ОЦЕНКА И ВЫБОР СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЛИКВИДНОСТИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОЦЕНКА И ВЫБОР СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЛИКВИДНОСТИ

Сурикова Е.А. 1, Рассказов А.К. 1
1СГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная статья посвящена изучению теоретических положений и разработке практических рекомендаций по выбору стратегии управления оборотными активами авиакомпании с целью увеличения ее ликвидности. Для исследования и сбора данных использовались три авиакомпании: Аэрофлот, EasyJet, Qantas.

Рассмотрены теоретические аспекты управления текущими активами, проанализирован состав, динамика и эффективность использования оборотных средств авиатранспортных компаний и рассмотрено влияние стратегии управления оборотными активами на ликвидность компаний. В последнем вопросе исследования мы пытаемся оценить стратегию управления оборотными активами авиакомпаний и предложить пути улучшения их управления с целью увеличения ликвидности.

Изучены основные теории управления текущими активами, накопленные к настоящему времени, а также представлена взаимосвязь между управлением активами и ликвидностью.

В статье использована качественная методология исследования. При выполнении работы используются общие методы научного исследования - сравнение, описание, анализ, обобщение, системный подход. Для анализа активов и пассивов компании традиционно используются методы экономического анализа: горизонтальный, вертикальный и коэффициентный.

Результаты исследований, проведены с использованием различных методов, которые позволяют нам составить общую картину развития компаний, понять возможные перспективы на будущее и вовремя принять необходимые меры для повышения прибыльности, ликвидности и финансовой устойчивости.

Наши выводы заключаются в выработке рекомендаций по стратегии управления оборотными средствами, которые могут быть использованы в текущей финансовой деятельности компаний с целью повышения ликвидности, ускорения оборачиваемости оборотных средств, что будет способствовать достижению высоких результатов деятельности и повышению привлекательности и конкурентоспособности на рынке транспортных услуг.

В заключение мы даем общий обзор глав и наших результатов, а также предлагаем наиболее подходящие варианты стратегии управления оборотными активами и избегания кризисных ситуаций для снижения их ликвидности.

Ключевые слова: оборотные активы, авиакомпании, стратегия управления, повышение ликвидности.

ASSESSMENT AND SELECTION OF A STRATEGY FOR MANAGING CURRENT ASSETS IN ORDER TO INCREASE LIQUIDITY

Rasskazov A.K., Surikova E.A.

Siberian Transport University, Novosibirsk

Novosibirsk, Russia (Dusi Kovalchuk st., 191, 630049, Novosibirsk, Russia)

[email protected]

This article is devoted to the study of theoretical provisions and the development of practical recommendations for choosing a strategy for managing the airline's current assets in order to increase its liquidity. Three airlines were used for research and data collection: Aeroflot, EasyJet, Qantas.

The article considers the theoretical aspects of current assets management, analyzes the composition, dynamics and efficiency of the use of working capital of air transport companies and considers the impact of the strategy of managing current assets on the liquidity of companies. In the last question of the study, we try to evaluate the strategy for managing the airlines' working assets and propose ways to improve their management in order to increase liquidity.

The main theories of current assets management, accumulated to date, are studied, and the relationship between asset management and liquidity is presented.

The article uses a qualitative research methodology. When performing the work, general methods of scientific research are used - comparison, description, analysis, generalization, systematic approach. For the analysis of the company's assets and liabilities, the methods of economic analysis are traditionally used: horizontal, vertical and coefficient.

The research results were carried out using various methods that allow us to draw up an overall picture of the development of companies, understand possible prospects for the future and take the necessary measures in time to increase profitability, liquidity and financial stability.

Our conclusions are to develop recommendations for a working capital management strategy that can be used in the current financial activities of companies in order to increase liquidity, accelerate the turnover of working capital, which will contribute to the achievement of high-performance results and increase the attractiveness and competitiveness in the transport services market.

In conclusion, we give an overview of the chapters and our results, as well as suggest the most appropriate options for a strategy for managing current assets and avoiding crises to reduce their liquidity.

