АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ В ЛЕСНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ В ЛЕСНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ

Корницкая Л.Ю. 1, Бородкина В.И. 1, Макарьева Е.А. 1
1ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Лесное хозяйство входит в состав лесного комплекса, который включает также лесозаготовительную, лесопильную и деревообрабатывающую, целлюлозно-бумажную, гидролизную и лесохимическая отрасли промышленности. Каждый из них, в свою очередь, подразделяется на специализированные производственные мощности по выпуску определенных видов продукции.

Российская Федерация обладает достаточными запасами лесных ресурсов для удовлетворения не только текущих и будущих внутренних потребностей страны в древесине и продуктах ее переработки, но и для значительного расширения экспорта лесной продукции. Продукция, производимая лесным комплексом, активно используется во многих отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства, а также в медицине, полиграфии др.

Россия является главным экспортером лесоматериалов [1]. Выделяют следующие страны-импортеры:

Китай – круглый лес, пиломатериалы и целлюлоза;

Финляндия - круглый лес;

Япония - круглый лес и пиломатериалы;

Египет - пиломатериалы; Германия - пиломатериалы, бумага и картон;

Турция - целлюлоза, бумага и картон;

Страны СНГ - круглый лес, пиломатериалы, листовые древесные материалы, бумага и картон.

Несомненно, леса имеют большое значение для экологии страны. Леса являются важной частью природной среды. Как экологическая система, она выполняет различные функции и в то же время является незаменимым природным ресурсом. Но не стоит недооценивать значение лесов для экономики страны. Сегодня лес может стать одним из главных опор новой экономики. Если правильно и эффективно использовать экономический потенциал лесной отрасли, то она не будет уступать нефтегазовому комплексу. Но у страны могут закончиться ископаемые ресурсы, и лес может размножаться вечно. Чего России и не хватает, так это умения правильно распоряжаться тем, что унаследовали от природы, хозяйственного отношения к тому, чтобы сделать лес вечным, неисчерпаемым источником богатства для страны. Тем временем мировая лесная держава испытывает нехватку древесины и продуктов ее переработки. И если не изменить сложившиеся тенденции, то в России ожидается постепенная деградация лесов, и, как следствие, вытеснение отечественных производителей не только с внешних, но и с внутренних лесных рынков.

Лесной кодекс Российской Федерации является основным нормативным правовым актом, регулирующим лесные отношения и вопросы, связанные с организацией государственного лесопользования в РФ.

Его принятие привело к самым значительным изменениям в системе государственного управления лесным хозяйством за всю историю России. Изменения, предусмотренные Лесным кодексом Российской Федерации, затронули следующие вопросы [2] :

- распределения полномочий в сфере лесного хозяйства между уровнями публичной власти;

- организации финансирования деятельности по управления лесным хозяйством;

- прав собственности на леса;

- деления лесов по целевому назначению;

- правил получения прав пользования лесами.

Лесной кодекс Российской Федерации является частью лесного законодательства и регулирует лесные отношения, которые отражают имущественные отношения оборота лесных участков и насаждений. Главной задачей его является обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного и неисчерпаемого использования лесов и насаждений. На первом месте для государства стоит необходимость охраны и воспроизводства лесных земель. Лесной кодекс Российской Федерации устанавливает право собственности на лесные участки, аренды и безвозмездного пользования. На основании кодекса может быть установлен сервитут-ограниченное пользование чужими земельными участками. Здесь же определяются основания прекращения, ограничения или изменения этих прав. Лесной кодекс Российской Федерации вступил в силу в январе 2007 года и состоит из 16 глав, содержащих 109 статей. Он содержит общие положения о воспроизводстве лесов и лесоразведении, основанные на конкретных видах лесопользования, устанавливает порядок осуществления лесного контроля и надзора со стороны государства и органов власти всех уровней. Новый Лесной кодекс Российской Федерации повысил эффективность лесопользования и инвестиций в лесоперерабатывающую промышленность, но снизил эффективность охраны и защиты лесов и древостоев [3].

