Автоматизация процессов обслуживания предприятий общественного питания - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Автоматизация процессов обслуживания предприятий общественного питания

Кузавова И.Ю. 1
1РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье показаны механизмы автоматизации процессов обслуживания в предприятиях общественного питания и эффективность их использования.

Ключевые слова: автоматизация, процессы, предприятия общественного питания, эффективность.

Annotation. The article shows the mechanisms of automation of service processes in public catering enterprises and the efficiency of their use.

Keywords: automation, processes, catering establishments, efficiency.

Введение. Высокая динамика роста ресторанного рынка обуславливает сегодня постоянное совершенствование инструментов ведения бизнеса и профессионального управления предприятием.

Актуальность автоматизированных систем управления в первую очередь определяется корпоративными целями, такими как рост предприятия, получение прибыли, обеспечение непрерывности деятельности, увеличение рыночной стоимости компании. Экономические цели состоят в увеличении продаж, достижения оптимальной доли прибыли, обеспечения рентабельности, снижении расходов в большей степени за счет эффективности работы.

Оптимально выстроить все бизнес процессы на предприятии и вести контроль с целью большей эффективности и прибыльности работы предприятия зачастую является основной проблемой руководства. Сегодня владельцу ресторана уже необходимо четко представлять себе, кто является посетителем заведения, какие блюда и напитки предпочитают клиенты, в какой день недели пик посещений, а когда - затишье, кому из официантов посетители отдают предпочтение и многое другое. Осуществлять анализ деятельности ресторана по такому количеству параметров вручную практически невозможно. Для оперативного принятия решений нужна информация о работе всех подразделений компании. Чтобы получить ее, обработать и представить в применимом для дальнейших действий виде, необходим простой удобный инструмент. Роль такого помощника и призваны сыграть системы компьютерного контроля предприятия [2].

Автоматизация любых из заведений, будь то столовая или ресторан, поможет решить несколько извечных проблем общепита:

Рисунок 1- Автоматизация ресторана

Кроме официантов, в ресторане работают бухгалтеры и другие люди, отвечающие за обработку различных типов хозяйственной документации. В современной точке общепита решение этих задач вручную — прямой способ «затормозить» бизнес, и автоматизация здесь просто необходима.

Если говорить о чисто экономических задачах — например, связанных с обеспечением роста выручки и прибыльности ресторанного бизнеса, то автоматизация также значительно способствует эффективности их решения. Объектом экономического анализа в ресторане может быть в буквальном смысле любая процедура, связанная с приготовлением блюда (или любая сопутствующая процедура — например, закупка ингредиентов для соответствующего блюда). Ход и результат данной процедуры могут быть учтены в системе автоматизации ресторана, а затем — могут быть использованы при анализе хозяйственной эффективности предприятия [1].

В аппаратной части автоматизация предприятия общепита предполагает использование:

Оборудования, которое официант использует для взаимодействия с клиентами:

терминалов для приема и обработки заказов;

контрольно-кассовой техники;

эквайринговых терминалов;

денежных ящиков;

считывателей карт лояльности.

Оборудования для склада:

сканеров для штрих-кодов;

складских электронных весов;

терминала сбора данных (ТСД).

Оборудования для кухни:

принтеров заказов, используемых на кухне и альтернативных решений (дисплеев);

кухонных электронных весов.

Коммуникационных модулей (например, для связи кухни с залом и складом — и вообще для организации информационного обмена между любыми подразделениями предприятия общепита):

вычислительных устройств — серверов, ПК, мобильных гаджетов;

сетевых устройств (Wi-Fi-модулей, коммуникаторов).

Оборудование для автоматизации может быть дополнено различными сопутствующими техническими средствами. Например — теми, с помощью которых осуществляется необходимая интеграция инструментария в рамках локальной вычислительной сети — к которой подключены (при установленном уровне полномочий) различные рабочие места (официантов, барменов, бухгалтеров, сотрудников склада, менеджеров).

