УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПРИ СИСТЕМАТИЧЕСКОМ ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПРИ СИСТЕМАТИЧЕСКОМ ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Демичева Т.Д. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: в данной статье кратко проведен анализ основных типов высшей нервной деятельности школьников, рассмотрены особенности организации образовательного процесса с учетов индивидуально-типологических особенностей обучающихся.

Ключевые слова: высшая нервная деятельность (ВНД), подростковый возраст, И. П. Павлов.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно проведенным исследованиям, особенности систематического обучения в современной школе во многом определяются всё более нарастающим объёмом информации и постоянным усложнением учебного материала. Подобные условия обучения требуют подходящей организации образовательного процесса. Поэтому одним из необходимых условий полноценного обучения учащихся признан учет их индивидуальных анатомических, физиологических и психофизиологических особенностей [4].

Одной из важных систем развития ребенка, которую стоит индивидуально учитывать при систематическом школьном обучении является психофизиологические особенности [5]. Согласно исследованиям, наиболее выраженные индивидуальные психофизиологические различия школьников наблюдаются в высшей нервной деятельности (ВНД). Данная особенность имеет свои отличительные проявления в каждом возрасте. Особенно стоит обратить внимание на подростков. Данный возраст традиционно считается самым трудным в образовательном отношении, так как именно в этот период у обучающихся происходит активация подкорковых структур, вызывающая перестройку ВНД подростков, в связи с этим в школе многие педагоги могут заметить ребят с разной степенью выраженности динамических особенностей, таких как работоспособность, темп выполняемой учебной деятельности и т.п. Научное объяснение данных различий дал академик Иван Петрович Павлов в учении об основных типах нервной системы.

Тип высшей нервной деятельности в учении Павлова рассматривается как совокупность основных свойств нервных процессов. [1]. В своей работе Павлов выделил три основных свойства нервных процессов:

- Силу процесса возбуждения и торможения, которая в свою очередь зависит от работоспособности нервных клеток;

- Уравновешенность нервной системы (степень соответствия силы возбуждения силе торможения);

- Подвижность нервных процессов (скорость смены возбуждения торможением, и наоборот).

Выше перечисленные свойства нервной системы определяют индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности, в связи с этим Павлов выделил четыре основных типа ВНД [2]:

I. Сильный, неуравновешенный: представители данного типа чрезвычайно устойчивы к сильным раздражителям. Поглощенный своими занятиями школьник с сильной нервной системой может спокойно отвлечься от посторонних моментов. Их не отвлекают посторонний шум, разговоры и присутствие других людей. Такие ученики чаще уверены в себе, своих знаниях, возможностях, из-за чего их не смущают неожиданные вопросы со стороны учителя, сверстников, они готовы здесь и сейчас дать ответ на любой поставленный вопрос. Шаблонная, однообразная и монотонная работа у «сильных» вызывает чувство раздражения и неудовольствия, из-за чего на уроке они могут часто отвлекаться на другое «более интересное» занятие или вести беседу с соседом по парте.

II. Сильный, уравновешенный, подвижный: При обучении «подвижные» отличаются легким схватыванием нового учебного материала. Одновременно с этим, у них наблюдается умение быстро выполнять требуемое задание и решать задачи.

«Подвижные» ученики имеют общие черты с «сильными», а именно они также охотно принимают участие в работе, имеющей разнообразный характер, могут легко переключать свое внимание на новый вид деятельности, кроме того, успешно выполняют задания, когда учебный материал подается в высоком темпе.

III. Сильный, уравновешенный, инертный: На уроках представитель данного типа ведет себя сосредоточено и тихо. Однако стоит на перемене принять участие в подвижной, шумной игре, так ему сразу же трудно вновь включиться в учебную деятельность. Представители этого типа скрупулёзные, из-за чего часто у них много времени и сил тратится на «мелочи», которые почти не замечают другие обучающиеся. «Инертные» школьники имеют общие черты с «слабыми», а именно они при неожиданном вопросе со стороны учителя не могут дать быстрого ответа, после неудачной формулировки им нужно время на тщательное обдумывание последующего ответа.

