Социальные девиации в образовательном учреждении - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Социальные девиации в образовательном учреждении

Баркунова О.В. 1, Шилец А.Н. 1
1ФГБОУ ВО "ИвГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема социальных девиаций в образовательных учреждениях актуальна в настоящее время по нескольким причинам:

Во-первых, современное состояние российского общества в целом характеризуется экономической, демографической, социальной и политической нестабильностью, что ведет к росту количества проявлений девиантного поведения как в молодежной, так и во взрослой среде.

Во-вторых, вследствие неустойчивой обстановки в обществе девиантное поведение, все чаще перерастает в криминальное, преступное поведение.

В-третьих, ежегодно увеличивается число несовершеннолетних, употребляющих алкоголь, наркотические вещества.

В-четвертых, появляются все новые формы девиантного поведения, причинами которых стали современное влияние на молодое поколение СМИ, компьютерных игр, низкопробной кинопродукции, пропаганды сексуальной распущенности.

Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Социально-негативный характер девиаций в школьной среде деструктивен как для личности, так и для общества в недалеком будущем и является предметом изучения разных наук (психологии, социологии, педагогики), вызывая наибольший интерес исследователей (И.В. Дубровина, А. Игнатенко, A.A. Радугин, К.А. Радугин, Ж.Т. Тощенко, С.С. Фролов и др.), которые раскрывают сущность понятий «девиантность» и «девиации в поведении».

Под «девиантностью» ученые понимают отклонение от норм, регулирующих поведение людей в каком-либо сообществе. Отсюда понятие «девиантный» традиционно применяется для характеристики действия, либо процесса, связанного с нарушением норм.

Подростковая жизнь характеризуется тем, что подростка особенно волнуют общечеловеческие проблемы и ценности, начинает складываться моральное сознание, намечаются общие контуры жизненной позиции. Именно школьники подросткового возраста, в связи с возрастными и социальными особенностями являются наиболее чувствительными к стрессам и изменениями, именно они становятся «группой риска».

Наиболее успешным видом работы с девиациями является профилактика, которая должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, но в то же время и на предотвращение возможных негативных явлений.

В образовательных учреждениях, для ее реализации используются следующие способы:

• забота о материальной обеспеченности несовершеннолетних и членов их семей;

• организация досуга подростков;

• проведение образовательных курсов и программ, способствующих просвещению молодежи и отвращению подростков от алкоголизма, курения и употребления других наркотических веществ;

• пропаганда здорового образа жизни.

Поэтому важно в современной школе создавать благоприятную и безопасную среду, свободную от условий, деформирующих сознание школьника. Для развития личности обучающегося образовательное учреждение может предоставить возможность реализовать свой внутренний потенциал в различных видах активной деятельности, в том числе в общественно-полезной деятельности и общении со сверстниками. Такие условия будут способствовать формированию положительных ценностей и качеств личности, накоплению позитивного социального опыта. Например, в подростковом возрасте, общение со сверстниками становится тем средством через которое молодой человек наиболее продуктивно усвоит нравственные нормы, гуманистические идеалы, а также позитивный сверстник поможет подростку демонстрировать освоенные нормативные формы поведения в социуме.

Таким образом, современная школа может способствовать позитивной социализации обучающихся и нейтрализовать деструктивные факторы, влияющие на развитие их личности и приводящие к различным социальным девиациям.

Список литературы:

1. Галич Г. О., Карпушкина Е. А., Корчагина Л. Н., Морозова Н. Л., Тупарева Н. В. - Профилактика девиантного поведения детей и подростков // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 84-91

Просмотров работы: 14