Одними из самых известных программ по автоматизации являются:

R-Keeper

Старейший игрок на рынке автоматизации ресторанного бизнеса. Первая версия программы R-Keeper была создана еще в 1992 году, в настоящий момент система установлена в 37 тысячах ресторанах в разных странах мира.
Система включает различные модули (фронт-офис для непосредственной работы в ресторане и бэк-офис для контроля процессов и издержек) и приложения. Несмотря на популярность, некоторые пользователи жалуются на достаточно сложный и неинтуитивный интерфейс.

То, что касается службы поддержки, то возможности поддержки через чат (что было бы удобно) не предусмотрено, но предусмотрены звонки по горячей линии.

Тип установки: система устанавливается локально

Стоимость лицензии: от 77000 до 180000 рублей.[3]

iiko

Проект, созданный сооснователем ABBYY Давидом Яном, занимает второе место по популярности в России. Система характеризуется наличием большого числа различных модулей, которые подключаются к специальному серверу и работают через него. Есть функциональность фронт- и бэк-офиса.

Большое число модулей, которые подключаются за отдельную плату, довольно непросто администрировать, что приводит к повышению вероятности возникновения сбоев.

Поддержки с помощи чата нет, связь по телефону в режиме 24/7 довольно оперативная, но соединяют с операторами, которые не в курсе всех технических тонкостей системы.

Тип установки: локальный.

Стоимость: базовая функциональность программы стоит 23990 рублей за сервер, 19990 за iikoFront (автоматизация кассовой станции) и 11990 за iikoOffice (автоматизация управления складом).

СБИС Presto

Программа включает фронт-офис, бэк-офис и мобильное приложение для официанта и повара. Все, как у лучших представителей отрасли, но добавлены приятные фишки. Например, вместо топорной схемы зала прорисована детальная, используются наглядные аватарки для гостей, экран повара умеет проговаривать заказ, есть возможность загрузить каталог продуктов и готовых техкарт одной кнопкой, привязать видеофиксацию к каждому чеку и т.д

Разработчик – компания Тензор, известна, главным образом, своими решениями для электронной отчетности в госорганы и документооборота. В Presto этот функционал тоже реализован. Можно не покупать дополнительное ПО, а прямо в системе отчитаться по алкоголю в ЕГАИС, по молочке — в Меркурий, подписывать бухгалтерские и кадровые документы.

По работе с системой собрана база знаний с подробными инструкциями и кейсами. Поддержка отвечает 24/7, есть помощь через чат и удаленное подключение.

Тип установки: облачное решение, есть офлайн-приложение на случай проблем с интернетом.

Стоимость: от 750 руб. до 2 000 руб./мес. [4].

Jowi

Гибридный сервис автоматизации, который совмещает облачный и локальные подходы — модуль Jowi устанавливается в ресторане, а затем данные синхронизируются на удаленные серверы. Это позволяет сохранить работоспособность системы даже при «падении» интернета.

Система также модульная — есть приложения для менеджеров зала, официантов, которые синхронизируют данные между собой (официант принял заказ, повар увидел, какое блюдо нужно готовить, менеджер получает информацию о времени приготовления и т.п.)

По статистике основателя сервиса программой пользуются 3500 заведений в странах СНГ. Довольно гибкая система, например, она позволяет изменять различные данные даже задним числом - такая необходимость возникает довольно часто.

Тип установки: локальный + SaaS [5].

Стоимость: $150 в месяц.

Выше рассмотрено значительное количество разнообразных инструментов и сервисов, но их, конечно же, гораздо больше, и многие проекты не попали в статью. У каждой из программ есть свои достоинства и недостатки. Но однозначно можно сказать, что с их помощью можно значительно упростить процесс обслуживания во всех предприятия общественного питания.

Список литературы:

1.«Новые технологии на кухне», «Ресторанные ведомости». - 2009. - №3.

2. «StoreHouse - складской учет в сфере общественного питания». «Ресторанные ведомости». - 2008. - №8.

3. Система R-Keeper - ключевое решение ресторанного бизнеса. Компьютер в бухгалтерском учете и аудите. - 2008. - N3.

4. Официальный сайт «СБИС» [электронный ресурс] / URL : https://sbis.ru/presto

5. Официальный сайт «JOWI» [электронный ресурс] / URL : https://www.jowi.club/

Просмотров работы: 172