ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭПОХА: ЭКОНОМИКА, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭПОХА: ЭКОНОМИКА, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье рассмотрен процесс становления информационного общества. Кроме того, представлена информация об особенностях новой технологической эры. Показаны разные сферы жизни и их путь развития в информационную эпоху. Проанализированы проблемы, которые мешают модернизации сетевых ресурсов и которые затрудняют внедрение информационных технологий в течение государственной и общественной жизни в целом.

Ключевые слова: цифровая экономика, информационные технологии, инновации, знания, электронное правительство, информатизация культуры.

Annotation. The article considers the process of formation of the information society. In addition, information about the features of the new technological era is provided. Different spheres of life and their way of development in the information age are shown. The problems that hinder the modernization of network resources and that make it difficult to implement information technologies in the course of state and public life in General are analyzed.

Keywords: digital economy, information technologies, innovations, knowledge, e-government, Informatization of culture.

Характеристика информационной эпохи. Информационная эпоха - это период развития человеческого общества, где оно формирует свой вектор развития в сфере деятельности, в которой информационные коммуникативные технологии, базирующиеся на электронике и генной инженерии, являются главным инструментом достижения цели.

Развитие таких технологий подразумевает разработку новых возможностей коммуникации в социально-экономической системе, следование тенденциям, фокусировку на инновациях, информации, интеллектуальной собственности, новых технологиях в структуре управления и организации бизнес- процессов под покровительством единой культуры. В информационную эпоху значение приобретают информациональные способы развития. Технология генерирования знаний, детальная работа с информацией, её анализ и становление коммуникации являются источником производительной мощности. Знания и информация как факторы производства важны во всех способах развития. Информациональный же способ имеет особенную черту, которая выражается в воздействии знания на само знание в процессе развития.

Развитие экономики в информационную эпоху. К концу XX века кисть истории написала новую картину социальной атмосферы человеческой жизни. Основа общества получила самый прочный скелет для развития - технологическая революция с информационными нововведениями. Ускоренные темпы толкнули формирование взаимозависимости национальных экономик. Становление такой глобальной коллаборации способствовало появлению новой системы взаимодействия экономики, государства и общества. Завершение «холодной войны» и снижение риска ядерной катастрофы соответственно повлияли на мировую геополитику в значительной мере.

Так капитализм получил свой билет к преображению. Это было охарактеризовано постепенным появлением гибкости в управлении, децентрализацией и формированием сетевых структур внутри фирм и за их пределами, создавая связь с другими предприятиями. Помимо этого, в период реструктуризации капитализма рабочее движение пришло в стадию упадка; индивидуализация труда приобрела значимость, что привело к её росту; большое количество женщин стали представителями наёмной рабочей силы; глобальная экономическая конкуренция и культурная дифференциация условий накопления капитала, менеджерского опыта усилились.

Система рынка, которая составляет основу индустриального общества, имеет некоторые отличия от системы, формирующейся в информационную эпоху. Общество этой эпохи созидает реальную техническую базу для рынка. Так, рыночный механизм, опираясь на электронные средства обработки и передачи информации, приобретает определённую гибкость и скорость, благодаря чему может изучить огромный объём экономической информации.

Интерпретация рынка в современном обществе информационной эпохи меняется, так как теперь рыночный механизм представляет собой компьютеризированную систему коммуникаций, которая позволяет удовлетворить потребности человека из любой точки мира.

Помимо пространственных границ рынка, технологическая эпоха изменяет временную атмосферу рыночного механизма, предоставляя возможность в любое время суток получить информацию из разных уголков планеты (рис.1).


Источник: составлено авторами по [1]

Рис.1. Место России в международных рейтингах развития цифровой экономики 2017-2018 гг.

Рынок информационной эпохи. Так, WILDBERRIES как один из первых рынков информационной эпохи подтолкнул экономику к развитию технологической сферы формирования рыночных отношений. Онлайн площадка позволила производителям сократить излишнюю бумажную волокиту и непосредственные расходы на оплату факторов производства.

Нередка ситуация, когда различные департаменты, например, финансов, логистики, склада, которые хотели бы реализовать ту или иную задачу, сталкиваются с непониманием, обращаясь в единое окно ИТ с просьбами активировать функционал. С этим столкнулись и в WILDBERRIES (WB) на пути своего развития. Задач накапливалось много, и приходилось выбирать, чья будет выполнена, а чья нет. Первым решением было создать отдел, который вплотную бы занимался Т3 (техзадание) на выполнение задач, однако это не исправило ситуацию.