Key words: current assets, airlines, management strategy, increasing liquidity.

В настоящее время, в условиях конкурентной борьбы, повышается самостоятельность компаний, их финансовая устойчивость, экономическая и юридическая ответственность. Развитие рыночных отношений поставило компании в такие жесткие экономические условия, при которых лишь применение сбалансированной стратегии способны укрепить финансовое состояние, платежеспособность и финансовую устойчивость компании. Все это значительно увеличивает роль рационального управления финансовыми ресурсами компании.

Финансовая нестабильность и инфляция, высокая стоимость кредитных ресурсов обусловили необходимость в наиболее эффективном управлении. Для успешного развития в условиях рыночной экономики компании необходимо профессиональное управление всеми ее ресурсами. Грамотное построение структуры оборотного капитала является важной задачей любой компании. Умение управлять активами приобретает наиболее важную роль, т.к. от этого зависит ликвидность компании, получение максимальной прибыли и повышение конкурентоспособности.

Анализ финансового состояния компании является одним из важнейших условий качественного управления активами, т.к. он отражает конечные результаты ее деятельности, которые интересуют как работников компании, так и ее партнеров.

Поэтому, для достижения удовлетворительного уровня ликвидности компании, высоких результатов ее работы необходимо проводить систематический анализ динамики и структуры активов, оценивать эффективность управления ими. Результаты проводимого мониторинга будут являться ориентиром в выборе стратегии управления активами, дадут возможность компаниям определять пути и мероприятия, направленные на совершенствование управления ими.

Цель исследования: изучение теоретических положений и разработка практических рекомендаций по выбору стратегии управления оборотными активами компании с целью повышения ее ликвидности, а также совершенствование управления ими.

Для реализации данной цели работы были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические аспекты управления оборотными активами;

2) проанализировать состав, динамику и эффективность использования оборотных активов авиатранспортных компаний и выявить влияние стратегии управления оборотными активами на ликвидность компаний;

3) оценить стратегию управления оборотными активами авиакомпаний и предложить направления совершенствования управления ими с целью повышения ликвидности.

Основными источниками информации для анализа активов компании служит финансовая отчетность, данные первичного бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

При выполнении работы используются общие методы научного исследования – сравнение, описание, анализ, обобщение, системный подход.

Для анализа активов и обязательств компании традиционно используются методы экономического анализа: горизонтальный, вертикальный и коэффициентный. Горизонтальный анализ предполагает изучение абсолютных показателей отчетности компании за определенный период, расчет темпов их изменения и оценку. Вертикальный анализ заключается в возможности проанализировать целое через отдельные его элементы, то есть определить удельный вес составного элемента в общей сумме. Коэффициентный метод, является более сложным и основан на математическом расчете соотношений различных показателей финансовой отчетности.

Рассмотрев основные методические подходы, можно сделать вывод, что процесс анализа эффективности оборотных средств состоит из следующих этапов: сперва дается оценка с точки зрения их оборачиваемости, затем с точки зрения их доходности. На основе показателей бухгалтерской отчетности рассчитываются коэффициенты качества для текущего управления активами. Прямые и обратные коэффициенты оборачиваемости оборотных средств используются для анализа оборачиваемости и характеризуют скорость оборота.

Результаты исследований, проведенные с использованием различных методов, позволяют составить общую картину развития организации, понять ее возможные перспективы на будущее и вовремя принять необходимые меры для повышения рентабельности, ликвидности и финансовой устойчивости.

С помощью применения разнообразных методик анализа обеспечивается регулярный мониторинг и контроль состояния и величины оборотных активов и задолженности компании. Происходит снабжение управленческого звена достоверной и полной информацией о ликвидности оборотных активов. Компания уходит от неоправданных расходов (в виде пеней, штрафов, неустоек за нарушение условий хоздоговоров), посредством эффективной работы с дебиторами и кредиторами. Обосновывает стратегию управления оборотными активами. При выполнении работы были использованы неформализованные подходы, такие как - сравнение, построение аналитических таблиц, разработка системы показателей, SWOT-анализ, а также формализованные методы – анализ динамики оборотных активов, их структуры, анализ относительных и абсолютных показателей управления оборотными активами.