Лесное законодательство и иные нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, основаны на следующих принципах (ЛК РФ Статья 1. Основные принципы лесного законодательства [4]):

1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

5) сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; (п. 5 в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ);

6) улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности;

(п. 6 в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ);

7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;

8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;

9) использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями

(п. 9 в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 538-ФЗ);

10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;

11) платность использования лесов.

Лесная реформа разделена на этапы, реализация которых уже началась в 2018 году и завершена в середине 2019 года. Разделение реформы действующего лесного законодательства на этапы обусловлено необходимостью проведения соответствующих мероприятий по надлежащему выполнению требований обновленного закона [5] .

С 01.01.2019 вступили в силу следующие изменения в Лесной кодекс РФ (далее — ЛК РФ), которые отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Изменения в лесном законодательстве с 2019 года

№ П., СТ. ЛК РФ

ИЗМЕНЕНИЯ

п. 2 ст. 32 ЛК РФ

В перечень недревесных лесных ресурсов законом от 18.04.2018 № 77-ФЗ добавлен валежник;

п. 5 ст. 1 ЛК РФ

Введен обновленный принцип лесного законодательства по сохранению лесов, в который включена их охрана, защита, воспроизводство, лесоразведение;

п. 1 ст. 3 ЛК РФ

Лесное законодательство теперь также регулирует отношения в области лесоразведения

п. 2.1 ст. 53.1 ЛК РФ

Установлены параметры определения ширины просек (от 10 до 100 метров), создаваемых в целях предотвращения лесных пожаров

ст. 62 ЛК РФ

Определяются цели лесовосстановления — восстановление вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранение их полезных функций и биологического разнообразия.

ст. 63.1 ЛК РФ

регулирующая особенности лесовосстановления и лесоразведения отдельными категориями лиц. Так, не позднее 1 года после вырубки или изменения целевого назначения лесного участка лица, использующие его, обязаны провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях соответствующего субъекта Федерации в объемах, равных вырубленному / переведенному в иную категорию участку.

Можем сделать вывод, что ЛК РФ корректируется для более детального регулирования вопросов охраны и восстановления лесов.

С 01.01.2019 изменению подверглись также полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений [5].

Так, ст. 83 ЛК РФ изложена в новой редакции, согласно которой устанавливается специальный порядок контроля федеральными органами государственной власти за исполнением полномочий, переданных региональным органам.

Например, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства вправе давать руководителям субъектов РФ обязательные для исполнения указания в рамках переданных им полномочий. Эти полномочия имеют особое значение в случае, когда требуется координация действий органов государственные власти нескольких субъектов РФ.

Помимо разработки правил лесоразведения и лесовосстановления, органы государственной власти теперь также должны устанавливать составы проектов в области лесоразведения и лесовосстановления и порядок их разработки (пп. 21, 22 ст. 81).

Следовательно, регионам делегируются различные полномочия в области лесоразведения и лесовосстановления, но под контролем Федерального центра.

С 01.06.2019 вступили в силу следующие изменения в ЛК РФ:

Изменен порядок предоставления лесных участков в безвозмездное пользование (ст. 9, 74.2–74.4 ЛК РФ), в связи с чем дополнен перечень полномочий органов государственные власти РФ в области лесных отношений (они смогут утверждать типовой договор безвозмездного пользования лесным участком, см. п. 29.1 ст. 81 ЛК РФ).

Договор безвозмездного пользования лесным участком детально урегулирован. Срок для государственного или муниципального участка — максимум 5 лет, торги не ведутся. Передать землю можно при отсутствии сведений о пользователе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

Отношения сторон по заключенному договору безвозмездного пользования лесным участком регулируются нормами гражданского законодательства, Земельного кодекса и ТК РФ [4] .

С 01.07.2019 вступили в силу следующие изменения в ЛК РФ, которые отражены в таблице 2.

