МЕТАФОРИЗАЦИЯ И ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

МЕТАФОРИЗАЦИЯ И ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА

Лялин М.А. 1, Елисеев А.А. 1
1ДИТИ НИЯУ МИФИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Метафоры занимают одну из самых главных ролей в создании языковой картины мира. Их природа тесно связана с знаниями носителя языка, с практическим опытом личности, с культурно-историческими традициями народа, который говорит на данном языке.

Актуальностью данной работы является возрастающий интерес к метафоре - понятию, которое существует уже более двух тысяч лет, и являющемуся способом человеческого мышления.

Основной целью данной работы проведение анализа метафор по их функциональной принадлежности.

Основные задачи:

1. Определение концепции языковой картины.

2. Определение основных функций метафоры.

Такое понятие, как "картина мира" появилось в конце ХІХ столетия. Из-за интенсивного развития естествознания картина мира стала результатом работы человеческого сознания, воспринимающего и фиксирующего универсальное, глобальное знание о мире. Выделяются также отличительные черты научной картины мира:

- изменчивость;

- научная картина мира всегда "меньше" объективного мира;

- научная картина мира всегда является универсальной для всех языковых сообществ;

- научная картина мира в каждом национальном языке получает свою национальную форму выражения;

- где существует научная традиция, то там всегда существует научная картина мира;

- национально-языковое оформление научной картины мира может быть, как полным, так и фрагментарным, но может отсутствовать и вообще [4].

Благодаря этим отличительным чертам научной картины мира, можно более понятно и подробно определить отличия языковой картины мира от научной картины мира. Во-первых, они различаются по характеру субъекта деятельности: в научной картине мира это коллективный разум всех поколений людей, профессионально занимающихся научной деятельностью, а в языковой картине мира – коллективное сознание отдельного этноса. Во-вторых, научная картина мира является объективной картиной мира, а языковая картина мира всегда является субъективной, так как она фиксирует восприятие, осмысление и понимание мира конкретным этносом. В-третьих, языковая картина мира намного инертнее научной картины мира.

Языковой картиной мира называется продукт сознания, который возникает в результате взаимодействия мышления и действительности. Она выражается посредством языка и с помощью его средств. Особое внимание заслуживают такие средства, как фразеологические единицы, пословицы и поговорки, языковые тропы: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола и др. Но именно метафора является инструментом с помощью которой строится языковая картина мира. Термин "метафора" впервые использовал Аристотель и это связано с его пониманием искусства, как подражания жизни. Метафору Аристотеля почти невозможно отличить от гиперболы, от синекдохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления, в каждом сравнении присутствует перенесение смысла с одного на другое. В Новое время Ф. Ницше доказал положение о том, что метафора - это не только лингвистический феномен, но и один из самых важных компонентов познавательной деятельности. Как считал философ, люди ошибаются тогда, когда полагают, что знают о деревьях, красках, цветах. На самом деле люди обладают только метафорами вещей, которые не соответствуют их первоначальным сущностям.

Метафора существует благодаря метафоричности понятийной системы человека и его мышления. Метафора сама по себе антропоцентрична, это можно понять в "самой возможности мыслить явления природы или абстрактные понятия как "опредмеченные" константы, как лица или живые существа, обладающие антропоморфными, зооморфными и т. п. качественными, динамическими и ценностными свойствами". Как считает В.Н. Телии, метафора создается по правилу "человек – мера всех вещей", "антропометричность придаетметафоре способность являться средством создания языковой картины мира в высказываниях о нем, а также в тезаурусе носителей языка". Метафора служит очень важным средством, которое создает структуру восприятия, мышления и действия человека, с помощью систематизации понятий и их упорядочивания, а также образов и мыслей, которые составляют национальную языковую картину мира.

Также метафора может пониматься словом, которое имеет образное значение. Но это не всё, также метафора может осознаваться процессом, в языке или коммуникативной ситуации, метафорического развития словесной семантики. Метафорой могут называть группу слов с однотипными значениями (военная метафора, зооморфная метафора, метафора в медицинском дискурсе и др.).

Множество функций метафоры выделялось благодаря данным подходам в изучении функциональности метафоры. Функциями метафоры являются эстетическая, номинативная, коммуникативная, прагматическая и др.

Когнитивная функция метафоры.

Метафора представляется несколькими определениями

-метафора как способ мышления,

- метафора как средство познания

- метафора как средство оценки окружающей действительности или её фрагмента при помощи понятий другой концептуальной сферы.

Коммуникативная функция метафоры

Если каждый человек мыслит метафорами, то можно спокойно утверждать, что передача информации тоже будет происходить метафорами. Коммуникативная функция заключается в прямой передаче информации. Очень часто метафора облегчает процесс передачи информации, с помощью того, что обращается к более знакомой понятийной области.

Прагматическая функция метафоры

Метафора представляет собой мощное средство для:

-преобразования политической картины мира

-побуждения его к определенным действиям

-формирования у него необходимого адресанту эмоционального состояния

Эстетическая функция метафоры

Образная форма может сделать высказывание более действенным, а также привлекает внимание адресата. Метафорическая форма часто воспринимается как признак глубины высказывания и смысловой точности.

После рассмотрения всех перечисленных функций, хочется отметить, что все эти они чрезвычайно редко существуют автономно, поскольку в контексте эти функции переплетаются между собой. Часто какая-то одна функция является доминантной, однако остальные представленные в данной метафоре функции не исчезают, они лишь преуменьшаются в значимости, так или иначе, влияя на понимание конкретного текста. В различных функциях метафоризация реализуется, например, в публицистике. Так, метафора у Солженицына-публициста, как отмечает С.В. Цынк, не только одно из излюбленных средств создания образов, но и "одновременно способ концептуализации действительности"[6, с. 68].

Подводя итог, можно отметить что языковая картина мира представляет собой совокупность знаний об объективном мире, запечатленных в языковой форме. Ее можно назвать призмой, через которую человек видит и познает мир. С точки зрения когнитивного подхода изучения метафоры, метафора не ограничивается лишь сферой языка, а сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафора как феномен сознания проявляется не только в языке, но и в мышлении, и в действии. Метафора является одним из самых продуктивных средств формирования языковой картины мира.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

George Lakоff, Mark Jоhnsоn, "Metaphors We Live By", Chicago, University of Chicago Press, 1980. – ПереводсанглийскогоН.В. Перцова. – М.:"Прогресс", 1990. – 415 с.

Апресян Ю.Д. Избранные труды.- Т. II. Интегральное описание языка и системная лексикография. – М.: Школа "Языки русской культуры", 1995. – 512 с.

Гумбольдт В.О. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. – М., 1984.

Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо, 2003, -349 с.

Телия В.Н. Метафоризация и её роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. – М, 1988. – 203 с.

Цынк С.В. Метафоры из источниковой сферы "Неживая природа" в идиостиле А.И. Солженицына (на материале публицистических произведений) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Русская филология. 2019. № 4. С. 67-81.

Просмотров работы: 237