Для проведения сравнительного анализа выбраны 3 авиакомпании:

QantasAirways – крупнейшая австралийская компания, обладатель множества премий, а также почетный член основатель международной авиаассоциацииOneworld. Она получила свое прозвище «Летающий Кенгуру», из-за яркого окраса хвоста, на котором изображен стилизованный символ Австралии. Штаб-квартира и порт приписки находится в аэропорту Сиднея. Основные хабы расположены в Брисбене и Мельбурне.

ЕasyJet– крупнейшая бюджетная британская авиакомпания. Она является крупнейшей авиакомпанией Соединенного Королевства по количеству перевезенных пассажиров и по количеству действующих отечественных и международных регулярных перевозок, которые на сегодняшний день включают в себя более 600 направлений в 32 страны с конечными точками в 140 городах мира. Easyjet стоит на втором месте в Европе среди бюджетных авиакомпаний, уступая лишь Ryanair.

Группа «Аэрофлот» – современный авиационный холдинг, крупнейший авиаперевозчик России, входит топ-20 авиаперевозчиков мира по пассажиропотоку. По итогам 2019 года Группа «Аэрофлот» занимает 41,3% российского рынка по пассажиропотоку. В течение года авиакомпании Группы перевезли 60,7 млн пассажиров, в том числе 37,2 млн пассажиров рейсами авиакомпании «Аэрофлот».

Основные нефинансовые показатели компаний, выбранных для анализа, приведены в таблице 1.

Таблица 1 – показатели работы авиакомпаний за 2019

Показатель

Aeroflot

EasyJet

Qantas

1.

Количество пассажиров, млн. чел.

60.7

96.1

55.8

2.

Заполненность пассажирами, %

81.9

91.5

84.2

3.

Средняя дальность полета, км

2.573

1.105

2.713

4.

Кол-во работников, тыс. чел

41

15

29

5.

Количество судов, шт.

359

331

314

6.

Средний возраст судов, года

5

8

12

7.

Индекс безопасности,

0.106

0.027

0.013

Для оценки 3 выбранных авиакомпаний по сравнению с конкурентами и отраслью, был произведен SWOT-analysis, который поможет определить причины эффективной или неэффективной работы компании на рынке и сделать вывод о том, в каком направлении компания должна развивать свой бизнес.

По результатам произведенного SWOT-analysis можно сделать вывод, что все 3 компании – представители одной отрасли, многие их Сильные и Слабые стороны, а также Возможности и Угрозы совпадают. Например, все три компании имеют сильную сторону – репутация брэнда, а слабую – Зависимость от цен на топливо.

Больше всего общего компании имеют в графе угрозы: внешнеэкономические конфликты, терроризм, государственное регулирование; т.к. все эти угрозы являются основными по отрасли. В тоже время, каждая компания имеет свои отличительные черты, которые станут их основой для политики по управлению финансовым результатом – увеличении прибыли.

Состав оборотных активов авиапредприятий не отличается от организаций других отраслей, но, несомненно, имеет свою специфику и отличается по структуре. В оборотных активах авиапредприятий наибольшую долю имеют:

- краткосрочная дебиторская задолженность;

- запасы (сырьё, материалы и другие аналогичные ценности);

- налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям.

В настоящее время для большинства авиакомпаний характерен высокий дефицит долгосрочных источников формирования текущих активов и неустойчивое финансовое положение. В качестве главных причин выступают убыточность их деятельности и неудовлетворительная структура текущих активов: значительную долю в структуре текущих активов занимает медленно погашаемая, в т. ч. просроченная, дебиторская задолженность.

