Данная тема является актуальной в наше время, поскольку научная речь и научный стиль решает коммуникативные задачи науки. Научный стиль характеризуется лингвистическими признаками, такими как точность, абстрактность, логичность и объективность. Они являются необходимыми и обязательными для формирования научной картины мира.
Объектом исследования данной работы является логичность, которая лежит в основе научного текста. Предметом исследования в свою очередь является жанры науки, то есть научные статьи, учебники, пособия и т.д. Метод исследования заключается в анализе научной речи. Цель работы определить - как логичность влияет на научный стиль. Рассматривая данный вопрос, мы установил следующие задачи: 1) выяснить значение логичности; 2) определить виды логичности; 3) установить законы логики; 4) показать, что логичность неотъемлемая часть научной речи.
Логичность речи является коммуникативным качеством, предполагающим умения последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание. Различают два вида логичности: предметную и понятийную. Предметная логичность речи заключается в соответствии смысловых связей единицы языка в речи отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Понятийная логичность отражает структуру и развитие мысли в смысловых связях единиц языка в речи.
Выделяют следующие законы логики: 1) закон тождества; 2) закон противоречия; 3) закон исключенного третьего; 4) закон достаточного основания. Им сопоставляют такие особенности речи, как последовательность, определенность, непротиворечивость и обоснованность мысли.
Научная деятельность сводиться к двум неразрывным задачам. Первая - заключается в научном поиске и вторая в оформлении результатов познания. Результаты записывают текстом, который должен быть достаточно емким, ясным и передающий однозначную мысль. Поэтому почти любой научный текст может быть сжато представлен в виде логической схемы. Если рассматривать литературу относящиеся к математике, то зачастую можно увидеть большое количество текста, заменяемое символами.
Для наглядности составлю логическую схему текста [2, стр. 220-221] из учебного пособия автора М.Ю. Федосюк. Основной тезис: видовое разнообразие биосферы уменьшается в результате деятельности человека. Аргумент: Использование огня вызвало разрушение растительных сообществ и уничтожение многих видов животных. Иллюстрация: Охотники комбинировали разные виды охоты, использовали огонь для загона и ловли дичи и тем самым истребили многие виды растений и животных.
Таким образом, одним из основных признаков научной речи является логичность. Она помогает научной речи быть ясной, структурированной, а так же развивает мышление. Однозначно можно сказать, что наука не смогла бы существовать без логики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1.СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ: онлайн учебник [Текст]/ Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г., [1,Раздел 2,Глава 4]
Русский язык для студентов-нефилологов: учебное пособие [Текст] / М.Ю.Федосюк, Н.А. Николина, О.А. Михайлова, [2, стр.220] – Москва, 11-е изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2006. – 256 с.: ил.