Таблица 2 - Изменения в лесном законодательстве с 2019 года

№ П.,СТ., ЛК РФ

ИЗМЕНЕНИЯ

ст. 23 ЛК РФ

п. 4 ст. 6.1 ЛК РФ

Лесопарки больше не являются единицей управления в области лесопользования. Вместо них введено понятие участковых лесничеств как составной части лесничеств.

При этом границы участковых лесничеств служат для определения границ земель лесного фонда.

ст. 68.1 ЛК РФ

Скорректирован порядок создания лесничеств. Обязательное приложение к решению о создании лесничеств, в том числе участковых лесничеств, — текстовое и графическое описание местоположения их границ, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ лесничеств или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Также установлен порядок действий, необходимых в процессе проектирования лесничеств.

ст. 6.1 ЛК РФ

Деление лесов по территориальной принадлежности скорректировано законом от 19.07.2018 № 212-ФЗ: леса лесного фонда, состоящие из лесных и нелесных земель , и леса вне лесного фонда. Ко вторым относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий. При этом после завершения использования лесов обороны и безопасности они переводятся в состав лесного фонда и при необходимости подлежат рекультивации.

Также внесены изменения Лесного кодекса РФ с 5 мая 2020 года.

Новая редакция Лесного кодекса Российской Федерации вступает в силу с 5 мая 2020 года. Законодатели усовершенствовали порядок осуществления контроля за исполнением полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ в области лесного хозяйства [6].

Редакцию Лесного кодекса с 05.05.2020 изменил Федеральный закон от 24.04.2020 N 147-ФЗ, вступивший в силу спустя 10 дней после официального опубликования. Его нормами установлены новые полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере лесного хозяйство. За ними закрепили утверждение порядка контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти регионов переданных полномочий в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ.

Сегодня лесное хозяйство является приоритетным направлением развития Министерства природных ресурсов, которое осуществляет свою деятельность по поручению В.В. Путина и опирается на разработанные стратегии развития лесоохраны, лесосбережения и эффективного использования лесных ресурсов до 2030 года.

Сейчас всерьез рассматривается вопрос о создании двух отдельных структур: первая - " лесной дозор, вторая - "лесная охрана". Эксперты считают, что главной силой, направленной на борьбу с незаконной лесной деятельностью, станет "лесная охрана". "Лесной дозор" должен курировать предприятия и руководителей.

Кроме того, будет рассмотрен законопроект, который предлагает ввести биржевые торги при совершении "лесных" сделок. Биржевые индикаторы будут отображать актуальную информацию о стоимости древесины и доходах участников биржи. Механизм биржевых торгов позволит снизить объемы незаконных рубок и обеспечить законность продажи и покупки древесины [7].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Лесное хозяйство как отрасль экономики [Электронный ресурс] : https://spravochnick.ru/ekonomika/lesnoe_hozyaystvo_kak_otrasl_ekonomiki/

2. Нормативно-правовая база, регулирующая государственное управление лесным хозяйством Российской Федерации [Электронный ресурс]:https://studbooks.net/1095063/agropromyshlennost/normativno_pravovaya_baza_reguliruyuschaya_gosudarstvennoe_upravlenie_lesnym_hozyaystvom_rossiyskoy_federatsii

3. Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) 2020, 2019 [Электронный ресурс] : https://dogovor-urist.ru/кодексы/лесной_кодекс/

4. "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 31.07.2020) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299/39e4cc647fe9774307ee823e1fd464dd92a7cf85/

5. Новое в лесном законодательстве – валежники [Электронный ресурс]: https://rusjurist.ru/ekologicheskaya_bezopasnost/lesnaya-reforma-kakie-ozhidayutsya-izmeneniya/

6. Изменение Лесного кодекса РФ с 5 мая 2020 года [Электронный ресурс]: https://ppt-ru.turbopages.org/ppt.ru/s/news/144128

7. Что ждет лесное законодательство в 2020 году [Электронный ресурс]: https://leshoz.biz/wiki/zakonodatelstvo/chto-zhdet-lesnoe-zakonodatelstvo-v-2020-godu/

Просмотров работы: 184