Экономическое развитие ЕС: национальный, европейский и глобальный аспекты - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Экономическое развитие ЕС: национальный, европейский и глобальный аспекты

Никитская А.Э. 1
1Кемеровский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наше время все больше поднимается вопрос положительной или отрицательной роли глобализации и интеграции, их влияния на политическое устройство мира. В данной статье проводится анализ трех уровней реализации экономической политики ЕС после его оформления как политического союза, а также проводится сравнительный анализ данных процессов на основе конкретных примеров, практического воплощения политики Евросоюза.

Ключевые слова: ЕС, мировая экономика, глобализация, интеграционные процессы, наднациональность, бюджетная политика, субсидиарность, малый и средний бизнес.

Nowadays, the issue of the positive or negative role of globalization and integration, their influence on the political structure of the world is being raised more and more. This article is focused on he practical implementation of these processes, using as an example the EU policy.

Key words: EU, world economy, globalization, integration processes, supranationality, budgetary policy, subsidiarity, small-scale and medium-sized business.

В начале нового столетия в мире в связи с активным развитием мировой экономики произошла переустановка системы социально-экономических и научных ценностей, в результате которой ускорился процесс глобализации. Все аспекты человеческой деятельности стали подвергаться рассмотрению и анализу в глобальном масштабе. Волна интеграционных процессов, начавшаяся еще в XX веке, привела к появлению множества различных надгосударственных объединений. Одним из таких и стал Европейский Союз.

Несмотря на стремление стран-членов задействовать интеграционные механизмы во всех сферах общественной жизни, на первое место часто выходят национальные интересы. Соответствующие документы ЕС содержат пункты, позволяющие странам принимать решения в пользу приоритетов государства. Безусловно, подписание Лиссабонского договора[4] в 2007 г. ознаменовало начало нового этапа – развитие ЕС как политического союза. Так, вследствие внесения изменений в Маастрихтский договор 1992г.Европейский союз получил правосубъектность. Чтобы построить устойчивое экономическое пространство, на протяжении всей истории создания союза, государства-члены унифицировали в странах Еврозоны валютную политику, в дальнейшем, они также были вынуждены перевести в совместное управление такие вопросы бюджетной политики как либерализация торговли внутри Союза и торговая политика с третьими государствами, установление совместного контроля над картелями, слияниями и поглощениями, общая политика в области конкурентоспособности и т.д. Тем не менее, на данный момент имеется четкое разграничение между бюджетом ЕС и государственными бюджетами стран-членов. К тому же, доля общего бюджета составляет всего лишь 1,24% ВНП европейских стран [1]. На протяжении всего пути развития ЕС главной целью была реализация проекта общего рынка европейских стран, единого торгового союза, а решение вопросов в области макрорегулирования всегда было второстепенным. Поэтому договоры, которые затрагивают непосредственно бюджетную политику, не содержат общих направлений развития. Несмотря на то, что в Протоколе о процедуре в отношении чрезмерных дефицитов [5] описываются ограничения для стран-членов, многие страны пренебрегают данными ограничениями, вследствие чего бюджетный дефицит в странах евро зоны увеличивается. В таблице ниже мы можем наблюдать ситуацию, сложившуюся с 1997 по 2008 г. Исходя из информации из таблицы [2], мы видим, что бюджетная политика остается децентрализованной, решения, в основном, принимаются отдельными странами, а общий бюджет Союза обслуживает, в большей степени, само функционирование организации, а не общенациональные вопросы.

Таблица 1

Бюджетный дефицит в странах Еврозоны1997-2008 [2]

 

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Бельгия

-2,3

-0,9

-0,6

0

0,4

-0,1

-0,1

-0,3

-2,7

0,3

-0,2

-1,2

Болгария

                   

0,1

1,8

Чехия

             

-3

-3,6

-2,6

-0,7

-2,1

Дания

-0,5

0,1

1,5

2,4

1,5

0,3

0,1

2

5,2

5,2

4,5

3,4

Германия

-2,6

-2,2

-1,5

1,3

-2,8

-3,7

-4

-3,8

-3,3

-1,6

0,2

0

Эстония

             

1,6

1,6

2,3

2,6

-2,7

Ирландия

1,1

2,4

2,7

4,8

0,9

-0,4

0,4

1,4

1,7

3

0,3

-7,2

Греция

0

0

0

-3,7

-4,5

-4,8

-5,6

-7,5

-5,2

-2,9

-3,7

-7,7

Испания

-3,4

-3,2

-1,4

-1

-0,6

-0,5

-0,2

-0,3

1

2

1,9

-4,1

Франция

-3,3

-2,6

-1,8

-1,5

-1,5

-3,1

-4,1

-3,6

-2,9

-2,3

-2,7

-3,4

Италия

-2,7

-2,8

-1,7

-0,8

-3,1

-2,9

-3,5

-3,5

-4,3

-3,3

-1,5

-2,7

Кипр

             

-4,1

-2,4

-1,2

3,4

0,9

Литва

             

-1

-0,4

-0,5

-0,3

-4,1

Латвия

             

-1,5

-0,5

-0,4

-1

-3,2

Люксембург

3,7

3,4

3,4

6

6,1

2,1

0,5

-1,1

0

1,3

3,7

2,5

Венгрия

             

-6,4

-7,9

-9,3

-5

-3,8

Мальта

             

-4,7

-2,9

-2,6

-2,2

-4,7

Нидерланды

-1,2

-0,9

0,4

2

-0,2

-2,1

-3,1

-1,7

-0,3

0,5

0,2

0,7

Австрия

-1,8

-2,4

-2,3

-1,7

0

-0,7

-1,4

-4,4

-1,6

-1,6

-0,6

-0,4

Польша

             

