Одной из актуальных проблем современного образования – проблеме формирования самообразовательных компетенций учащихся в настоящий момент уделяется много внимания. Новые условия жизни накладывают отпечаток на личность школьников и студентов, требуют качественно иного уровня образованности, способности к постоянному обновлению знаний, то есть “способности учиться на протяжении всей жизни”. Почему успешные с точки зрения учебы учащиеся, выйдя за стены учебного заведения, не всегда могут реализовать свои способности? Многое объясняет так называемый феномен социального инфантилизма. Суть данного явления, по мнению А. Г. Асмолова, заключается в бегстве подрастающего поколения от жизненно важного выбора и возложение ответственности за принятие решения на плечи другого человека. Социальная роль "вечного ребенка" освобождает личность от ответственности и от суда за совершенные поступки".
Одной из основных задач современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается еще в дошкольном возрасте и крайне важно продолжать и поддерживать дальнейшее развитие творческого потенциала ребенка в младшей школе. Учащиеся начальных классов требуют особого педагогического внимания, поскольку информативная нагрузка, получаемая младшими школьниками – огромна. Образование в начальной школе направлено на интенсивное обучение, в связи с увеличением объема научных знаний и достижений нашего времени. Последствия данного образовательного механизма таковы:
- у младших школьников утрачивается природой заданная любознательность, пытливость, стремление к исследованию и преобразованию, творению. Эта ситуация приводит к тому, что в среднем звене у школьников исчезают положительные мотивы к учению, пропадает интерес к учебной деятельности, посещение уроков становится пыткой;
- школьники растут безынициативными, со временем у них развивается иждивенчество, потребительское отношение, приучающее их требовать и претендовать на то, что им якобы должны дать взрослые;
- начиная с начальной школы, у учащихся развивается неуверенность в своих силах, которая стимулируется учителями и родителями, внушающими своим подопечным необходимость дополнительных занятий с репетиторами. Вследствие чего, в сознании рядового школьника закрепляется мнение о школьных науках как дисциплинах, недоступных для самостоятельного изучения;
- постепенно накапливающаяся усталость и частые психологические перегрузки, сопровождающие однообразную и монотонную учебную деятельность, приводят к преждевременному изнашиванию детского организма;
- в течение всех лет обучения взращивается интеллектуальная, а затем и физическая лень.
Как же «пробудить» наших детей, вырастить в них потребность в самостроительстве? Эти глобальные проблемы обучения можно решить через формирование самообразовательной компетенции учащихся в рамках технологии портфолио. Систематическое развитие таких умений, как планирование собственной деятельности, распределение времени, представление и оценивание результатов своего учебного труда, овладение общеучебными навыками и приемами работы с разными источниками информации способствует формированию готовности к самообразованию, подготовке к профессиональному выбору и ориентации в ключевых проблемах современной жизни. Привлечение учащихся к оценочной деятельности позволяет стимулировать учебную мотивацию как к процессу, так и к результату своей деятельности, а также содействует индивидуализации образования, так как материал для оценивания собирается и оценивается самим обучающимся. Иными словами в процессе работы над портфолио ученик не только осознает содержание материала, но и осмысливает способы, приемы своей работы, отбирает рациональные стратегии учения.
Таким образом, обозначенные целевые ориентации технологии портфолио помогают решать важные педагогические задачи, такие как поддержание и стимуляция учебной мотивации школьников и студентов, поощрение их самостоятельности, формирование умения учиться.
Перед дальнейшим рассмотрением данной проблемы следует совершить небольшой экскурс в историю. Известно, что как само слово “портфолио”, так и основная идея собирания работ не является изобретением XX века. В прошлом веке итальянским словом “portfolio” называли альбом с фотографиями. В эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой портфолио чтобы заявить свои претензии на место в Академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было составить впечатление не только о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента. В этом смысле как идея, так и термин “портфолио” применяются до сих пор художниками и фотографами.
Идея применения портфолио в школе пришла из Соединенных Штатов, где она возникла в 80-х гг. Настоящий бум начался в конце 80-х – начале 90-х гг. С этого времени использование портфолио в школах носит лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвященных идее портфолио в обучении, за короткий срок резко возросло, достигло к 1995 г. своего пика и стало в настоящее время практически необозримым. Один из авторов говорит о настоящей “портфолиомании”, захватившей образовательный мир. Идея портфолио становится все более популярной в Европе и Японии, ее называют одним из трех трендов современного образования.