После этого в WB решили коренным образом изменить работу ИТ-департамента. За каждым бизнес-департаментом компании был закреплён «мини ИТ-отдел», который подчинялся главе департамента. Такая модернизация подтолкнула бизнес к рациональному подходу в отношении вопросов внедрения новых технологий и конкретизации формулировки целей. Проблема реализации ИТ-задач возникала, когда технологии коснулись финансового отдела. Он стал первым, где был реализован новый принцип взаимодействия ИТ (информационных технологий) и бизнеса. Это повлияло на становление ИТ-подразделения в компании как полноценной сервисной структуры, которая способна быстро реагировать на запросы бизнеса и предлагать ему по-настоящему эффективные решения. Одновременно благодаря тесному взаимодействию ИТ и бизнеса специалисты обеих сторон получили возможность наладить взаимопонимание, повысить квалификацию.

В коллаборации с WB есть огромный плюс особенно для представителей малого бизнеса – легко выйти на рынок без существенных затрат на рекламу и раскрутку предприятия. Различные бренды и мелкие фирмы, которые сотрудничают с WB могут свободно получить доступ к информации, как рационально заполнить склады интернет-гипермаркета продукцией. Информационная сфера онлайн-рынка предоставляет услуги сервиса WBStat.PRO. Эта система осуществляет мощную аналитику и расписывает реальные продажи (для одежды даже по размерам) по регионам, показывает необходимое количество товаров и то, на каком складе дефицит этой продукции. Кроме того, в аналитике этого сервиса есть поле «Ожидание», которое предоставляет материалы из списка, сформированного клиентами. Этот показатель помогает производителям грамотно сформировать ассортиментную матрицу хитов продаж.

Развитие информационного общества. Феномен постиндустриальной стадии развития общества – информационное общество – представляет собой объединение общественных отношений, в которых особую роль приобретает информация, основанная на знаниях, и характерной чертой является повсеместное распространение информационных технологий в экономике.

Россия достигла успеха в процессе принятия информационных технологий в общественную жизнь и становления информационного общества, однако не смогла преодолеть информационное неравенство, основанное на затруднённом доступе к информационным технологиям и неготовности людей перестроить свою жизнь на базе модернизированных сетевых ресурсов и использовать их как неотъемлемую часть повседневной

рутины (табл.1).

С позиций более высокого уровня образования и уровня благосостояния общество имеет больше возможностей к приобретению информационных технологий, в таком случае информационное неравенство преодолевается путем изменения менталитета граждан и того, как они воспринимают инновации. Так использование информационных технологий в различных сферах жизни не будет пугать людей и настроит их на развитие информационного общества.

Упор государства в политической сфере на то, чтобы запустить процесс становления системы электронного правительства в формы взаимоотношений граждан и органов власти, играет немаловажную роль. Государственная политика РФ сейчас имеет вектор развития в сторону информатизации государственного управления, что подразумевает под собой исполнение Федеральной целевой программы «Электронная Россия» с использованием развитой структуры информационных служб.

Таблица 1.

Использование сети интернет населением России в 2020 г., %

 

Население в возрасте 15-72 лет - всего

В том числе проживающие

в городской местности

в сельской местности

Население, использовавшее сеть Интернет ( % от обей численности в возрасте 15-72 лет) : в течение последних трёх месяцев

64,0

67,2

70,1

69,4

71,8

74,1

48,1

53,5

58,1

никогда не использовали

28,6

25,9

22,3

23,5

21,3

18,3

43,8

39,6

34,5

Места использования населением сети Интернет за последние три месяца (% от общей численности население в возрасте 15-72 лет, использовавшего сеть Интернет за последние три месяца):

                 

дома

92,4

93,9

94,7

93,8

95,1

95,7

86,4

89,0

90,8

на работе

28,8

29,9

32,7

30,2

31,9

34,7

22,6

21,9

25,4

по месту учёбы

7,6

8,2

8,6

7,4

8,1

8,4

8,5

8,7

9,1

у друзей, знакомых

10,9

10,6

11,7

10,6

10,7

11,8

12,2

10,3

11,3

в точках общественного доступа (в гостиницах, аэропортах, ресторанах и др.)

5,6

7,9

10,6

6,3

9,1

12,1

2,5

3,1

4,7

Так реализация этого проекта способствует обеспечению граждан регламентируемым доступом к этим ресурсам. Работа над созданием официальных сайтов и процесс их наполнения актуальной проверенной информацией есть часть осуществления государственной программы. Так как информация проходит через прочное подконтрольное облако, то на просторы интернета выходит только справочная и контактная информация государственных учреждений, статистика, сообщения о событиях в стране, законы и нормативные акты, правительственные отчеты, содержимое государственных архивов.