IV. Слабый тип нервной деятельности: дети с данным типом высшей нервной системы часто имеют слабую внешнюю выразительность. Для них часто характерно спокойное поведение в школе. На уроках спокойны, нерешительны, малообщительны. Часто представители данного типа являются интровертами. На перемене они часто избегают подвижных игр из-за повышенной утомляемости и небольших запасов сил. Такие дети часто склоны к пунктуальности, в работе наблюдается аккуратность, иногда доходящая до педантизма. Таким детям нравится порядок на рабочем месте, поэтому у них редко можно заметить беспорядок на парте [2].

Именно выше перечисленные типы ВНД лежат в основе четырёх типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик, которые достаточно отчетливо выражены в школьном возрасте.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Стабильные индивидуальные черты, за которыми скрываются основные свойства нервной системы, нужно обязательно принимать во внимание, поскольку эти свойства непосредственным образом влияют на учебную деятельность.

Учитель способен как облегчить, так и осложнить учебную деятельность ученика. Учитывая тип ВНД учащегося, педагог должен так организовать деятельность каждого, чтобы постоянно все менее проявлялись отрицательные свойства ВНД, которые мешают в учебной работе и поведении. Для этого в исследования были подобраны и обобщены рекомендации для педагогов, которые помогут организовать учебную деятельность с детьми с разными типами ВНД.

1 Правила, которые необходимо соблюдать учителю по отношению к слабым по своим нейродинамическим свойствам ученикам:

- По возможности спрашивать учеников в начале урока, а также привлекать к активной деятельности в начале школьного дня;

- На уроках стоит избегать ситуаций с неожиданным вопросом;

- Помните о уязвимости такого ученика, не стоит подвергать его публичной критике;

- После заданного вопроса, учителю стоит давать некоторое время школьнику на подготовку ответа;

- При замечаниях в адрес обучающегося, педагогу стоит обращать внимание на тон голоса (в этом случае не должно быть резкого замечания в повышенном тоне);

- Если речь идет об объективном оценивании знаний ученика, то в этом случае желательно, чтобы ответы на вопросы давались не в устной, а в письменной форме;

- Не стоит требовать ответов на новый, только что пройденный учебный материал (рекомендуется отложить опрос на следующий урок);

- Рекомендуется формировать уверенность в своих знаниях, силах с помощью поощрений в виде отметки или слова;

- Во время выполнения самостоятельной (домашней) работы рекомендуется создавать детям спокойную обстановку, без внешних раздражителей (шума, разговора);

- Чтобы обучающиеся чувствовали себя более уверенно, их стоит вовлекать в широкий круг занятий, одновременно развивая общительность с другими ребятами;

- При выполнении сложной, ответственной работы, не стоит ставить временные рамки. Кроме того, обязательно предоставляйте возможность работать по шаблону или алгоритму;

- Обязательно учитывайте повышенную утомляемость детей, то есть стоит давать время для отдыха;

- При ответе (рассказе), дайте возможность использовать внешние опоры в виде графиков, схем, таблиц.

2 Правила для учителя при работе с детьми с сильной нервной системой:

- На уроке стоит предлагать разнообразные по содержанию задания и упражнения;

- При проведении урока стоит исключить однообразную, монотонную работу по шаблону, алгоритму, схеме;

- Для быстрого переключения внимания учителю стоит найти соответствующие приемы быстрого вовлечения в учебную работу;

- Замечания ученикам рекомендуется делать спокойным, но требовательным тоном;

- Рекомендуется разрешать ученику непродолжительные перерывы, смену видов деятельности;

- При выполнении монотонной работы учителю стоит давать задания с высоким темпом;

- На уроках рекомендуется побуждать учащихся контролировать свою деятельность самостоятельно;

- При объяснении нового материала, чаще использовать метод эвристической беседы;

- Так как ученики могут быстро справиться с самостоятельной работой, учителю всегда стоит «держать» дополнительные задания;

- В процессе урока воспитывать умение «доводить начатое дело до конца», обращать внимание на качество деятельности;

- Помогать в лидерстве, развивая социальный интеллект;

- Добиваться умения считаться с окружающими и не задевать их самолюбия;

- В процессе взаимодействия помнить, что эти дети требуют доброжелательно и одновременного строгого отношения.

