Информатизация образования в начальной школе - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Информатизация образования в начальной школе

Мисникова А.С. 1
1ФГБОУ ВО "Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития образования все больше внимания уделяется информатизации начального образования.

Одна из главных причин заключается в том, что современное общество предъявляет новые требования к вступающему в жизнь поколению. Нужно иметь навыки, чтобы планировать свою деятельность и находить информацию, необходимую для решения проблемы, а также строить информационную модель изучаемого объекта или процесса, эффективно использовать новые технологии. Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютере, как показывает отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики.

Что касается процесса включения компьютера и информационных технологий в начальное образование, можно выделить следующие аспекты:

компьютер становится неотъемлемой частью новой предметной среды ребенка, требующей системного развития;

информационные технологии обучения активно включаются в методическую систему обучения, видоизменяя ее составляющие и изменяя себя.

Принято выделять следующие области использования ИТ-возможностей в начальной школе:

формирование исходных навыков усвоения основных методов мыслительной деятельности учащихся (анализ, синтез, классификация, систематизация понятий, предметов, явлений и др.);

развитие познавательных способностей младших школьников;

развитие индивидуальных качеств учащихся (восприятие, внимание, зрительная память, творческое и логическое мышление, рациональность и планирование действий и др.);

формирование базовых навыков информационной грамотности (примитивное компьютерное управление, первичное понимание компьютера как инструмента расширения и развития возможностей человека);

развитие навыков межличностного общения;

эстетическое развитие (музыка, изобразительное искусство);

экологическое образование (представление о мире, природе, моделирование окружающей действительности).

В свою очередь, процесс информатизации начального образования состоит из следующих компонентов:

формирование информационной культуры студентов;

преподавание вводного курса информатики;

использование новых информационных технологий при изучении школьных предметов;

использование новых информационных технологий в управленческой и научно-методической деятельности учителя.

Цели первоначального изучения информатики авторами учебных программ формулируются по-разному, но все авторы сходятся во мнении, что главное – формирование информационной культуры ребенка.

Во-первых, изучение информатики необходимо для развития мышления учащихся. Психологи отмечают, что для человека в жизни иногда важен не столько набор знаний, которыми он обладает, сколько развитое мышление, его способность анализировать, обобщать полученную информацию и принимать решения. Более того, известно, что стиль мышления начинает складываться у детей младших классов (логическое мышление) и оптимально его формировать в возрасте 5-12 лет.

Существенное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие теоретического, творческого мышления школьников, а также на формирование нового типа мышления, так называемого оперативного мышления, направленного на выбор оптимального решения.

Во-вторых, для формирования психологической готовности детей к жизни в обществе, широко использующем информационные технологии в повседневной жизни, образовании, науке, различных гуманитарных сферах, на производстве, в экономике и управлении.

Компьютерные локальные, региональные, межрегиональные, глобальные коммуникационные системы создают особую инфраструктуру современной цивилизации. Сегодняшние школьники воспользуются этой информационной инфраструктурой и завтра обогатят ее. Поэтому сегодня студент должен уметь использовать компьютер как средство и инструмент своей деятельности.

Опыт применения компьютеров в начальной школе позволил выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения младших школьников он обладает рядом преимуществ. Информационные технологии создают большие возможности активизации учебно-познавательной деятельности в начальной школе, тем самым формируя благоприятные психологические условия для реализации развивающего обучения информатике.

По образовательному стандарту общеобразовательного курса

«Основы информатики и компьютерных наук», разработанные под руководством А.А. Кузнецова, задачи изучения основ информатики в школе рассматриваются в двух аспектах: во-первых, с позиций формирования системно-информационной картины мира, общих представлений об информационных законах строения и функционирования самоуправления. Системы (биологические системы, общество, автоматизированные системы) - мировоззренческий аспект; во-вторых, с точки зрения методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решения задач с помощью компьютера и других средств новых информационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой студентов к практической деятельности, непрерывным обучением.

Анализ содержания обучения позволяет выделить основные понятия образовательной области «Информатика» в начальном образовании: информация, информационные процессы, алгоритм, программа, исполнитель, объект, модель, значение, таблица, действие, набор и др.

Важными элементами контента являются: способы представления информации (язык, кодировка, данные); методы и средства формализованного описания действий (типы алгоритмов, исполнитель управления); объектный подход к познанию окружающей действительности (формализация и моделирование); системный подход (составная часть, ее влияние на поведение всей системы); элементы логики; комбинаторные задачи; использование компьютера в образовательной деятельности (компьютер, редактирование текстовой, графической и звуковой информации) и др.

Обучение информатике в начальной школе направлено на формирование исходных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с помощью компьютера.

Практическая составляющая содержания учебного предмета формируется из задач по информатике с предметным содержанием (безкомпьютерная составляющая обучения) и практических задач на базе компьютера.

Также существуют инновационные учебные материалы, которые в настоящее время используются и проходят соответствующую проверку Минобрнауки России на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам:

— Компьютерный практикум для начальной школы 1—4 классы, ОАО Просвещение Медиа (цифровой образовательный ресурс).

— Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы, ЗАО Телевизионное объединение Продюсерский центр ШКОЛА (цифровой образовательный ресурс).

— Матвеева Н.В., Богомолова О.Б., Плаксин М.А. Система виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2—6».

В начальной школе важно пробудить интерес детей к информационной деятельности в рамках различных информационных и тематических семинаров, образовательных проектных мероприятий с междисциплинарными связями. Это становится возможным при использовании вариативной составляющей при формировании различных траекторий обучения информатике и развитии информационной активности детей. Выбор траекторий обучения информатике определяется приоритетами школьного профиля. Начальный этап изучения информатики - 2 или 3 класс.

Просмотров работы: 171