В зарубежной школе портфолио рассматривают как вид так называемого “аутентичного оценивания”, которое выявляет уровни сформированности компетентностей. В зарубежной педагогической практике разработан ряд моделей портфолио, из которых чаще всего используются:
Портфолио документации (“рабочий” портфолио) - представлен работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода обучения; показывает развитие и рост в обучении учащегося.
Портфолио процесса – показывает, как развивались умения и навыки школьника; полезен при изучении документации полного процесса обучения.
Портфолио показательный – используется для “суммирования” мастерства учащихся по определенным пунктам учебного плана; обязательно содержит письменный анализ.
Оценочный портфолио- непрерывный и продолжающийся; многомерный, т.е. отражает широкий спектр возможностей изучения процесса обучения.
Портфолио в форме проекта часто используется в школах США в форме выпускного проекта, который предусматривает исследовательский проект, конкретный продукт деятельности, устную презентацию; в Дании выполнение междисциплинарного проекта портфолио официально заменило выпускные экзамены. Электронные варианты портфолио являются средством мобильности молодежи к изучению иностранных языков. Портфолио совместной деятельности используется в школах, где принята концепция совместной деятельности учащихся и преподавателей, с особым акцентом на поликультурное образование.
В российской школе разработчики моделей создания портфолио (портфель достижений) ориентировались на три распространенных за рубежом его типа: показательный, рабочий и оценочный. По аналогии с ними предложили три раздела портфолио и рекомендации по их применению, которые можно использовать в любых комбинациях (представляя в этом случае различные модели портфолио). Эти модели позволяют отслеживать, оценивать и учитывать индивидуальные образовательные достижения учащихся и включают все разнообразие материалов, демонстрирующих эти достижения, – от официальных дипломов олимпиад и конкурсов до проектных работ и социальных практик. Рабочая группа по введению профильного обучения при Министерстве образования и науки РФ, опираясь на сложившийся опыт, считает целесообразным ориентироваться на три основных его типа:
А) “Портфолио документов”
Преимущества: итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации). Ограничения: портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесс индивидуального развития ученика, разнообразие его творческой активности, его учебного стиля, интересов.
Б) “Портфолио работ”
Преимущества: портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Ограничения: качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.
В) “Портфолио отзывов”
Преимущества: эта форма портфолио дает возможность “включить” механизмы самооценки ученика, что повышает осознанность процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Ограничения: сложность формализации и учета собранной информации.
На основании предложенных вариантов портфолио предлагается конструировать и апробировать либо “комплексные” модели портфолио (включают названные типы в качестве своих разделов), либо “простые” (включают один из названных типов).
Бесспорно технология портфолио помогает решать проблемы обучения и формирования самообразовательных компетенций не только в школе, но и в системе профессионального образования. В «портфолио» студента СПО отражается путь успеху. Здесь и цели, и задачи, и непосредственные достижения: участие и победы в конкурсах, проектах и т.п., материалы, собранные преподавателем при подготовке к разного рода мероприятиям или урокам и т.п., а также рекомендации администрации колледжа. В зависимость от профиля СПУ, вида деятельности и будущей профессии студента портфолио имеет свою специфику. Таким образом, портфолио представляет собой собрание объектов, созданных с определенной целью. Идея состоит в том, что студенты собирают воедино материал из разных источников, используя различные методы, и делают это в разное время. Метод портфолио представляет собой педагогическую технологию сбора и систематизации материалов. Создание студентами собственной папки работ, например, с использованием компьютера и различного программного обеспечения, способствует достижению педагогических целей учебного курса, в частности, выработке навыков рефлексии, совершенствованию навыков владения ИКТ и средствами дизайнера, углубленному подходу к обучению и т. д.
Метод оценки с помощью портфолио позволяет:
показать ретроспективу процесса обучения и развития обучаемого. Так как портфолио запечатлевает процесс изменения или развития в различные моменты времени, по нему легче судить об индивидуальном стиле обучения;
служить средством развития навыков общения и выработки взаимной ответственности между преподавателем и обучаемыми;
раскрыть отношение учащихся к обучению, а также способствует изучению их мотивации.
Анализ литературы, посвященной применению портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации среднего образования, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к СПО.
Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, которые позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности) которые выдвигаются миром образования и труда, как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного демократического информационного общества.