3 Правила для учителя при работе с инертными детьми:

- На уроках стоит избегать разнообразных по содержанию заданий и упражнений;

- Помнить, что их активность при выполнении нового типа заданий возрастает постепенно, поэтому не стоит от них требовать немедленного включения в учебную деятельность;

- При выполнении заданий, контрольной работы учителю необходимо предоставлять больше времени на его выполнение;

- Поскольку у таких учеников хорошо развита долговременная память, им нужно обязательно проработать новый материал дома;

- Избегать ситуаций, в которых нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос (необходимо предоставить ему время на подготовку);

- На уроке необходимо чаще использовать задания для самостоятельной работы;

- Постепенно предлагать разные по содержанию задания, не стоит торопить с их выполнением;

- Не следует заставлять «инертного» отвечать новый, только что пройденный учебный материал, лучше отложить его опрос до следующего раза, дав возможность позаниматься дома;

- При выполнении заданий не стоит отвлекать ученика, одновременно переключая его внимание на другой вид деятельности [3].

4 Правила для учителя при работе с детьми с подвижной нервной системой:

- Для поддержания сосредоточенности внимания таких учеников следует привлекать их к ответу на вопросы по ранее известному учебному материалу;

- Зная, что внимание ученика с подвижной нервной системой отличается особой подвижностью, педагог с самого начала урока должен стараться держать такого ученика в поле зрения и направлять его сосредоточенность на выполнение учебной работы;

- При организации учебного процесса стоит обратить внимание на рабочее место ученика, а именно на парте не должно быть отвлекающих предметов;

- Перед выполнением самостоятельной работы, формировать привычку выслушивать до конца указания педагога;

- На уроках со стороны педагога всегда должен быть контроль за учениками;

- На уроках учителю стоит использовать разнообразные по содержанию задания и частые переходы от одного вида деятельности к другому;

- При выполнении однообразной и монотонной работы, педагогу стоит предложить ученику задания иного типа, требующие сообразительного мышления;

Выше перечисленные рекомендации по работе с детьми с разными типами ВНД безусловно помогут опытному и начинающему педагогу при организации образовательного процесса при систематическом школьном обучении. Однако стоит учесть, что данные рекомендации могут быть применены только с учетом возрастных закономерностей психического развития.

ВЫВОДЫ

Знание типологических особенностей учащихся и их проявлений в учебной деятельности позволяет заранее предусмотреть, в каких учебных ситуациях, условиях эти проявления окажутся благоприятными для достижения успеха, а в каких могут препятствовать ему. Это поможет выяснить, какие недостатки и какие положительные черты в учебной деятельности наиболее легко складываются на фоне, например, лабильности, а какие - на фоне инертности нервной системы.

Ориентация на индивидуально-типологические особенности ученика и построение с учетом различий разных типов ВНД – главный принцип индивидуализации обучения, к которому должен стремится опытный педагог.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Безруких, М. В. Возрастная физиология: - учеб. пособ. для студентов высших педагог. учеб. заведений / М. Безруких, В. Сонькин, Д. Фарбер. — Москва: Академия; 2003 г., 416 с.

Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: [Текст] : учеб.пособ / Н.Н. Данилова,. - Ростов н-Д., 2008. – 324 с.

Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция [Текст] : учеб.пособ для студентов высших учеб. заведений / В.Т.Козлова, М.К.Акимова. – Москва : 2002. – 160с.

Сластенин В. А. Педагогика: [Текст] : учеб. пособ. для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин. – Москва : 1997. – 242 с.

Теппер, Е. А. Возраст ребенка и готовность к началу систематического школьного обучения: учебник [Электронный ресурс] // Социемы: журнал Санкт-Петербург : Сибирское медицинское обозрение. - 2011. - №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrast-rebenka-i-gotovnost-k-nachalu (дата обращения: 02.12.2020).

1Научный руководитель: Драчкова Людмила Николаевна – кандидат географических наук, доцент кафедры географии и гидрометеорологии САФУ имени М. В. Ломоносова

Просмотров работы: 580