Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирный банк занимают лидирующие позиции в вопросах мониторинга влияния проблемы распространения COVID-19 на систему образования. В материалах данных международных организаций приводится анализ общих для большинства стран проблем, с которыми сталкиваются системы образования при переходе к цифровому формату обучения. В марте-апреле 2020 г. буквально за несколько недель 95% студентов по всей планете были вынуждены перейти в дистанционный или смешанный формат обучения. Вузы по-настоящему оказались в чрезвычайной ситуации. Возникли барьеры для реализации той модели, по которой школы и университеты работали веками. Для ослабления пандемии тоже проще всего было бы закрыть вузы на карантин. Но российские университеты, как и их коллеги во многих странах мира, решили продолжить работу хотя бы и в ограниченном масштабе — помочь студентам продолжать образование и даже завершить обучение.
Рассмотрим сущность и определение понятия «дистанционное обучение». Дистанционное обучение - это новый способ получения необходимых знаний при помощи использования средств телекоммуникаций, обеспечивающий диалоговый контакт между обучаемым и системой обучения. При проведении занятий в рамках дистанционного обучения школьник имеет уникальную возможность, не покидая дома, прослушать учебные курсы, подготовленные преподавателем школы, познакомиться с новейшими достижениями в области телекоммуникаций и информационных технологий. Для учителя - это дополнительная возможность познакомиться с инновационными способами организации и проведения занятий дистанционного обучения, накопить опыт для создания собственных учебных программ.
Хуторской A.B. [1] понимает под дистанционным обучением «обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты и объекты образования, имея пространственную или временную удалённость, участвуют в учебном процессе, направленном на создание образовательных продуктов и соответствующих внутренних приращений субъектов образования».
Исследуя понятие «дистанционное обучение» мы пришли к выводу, что наиболее полное и всестороннее среди них является определение, данное А. В. Хуторским: «Под дистанционным обучением подразумевается личностная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций. Дистанционное обучение предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса. Обмен и пересылка информации играют в данном случае роль вспомогательной среды для организации продуктивной образовательной деятельности учащихся».
Дистанционное обучение - это перспективное направление образования. Различают понятия дистанционное образование (ДО) и дистанционное обучение. Дистанционное образование определяют следующим образом.
Во-первых, ДО - разновидность образовательной системы, в которой преимущественно используются дистанционные технологии обучения и организации образовательного процесса.
Во-вторых, ДО - одна из форм получения образования, по которой освоения того или иного ее уровня по той или иной специальности осуществляется в процессе дистанционного обучения.
Дистанционное обучение (ДО) - форма организации и реализации учебно-воспитательного процесса, по которой его участники (объект и субъект обучения) осуществляют учебную взаимодействие принципиально и преимущественно экстерриториально. Выделяют следующие специфические качественные свойства ДО:
1. Гибкость и адаптивность учебного процесса к потребностям и возможностям учащихся.
2. Модульность построения учебных программ.
3. Новая роль преподавателя.
4. Специализированные формы контроля качества знаний.
5. Использование базовой и специализированных коммуникативных технологий поддержки взаимодействия субъектов процесса электронного дистанционного обучения.
6. Использование специализированных средств обучения.
7. Использование специализированных программных средств организационной поддержки электронного обучения.
Рассмотрим классификацию моделей дистанционного обучения [2]. Моделирование - это один из методов научного исследования. Многие ученые уделяют значительное внимание исследованию моделей дистанционного обучения. В настоящее время существующая граница открытого и дистанционного обучения базируется на шести основных моделях, использующих различные традиционные средства и новые информационные технологии.
Модель 1. Обучение по типу экстерната.
Обучение ориентировано на школьные и вузовские требования и предназначено для тех, кто не может посещать занятия в результате различных обстоятельств. Модель предусматривает консультирование у специалистов, тестирование.
Модель 2. Университетское обучение (на базе одного университета). Такая модель представляет собой целую систему обучения для студентов обучающихся дистанционно, обучение происходит с использованием информационно-коммуникационных технологий. Создаются учебные среды отдельных университетов, где студенты могут получать дополнительную информацию по отдельным дисциплинам.
Модель 3. Обучение основано на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Сотрудничество нескольких учебных заведений позволяет создать более профессиональное учебное среду и не такое затратное.
Модель 4. Обучение в специализированных учебных заведениях. Специально созданные с целью дистанционного обучения образовательные учреждения ориентированы на разработку мультимедийных заведений. В их компетенцию также входит оценка и аттестация студентов. Самым известным заведением такого типа является Открытый университет в Лондоне.
Модель 5. Автономные обучающие системы. Традиционно в зарубежной практике такая модель также считается дистанционной, хотя она может считаться дистанционной только там где это касается интерактивности. Обучение происходит средствами теле- и радиопередач. Данная модель широко распространена в университетах США.
Модель 6. Неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Это также программы самообразования с возможностями консультирования. Они ориентированы на обучение взрослой аудитории, то есть тех людей, которые вследствие различных причин не смогли получить школьное образование. Подобные проекты могут стать частью государственной образовательной программы.
Учитывая вышеуказанные модели дистанционного обучения, функционирующих последние 20 лет, можно выделить следующие их цели.
1. Дать возможность совершенствоваться, пополнять свои знания в рамках действующих образовательных программ.
2. Предоставить аттестат об образовании, повышении квалификации на основе результатов экзаменов.
3. Дать качественное образование по различным направлениям школьной и вузовской программы.
По нашему мнению дистанционное обучение - это обучение на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических, информационных технологий и услуг, предоставляемых Интернет, таких как: электронная почта, телевидение и др. Обмен и пересылка информации играет роль вспомогательной среды и может осуществляться разными способами, обеспечивая взаимодействие его участников.
Анализ литературы по проблемам дистанционного обучения позволяет сделать вывод о том, что, говоря о модели дистанционного обучения, авторы выбирают различные основания для их классификации. Существует несколько различных подходов к выделению моделей дистанционного обучения. В основном выделение авторами моделей дистанционного обучения происходит не на основании теоретического анализа, а на основе практики.
Как видно из указанных в работе моделей, каждая из них имеет свою специфику и предназначена для решения отдельных дидактических задач. Каждая модель имеет своего пользователя. Поэтому трудно отдать предпочтение отдельной модели. Специфика каждой модели дистанционного учебного процесса приводит отбор и структуру содержания, методов, организационных форм и средств обучения.
Список литературы:
Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А. В. Хуторской. - СПб: Питер, 2001.
Дистанционное обучение в современном мире.: ИНИОН РАН, 2002