-5,7

-4,1

-3,6

-1,9

-3,6

Португалия

-3,5

-3,4

-2,8

-2,9

-4,3

-2,8

-2,9

-3,4

-6,1

-3,9

-2,6

-2,7

Румыния

                   

-2,5

-5,5

Словения

             

-2,2

-1,4

-1,3

0

-1,8

Словакия

             

-2,4

-2,8

-3,5

-1,9

-2,3

Финляндия

-1,3

1,6

1,6

6,9

5

4,1

2,6

2,4

2,8

4

5,2

4,5

Швеция

-1,5

1,1

1,3

3,7

1,6

-1,2

-0,9

0,8

2,3

2,5

3,8

2,5

Великобритания

-2,2

-0,1

0,9

3,6

0,5

-2

-3,3

-3,4

-3,4

-2,7

-2,7

-5

Хорватия

0

0

0

0

0

-4,1

-4,5

-4,3

-3,5

-3

-2,5

-1,4

страны Европейского Союза (27)

-2,6

-1,9

-1

0,6

-1,4

-2,5

-3,1

-2,9

-2,4

-1,4

-0,8

-2,3

Источник: Гилева А.А. Развитие Европейской экономической интеграции: от единой валюты к единому бюджету Европейского Союза // Проблемы современной экономики. 2010.

Тенденция к сохранению национального фактора прослеживается также и в системе законодательного устройства ЕС. Существует превентивный механизм, который позволяет в случае нарушения законопроектом общих принципов субсидиарности стране-члену ЕС отложить и пересмотреть данный законопроект, а в некоторых случаях снять его [6].

Другим уровнем сотрудничества и взаимодействия стран в рамках Европейского Союза является региональный. Ярким примером здесь служит политика в предпринимательской сфере, а именно в области развития малого и среднего бизнеса. Страны-члены, особенно страны Западных Балкан, переживают существенные экономические трудности, такие как высокий уровень безработицы, недостаточный приток иностранных инвестиций, сложности в налогово-бюджетной сфере. Развитие малого и среднего бизнеса, который обладает гибкой системой управления, может способствовать преодолению вышеперечисленных экономических проблем. Выработка «Плана по предпринимательству 2020» запустила сотрудничество европейских стран в таких областях как обучение предпринимательской деятельности, принятие мер по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса [7, 8]. В рамках данного плана была образована группа «Укрепления бизнеса свободных профессий» для проведения совещаний с целью выявления проблем по поддержке позиций МСП. В целом, можно сказать, что европейская региональная политика основывается на тезисах, в соответствие с которыми «экономически более развитые и богатые страны должны проявлять солидарность с более бедными» [3, с.4].

Нельзя не отметить и чрезвычайно важную роль ЕС в развитии процесса глобализации экономики. Начавшаяся еще в середине ХХ века экономическая интеграция в Европе послужила отправной точкой запуска этого процесса по всему миру. Расширение ЕС преследовало целью не только преуспеть в борьбе за рынки сбыта, но и укрепить свои геополитические и экономические отношения со странами, не входящими в зону Евросоюза. Помимо этого, рост стран-членов усилил позиции ЕС на международной арене, позволив ему формировать наиболее благоприятный для себя мировой порядок через такие международные правительственные организации как Мировой Валютный Фонд, Всемирный Банк, Всемирная Торговая Организация и т.п.

На данный момент отсутствие эффективных механизмов глобального регулирования, а также концентрация на проектах внутри объединения, в частности, расширение на Восток, привело к тому, что оно стало уступать место «новым» экономикам – Китаю, Индии, Бразилии. Противоречия во взаимоотношениях со стратегическими партнерами, заключающиеся в экономическом сотрудничестве и политических разногласиях, создают сложности в определении нового вектора развития Европейского Союза.

Список литературы:

Арах М. Европейский союз: видение политического объединения. М, 1998. 470 с.

Гилева А.А. Развитие Европейской экономической интеграции: от единой валюты к единому бюджету Европейского Союза // Проблемы современной экономики. 2010. №4; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-evropeyskoy-ekonomicheskoy-integratsii-ot-edinoy-valyuty-k-edinomu-byudzhetu-evropeyskogo-soyuza (дата обращения: 25.11.2020)

Европейская региональная политика: источник вдохновения для стран, которые не входят в ЕС? Применение принципов и обмен опытом [Электронный ресурс] // The European Commission: official website. URL: http ://ec. europa.eu/regional_policy/sources/docgener/presenta/ international/external_ru. pdf (датаобращения: 25.11.2020).

Европейский Союз. Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / Под ред. С.Ю. Кашкина. М.: ИНФРА-М, 2013. 660 с.

Протокол о процедуре в отношении чрезмерных дефицитов (в редакции Лиссабонского договора от 13 декабря 2007г.) // Справочно-правовая система «Гарант». [Электронный ресурс] // НПП «Гарант-Сервис». URL: http://base.garant.ru/2566574/ (дата обращения: 25.11.2020)

Хартли Т.К. Основы права Европейского сообщества. М.: Закон и право, Юнити, 1998. 648 с.

Entrepreneurship 2020 Action Plan [Электронныйресурс] // The European Commission: official website. URL: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/sme/entrepreneurship-2020/index_en.htm (дата обращения: 25.11.2020)

Zobova L.L., Evdokimova E.K., Shcherbakova L.N. Mukhamedieva S.A. The Transboundary Educational Space of the Eurasian Union: Current Digitalization Issues // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 437 International Scientific Conference “Digitalization of Education: History, Trends and Prospects” (DETP 2020) р.625-631. https://doi.org/10.2991/assehr.k.200509.112

Просмотров работы: 40