты исследования:

Исследование дало следующие результаты: 30% девушек ответили, что у них не оказалось трудностей, когда они выполняли задания, 70% – встретились с большим числом проблемных вопросов: небольшая жилплощадь, отсутствие времени на занятия спортом в связи с плотным учебным графиком, смущают родственники, отсутствие необходимого оборудования и мотивации (рис.1).

Рис.1. Отношение к видеосвязи при выполнении упражнений

Решительность и согласие студенток выполнять упражнения при нахождении одногруппниц и преподавателей на видеосвязи разделилась следующим образом: 15% – согласились с проведением занятия такого порядка, 85% нежелательно отнеслись к такой форме по всевозможным причинам: недопустимо отвести этот промежуток времени для занятий, нежелание выполнять упражнения перед другими находясь в домашних условиях, др. (рис.2).

Рис.2. Возникали ли у вас трудности при выполнении упражнений?

Рис.3. Какие упражнения вы бы хотели выполнять?

На вопрос: «Какие упражнения вы хотели бы выполнять, но в условиях самоизоляции это сделать проблематично?» ответ был разнообразный: бег, занятия в тренажерном зале, различные виды гимнастики и многое другое (рис.3).

На основе анализа литературы и проведенного опроса, есть все основания считать, что удаленная форма обучения в значительной мере оказала влияние на степень двигательной активности студенток, и более 70 % анкетированныхиспытывают на себе ее отрицательную сторону. Такая форма обучения способствует маломобильному, «сидячему» образу жизни, что порождает плачевные исходы для здоровья. Но при этом студентки готовы возобновлять естественный уровень физической активности, потому что у тех, кто активно занимается спортом, складывается рациональный режим дня и повышается работоспособность [4]. Некоторые студенты поряду причин не могут самостоятельно справиться с этой проблемой. Среди причин, препятствующих сохранению достаточного уровня двигательной активности, при организации рабочего учебного дня в период дистанционного обучения называют следующие:

1. Нехватка времени. Стало ясно, что главной причиной отсутствия двигательной активности в период дистанционного обучения является дефицит времени, связанный с большой учебной нагрузкой. Действительно, регулярно выполнять физические упражнения в таких условиях затруднительно.

2. Нехватка или отсутствие требуемого оборудования. В данное время доступны способы поддержания необходимого уровня двигательной активности в домашних условиях, которые не требуют специального инвентаря и оборудования: силовые упражнения с собственным весом (приседания, отжимания), упражнения на выносливость, на гибкость (растяжки, наклоны) и т.д. К тому же, в общем доступе находиться множество готовых комплексов, которые с легкостью можно выполнять в домашних условиях [5].

3. Отсутствие способности собственными силами подобрать упражнения. Для начала, чтобы правильно выбрать упражнения при самостоятельных занятиях нужно грамотно распределить физические нагрузки и учесть индивидуальные особенности.

Чаще всего удаленная форма обучения в значительной мере снижает естественный уровень физической активности. С другой стороны, проведенное исследование позволило выявить потенциальную возможность избежать этого отрицательного эффекта. Спланированные с учетом особенностей домашних условий занятия физической культурой, на основе доступных видов физической активности, помогут студентам организовать самостоятельную работу не только по выполнению учебных заданий, но и по обеспечению организма необходимыминагрузками для сохранения здоровья.

Вывод. Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом – обязательное условие здорового образа жизни. Таким образом, следует отметить, что тщательно выбранные комплексы упражнений, близкие к предпочитаемым видам двигательной активности, при переходе на дистанционнуюформу обучения, помогут студенткамв организации необходимых для поддержания достаточного уровня здоровья систематических занятиях физическими упражнениями. Учитывая, в том числе, дополнительные физические нагрузки избранным видом физической активности.

Список литературы

Двигательная активность учащихся в условиях дистанционного обучения как фактор риска понижения физического здоровья и пути решения проблемы. [Электронный ресурс].URL:https://infourok.ru/dvigatelnaya-aktivnost-uchashihsya-v-usloviyah-distancionnogo-obucheniya-kak-faktor-riska-ponizheniya-fizicheskogo-zdorovya-i-pu-4445654.html (дата обращения: 03.12.2020).

Зайцева Н. В., Кульчицкая Ю. В. Пути реализации дисциплины «Физическая культура» в период cамоизоляции студентов вуза // Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 мая 2020г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 125-129. URL: https://apni.ru/article/705-puti-realizatsii-distsiplini-fizicheskaya-kult (дата обращения: 04.12.2020)

Милько М.М., Гуремина Н.В. Исследование физической активности студентoв в условиях дистанционного oбучения и самoизоляции // Сoвременные наукoемкиe технологии. – 2020. – № 5. – С. 195-200;

Кочетова С.В., Прянишникова Д.Н. Физическая культура в жизни студента // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 4-1. С. 83.

Физические упражнения и режимы индивидуальных нагрузок для самостоятельных занятий по развитию выносливости. [Электронный ресурс]. URL: https://vuzlit.ru/772440/fizicheskie_uprazhneniya_rezhimy_individualnyh_nagruzok_samostoyatelnyh_zanyatiy_razvitiyu_vynoslivosti#431 (дата обращения: 05.12.2020).

Просмотров работы: 25