В данной работе рассматривается один из элементов экономики - товар. Данная тема актуальна, так как товар - это главное действующий объект на рынке. Он наиболее конкретный носитель материальной и духовной культуры общества, наиболее верный индикатор экономической силы производителя (будь то отдельное предприятие, отрасль или даже отдельная страна).
К. Маркс писал: «Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, выступает как «огромное скопление товаров», а отдельный товар – как элементарная ячейка этого богатства».
В коммерческой деятельности коммерческие процессы связаны с товаром, который и выступает как основной предмет купли-продажи. Во всем многообразии объектов коммерции главенствующую роль играют товары.
Д ля начала разберёмся, что же такое товар, дадим этому определение. Товар — это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. (рис. 1.1)
То есть, товар– это все то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку в целях приобретения, использования или потребления.
Товаресть продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Он изготовлен не для собственного потребления, а с целью обмена на другие продукты. Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.
Первое свойство товара заключается в его полезности для потребителя (покупателя). Ненужная вещь товаром не станет. Если же произведенная продукция не превращается в товар, то это может означать только одно: вложенный в нее труд был затрачен напрасно и не может быть оплачен. Для каждого предприятия в условиях рынка должен стать правилом принцип: производить только то, что покупается. Следовательно, первое свойство товара – полезность, или потребительная стоимость, т.е. его свойство удовлетворять потребность общества или отдельного человека. Полезность вещей может быть разной. Ручка нужна для того, чтобы писать, молоток – забивать гвозди. Полезность одинаковых вещей тоже может отличаться, но об этом будет сказано чуть позже.
Вторым свойством товара является стоимость, или затраты ресурсов на производство и реализацию продукции. Различают два вида стоимости: индивидуальную и отраслевую. Индивидуальная – это затраты отдельного производителя, а отраслевая – средние затраты всех предприятий, производящих одинаковую продукцию.
Третьим свойством товара является меновая стоимость, или цена. Меновая стоимость – это свойство товара обмениваться на другие товары или на деньги в определенных количественных пропорциях.
Таким образом, продукция становится товаром только тогда, когда продавец получает за нее определенное количество денег либо другой товар. Вместе с тем некоторые виды продукции не становятся товаром и при этом условии. Например, для стиральных машин устанавливается гарантийный срок, вследствие этого время превращения ее в товар может отодвинуться из-за того, что по вине производителя она перестанет работать до достижения указанного срока.
Подытожив вышесказанное, получим, что потребительная стоимость должна:
быть создана трудом;
удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей;
обмениваться на другой товар (механизм купли-продажи), то есть товар должен обладать способностью обмениваться на другие товары.
Продукт труда получает общественное признание посредством удовлетворения потребности общества то ли в своей натурально-вещественной, то ли в опосредованной форме, когда его признание осуществляется через обмен.
Таким образом, общественная потребительная стоимость - это также потребительная стоимость, которая:
обладает полезностью, то есть, создана не для собственного потребления, а для обмена на рынке;
создана в количествах и структуре соответствующей общественной потребности или, во всяком случае, не превышающей ее;
Так же следует добавить, что общественная потребительная стоимость является потребительной стоимостью не только отдельных вещей, а всей массы вещей данного рода, предназначенных для продажи в сопоставлении с потребностью их в обществе.
Литература.
Экономическая теория. Учебник. /Под общей ред. Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. М., 2000.
Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Учебник. М.: Юрайт, 2001.
Иохин В. Я. Экономическая теория. Учебник. М., 2000.
Маркс К. Капитал. /Пер. с нем.
Камаев В. Д. Экономическая теория. Учебник. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
Российский статистический ежегодник, 2001
Соколова С.В. «Основы экономики», М. 2003, изд. «Академа»
«Курс экономической теории» Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А., Киров,1997, изд. «АСА»
Черданова Л.Н. «Основы экономики и предпринимательства», М.2003, изд. «Академа»