В предприятиях авиационного транспорта оборотные средства находятся в постоянном движении, на протяжении одного производственного цикла, меняя свою форму, они совершают определенный кругооборот, который имеет свою специфику и отличается от кругооборота средств на промышленных предприятиях. Он состоит не из трех, а из двух основных стадий. Переход оборотных средств из производительной обратно в денежную стадию осуществляется без товарной формы. Непрерывный процесс кругооборота оборотных средств называется оборачиваемостью.

Коэффициент оборачиваемости и длительность оборота являются основными показателями, характеризующими эффективность использования оборотных средств. При использовании коэффициентов можно быстро оценить состояние бизнеса компании. Хотя коэффициенты могут выдвинуть на первый план сильные и слабые стороны эффективности и финансовой позиции компании, они не определяют лежащих в их основе причин, которые можно обнаружить только при подробном исследовании практики ведения дел и бухгалтерских отчетов.

Таблица 2. Сводные результаты расчетов

Ratio

Calculation

2019

AFLT

EasyJet

Qantas

EfficiencyRatios

ROA, %

Operating Income/

Total Current Assets

42.61

21.99

34.62

TA

Total Current Assets /

Sales

0.22

0.33

0.23

Assetturnoverindays

TotalAssets x 365 /

Sales

79

121

85

CA, %

Total Current Assets /

Total Assets

15.73

25.96

20.39

Debtordays

Debtors x 365/

Credit sales

52

9

22

Creditordays

Creditors x 365/

Cost of sales

43

65

0

Stockdays

Stock x 365/

Cost of sales

9

0

8

CashCycle

Debtor days+Stock days-Creditor days

18

-56

30

LiquidityRatios

Currentratio

Currentassets /

Currentliabilities

0.62

0.79

0.46

Acidtestratio

Current assets - stock /

Current liabilities

0.55

0.79

0.42

При анализе финансового состояния сразу видно, что компании не получают стабильной прибыли и значение показателя колеблется из года в год. Наблюдается постоянное колебание всех коэффициентов, что соответствующим образом влияет на финансовую эффективность работы компаний. Как результат, сложно говорить о долгосрочном стабильном развитии.

Компаниям стоит продолжать работать в направлении повышения уровня прибыли. Для этого стоит искать дополнительные каналы коммуникации с клиентами, повышать ценность услуг, стимулировать сбыт, искать возможности увеличения количества мест продаж. Для обеспечения стабильного и положительного уровня чистой прибыли необходимо работать в двух направлениях, а именно: искать пути повышения уровня сбыта и искать пути снижения производственных затрат.

Многими кредитными организациями для оценки платежеспособности используется коэффициенты ликвидности, которые характеризуют финансовое состояние компании. Рост платежеспособности приводит к уменьшению заемного капитала и дает возможность увеличить рентабельность и чистую прибыль компании.

Чтобы повысить коэффициент ликвидности нужно увеличить оборотные активы и одновременно сократить долю кредиторской задолженности за счет ее реструктуризации.

Формирование стратегии и проведение мероприятий, которые приводят структуру оборотных активов авиакомпании в соответствие с его стратегическими целями является процессом управления оборотными активами.

Рассмотрим три основных типа стратегии управления оборотными активами компании:

Агрессивная стратегия управления оборотными активами обеспечивает наиболее высокий уровень эффективности использования оборотных активов. Характеризуется высоким удельным весом текущих активов в валюте баланса и достаточно длительным периодом оборачиваемости.

Консервативная стратегия ориентирована на сдерживание роста текущих активов. Из-за высокого процента по долгосрочным обязательствам она характеризуется относительно низким уровнем прибыли, но минимальным риском потери ликвидности и банкротства предприятия.

Умеренная стратегия предусматривает сдержанное управление текущими активами. При такой стратегии доходность находятся на среднем уровне, обеспечивается среднее соотношение между уровнем риска неплатежеспособности и уровнем эффективности использования финансовых ресурсов.

Таким образом, стратегия управления оборотными активами должна обеспечить решение ранее сформулированной задачи - достижение компромисса между риском утраты ликвидности и эффективностью деятельности компании.