Кроме того, неотъемлемая часть информатизации отношений между государством и гражданами – это интерактивные службы, которые создают комфортную атмосферу для взаимодействия государства с обществом, упрощая определённые процедуры и способствуя обращению в государственные учреждения. Ярким примером является процесс активного развития онлайн-площадки «Госуслуги».

Культура – это вишенка на торте «Информационная эпоха». Начало XXI века охарактеризовано стартом формирования новой системы коммуникаций, которая стала развиваться вслед за структурой общества, когда общественные отношения, столкнувшись с новыми технологиями, встали на путь информатизации. Такая коммуникативная система охватывала все проявления культуры. Она радикально трансформирует пространство и время. Таким образом, материальным фундаментом новой культуры является многообразие потоков и вневременное пространство. С развитием общества культура сохранила в себе традиционные ценности, которые стали «телом» и обрела «крылья», олицетворением которых явились информационные технологии современной эпохи.

В настоящее время с развитием сферы услуг новое дыхание получил выставочный бизнес. Сегодня социально-культурный сервис является действительно многогранной сферой на рынке. В такой ситуации выставки в процессе своего развития и своей работы затронули сразу несколько институтов рыночной системы.

Например, интерактивная выставка «САМУРАИ. ART OF WAR» - это уникальный музейный проект, первая в России выставка с использованием 3D-технологий. Помимо обширной коллекции оружия, доспехов, одежды и предметов быта феодальной Японии, здесь представлена панорама «Битва при Секигахара» - восстановленное в мельчайших деталях с использованием новейших 3D-решений.

Такая выставка целиком и полностью олицетворяет информатизацию культуры и показывает её взаимодействие с новыми технологиями. Кроме того, искусство отражения культуры через выставку охватывает сферу развития виртуальных экспозиций. Виртуальная выставка – это представление обществу достижений человечества из разных сфер нашей жизни на территории любой онлайн-площадки при помощи виртуального оборудования. Поиск информации на таком пространстве очень удобен и позволяет широкому кругу пользователей быстро найти необходимое. Помимо этого, довольно развитый функционал этого ресурса помогает людям реализовывать себя через Интернет.

Выводы. Одной из ярких тенденций развития общества в настоящее время является стремительное создание и совершенствование новейших технологий. Такие изменения активно влияют на человека, общество и культуру несмотря на то, что представляют собой базу для технологических преобразований.

Открытость информационного ресурса способствует формированию общественного устройства на основе принципа социального равенства, однако затруднённость доступа к знанию в наши дни разрушает эту систему, создавая цифровое неравенство. Таким образом, социокультурные отношения информационный эры очень противоречивы по своей природе и включает поистине насыщенную совокупность различных тенденций. Во-первых, это свидетельствует о сложности процессов, которые протекают в современной социальной сфере. Во-вторых, общество в целом развивается нелинейно, а современное цифровое общество в частности формируется сложным и запутанным путём.

Список литературы.

Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О., Гохберг Л. М. и др.; Индикаторы цифровой экономики: 2019 : статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.– М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 248 с. – 300 экз. – ISBN 978-5-7598-1924-0 (в обл.).

Буряк В. В. «Глобальное гражданское общество и сетевые революции». / Виктор Буряк. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2011. — 152 с.

Захарова Л.Н., Будко М.В., Лобов А. В. Особенности информатизации экономики России // Общество: политика, экономика, право. 2014. №1. С. 71-74.

Грум-Гржимайло Ю.В. Экономика информационного общества: иллюзия и реальность // Информационное общество. 2010. Вып.2. С. 12-20

Кастельс М. "Становление общества сетевых структур// Новая постиндустриальная волна на западе. Антология/ под ред. В. Л. Иноземцева - Academia. 631 c. C. 494-505. 1999.

С.В. Волобуев. «Философия безопасности социотехнических систем» - Вузовская книга. 2002 г.

ShapiroC., VarianH.R. Information Rules : A Strategic Guide to the Network Economy - Harvard Bussiness School Press, 1998, p.352

Россия в цифрах 2016. Краткий статистический сборник. - Росстат 543 с.

Коротков, А. В. Цифровое неравенство в процессах стратификации информационного общества [Электронный ресурс] // Информационное общество.URL:http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/da782ae4eacfb804c3256efa003edb7b

Просмотров работы: 545