Во всех проанализированных компаниях преимущественно преобладает консервативная стратегия. Это является отражением отраслевой принадлежности компаний. Доля текущих активов и текущих пассивов невелика: В целом доля текущих пассивов выше суммы текущих активов. Можно сказать, что оборотные активы практически не финансируются за счет краткосрочных источников компании. Такая политика ведет к снижению рентабельности оборотных активов, но позволяет избежать множество рисков.

С одной стороны руководство авиакомпании, должно обеспечить акционерам приемлемый уровень дивидендов, который соотносится со средним доходом, который получают акционеры предприятий других областей экономики и с другой стороны сохранить приемлемый уровень ликвидности компании ее финансовой устойчивости.

Таким образом, основное противоречие, которое должно быть разрешимо в процессе управления оборотными активами – это противоречие между прибыльностью и ликвидностью.

Мероприятия в отношении оборотных активов, способствующие росту ликвидности:

Оптимизация запасов;

Улучшение инкассации дебиторской задолженности;

Поиск дополнительных денежных активов от реализации основных средств компании;

Повышения эффективности использования денежных средств компании.

Оборотные активы характеризуют совокупность имущественных ценностей компаний, обслуживающих текущую производственно-коммерческую деятельность и полностью потребляемых в течение одного производственно-коммерческого цикла. Сущность оборотных активов определяется их экономической ролью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения.

Целевой установкой стратегии управления оборотными активами является определение объема и структуры оборотных активов, источников их покрытия, достаточного для обеспечения долгосрочной производственной и эффективной финансовой деятельности организации.

По результатам анализа можно сделать вывод, что все компании используют эффективную политику управления оборотными активами, но необходимо совершенствоваться, в частности, оптимизировать их структуру. Следует помнить, что дебиторская задолженность является важнейшей частью оборотных активов компании и требует пристального внимания.

Получение прибыли и ее накопление одновременно позволяет оптимизировать структуру источников финансировании оборотных активов и накопить достаточные собственные оборотные активы, что в свою очередь позволит сократить объемы накапливаемой кредиторской задолженности.

Проведенный анализ показал, что при низкоэффективном использовании оборотных активов финансовое положение авиакомпаний ухудшается, что непосредственно отражается на их платежеспособности и в конечном итоге приводит к финансовой неустойчивости.

Предложенная стратегия управления оборотными активами и сопутствующие стратегии мероприятия будут способствовать улучшению структуры оборотных активов, повышению эффективности их использования, что в свою очередь отразится на росте ликвидности компании.

Список литературы:

Ковалев, А.И. Анализ финансового состояния предприятия – М: Центр экономики и маркетинга, 2017. 250 с.

2. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры – М: Финансы и статистика, 2017. 560 с.

3. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2014. 316с.

4. Зайков,В.П. Финансовый менеджмент: теория, стратегия, организация / В.П. Зайков, Е.Д. Селезнева, А.В. Харсеева. – М.: Вузовская книга, 2016 – 340 c

Годовой отчет компании «EasyJet» за 2019 год. [Электронный ресурс]. URL: https://easy.com/wp/wp-content/uploads/2019-12-04-easyjet-2019-annual-report.pdf (дата обращения: 01.12.2020).

Годовой отчет компании «Qantas» за 2019 год. [Электронный ресурс]. URL: https://investor.qantas.com/FormBuilder/_Resource/_module/doLLG5ufYkCyEPjF1tpgyw/file/annual-reports/2019-Annual-Report-ASX.pdf (дата обращения: 01.12.2020).

Годовой отчет компании «Аэрофлот» за 2019 год. [Электронный ресурс]. URL: https://ir.aeroflot.ru/fileadmin/user_upload/files/rus/common_info/gosa_doc_2020/AFLT-ar19-ru__1_.pdf (дата обращения: 01.12.2020).

Колбова Н.А. Повышение эффективности управления оборотными активами на предприятии / Н.А. Колбова, С.А. Мироседи // Современные аспекты экономики. 2015 №5. С.22-26.

Просмотров работы: 14