Интернет-зависимость как причина девиантного поведения подростков - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Интернет-зависимость как причина девиантного поведения подростков

Судакова А.Н. 1
1ЧГПУ им.И.Я.Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: Статья актуальна тем, что в современном обществе быстро развивается значимость Интернета. В данной статье рассматривается Интернет–зависимость в подростковом возрасте. Как она влияет на формирование отклоняющегося поведения подростка. А также представлены виды и причины возникновения интернет зависимости.

Ключевые слова: Интернет-зависимость, аддикция, девиантное поведение, подросток.

21 век – век технологий, поэтому неудивительно, что постоянно развиваются информационно-коммуникационные технологии. Современное общество невозможно представить без компьютеров, смартфонов, других гаджетов, и, безусловно, без Интернета. Очередной технический прогресс спровоцировал появление новой формы аддикции – интернет-зависимости.

Современный мир преображается и изменяется, вследствие чего меняются факторы социализации человека. С появлением и развитием компьютерных технологий, особенно благодаря динамичной киберэволюции всемирной глобальной сети Интернет (которую некоторые исследователи смело называют «альтернативой человеческому мозгу») современный человек, как Homo Sapiens, на рубеже XX-XXI вв., фактически, превращается в уникальный новый вид – “Homo Cyberus” (человек киберсоциализирующийся), а психолого-педагогическая наука обогатилась появлением инновационного социально-педагогического феномена – процесса киберсоциализации человека. Особенно явно включены в процесс социализации в киберпространстве – киберсоциализацию вообще, медиасоциализацию и интернет-социализацию, в частности, – подрастающие поколения: дети, подростки и молодежь [].

В конце 20-го века, наряду такими аддикциями как наркомания, алкоголизм, суицид появилась новая зависимость – интернет. Интернет-аддикция определяется как нехимическая зависимость, характеризующаяся постоянным пребыванием в сети интернет и неспособностью человека своевременного выхода из него. Наибольшему риску попадания в зависимость от интернета подвержены учащиеся с несформировавшейся или неустойчивой психикой и несложившимся ещё мировоззрением, мироощущением, миропониманием, то есть дети и подростки. Именно в этом возрасте люди более уязвимы к различного рода воздействиям.

Для интернет-зависимых подростков характерны такие личностные особенности, как ощущение одиночества и низкая самооценка, влекущие за собой проблемы в общении; склонность к избеганию проблем и ответственности, что способствует их уходу из настоящего в виртуальный мир. Данные особенности являются факторами риска социальной дезадаптации, поскольку относятся к категории патологических пристрастий, приводящих к деформации личности.

Проблема интернет-аддикции связана с такими зарубежными именами как К.Янг, И.Голдбер, Д.Гринфилд, К.Сурратт. В России этим вопросом начали заниматься позднее такие исследователи как Менделевич, Егоров, Больбот, Юрьева, Войскунский и др.

1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратт).

К. Янг приводит 4 симптома интернет-зависимости:

1. Навязчивое желание проверить е-mail.

2. Постоянное ожидание следующего выхода в интернет.

3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени возле компьютера.

4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на интернет.

Часто интернет-зависимость понимается гораздо шире. Сюда относят:

– зависимость от компьютера, т.е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

– «информационную перегрузку», т.е. компульсивную (от англ. соmрulsive – непреодолимый) навигацию по WWW, поиск в удаленных базах данных;

– компульсивное применение интернета, т.е. патологическую привязанность к азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам в интернете;

–зависимость от «кибер-отношений», т.е. от социальных применений интернета

– общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что в итоге может привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи, родственников и друзей виртуальными;

– зависимость от «киберсекса», т.е. от порнографических сайтов в интернете, от обсуждения сексуальной тематики в чатах или специальных телеконференциях «для взрослых».

К причинам интернет-зависимости отсносятся

- недостаточное внимание родителей;

- неуверенность в себе, в своих силах, застенчивость;

- недостаток общения со сверстниками и значимыми людьми;

- комплексы и трудности в общении;

- склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного;

- отсутствие увлечений и хобби, любых привязанностей, не связанных с компьютером;

- желание быть «как все» сверстники.

Зачастую интернет-зависимыми становятся люди, которые имеют проблемы не в виртуальной жизни (булинг, проблемы в семье, недопонимание со сверстниками, замкнутость). Поэтому именно Интернет пространство дает подростку и молодежи раскрыть себя, удовлетворить свои потребности, найти себе друзей, провести досуг. Конечно, в интернете можно найти полезную информацию, с пользой провести время, но , к сожалению, наряду с этим там есть много контента не предназначенных для подростков. Ребенок может наткнуться на группу смерти, неприемлемые видеоматериалы, игры, которые носят разрушительный характер для неустойчивой психики ребенка.

Уход от реальной жизни в виртуальную отчуждает его от окружающей жизни, что способствует развитию девиантного поведения и агрессивности .

Существует различные методики диагностики интернет-зависимости:

- Методика «Интернет-зависимость» К. Янг в адаптации В.А. Буровой. Методика предназначена для определения интернет-зависимости и включает одну шкалу, на основании которой делается вывод о степени выраженности у респондентов интернет-зависимости. Тест состоит из двух частей, в каждой из которых 20 вопросов.

- Методика «Интернет-зависимость» С. Чена в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова. Данная методика направлена на диагностику наличия интернет-зависимости (паттерна интернет зависимого поведения) и состоит из 26 вопросов. Тест включает в себя 5 диагностических шкал: компульсивных симптомов, симптомов отмены, толерантности, внутриличностных проблем и проблем, связанных со здоровьем, а также шкалу управления временем.

- Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса в адаптации Т.Л. Крюковой. Данный опросник предназначен для определения способов (копинг-механизмов, копинг-стратегий) преодоления трудностей в различных сферах: трудности в обучении, трудности в общении и т.д. Опросник копинг стратегий Лазаруса включает 50 утверждений, каждое из которых отражает определенный способ поведения в трудной или проблемной ситуации. Преодоление трудностей возможно с помощью 8 стратегий (стилей поведения): конфронтационного копинга, дистанцирования, самоконтроля, поиска социальной поддержки, принятия ответственности, бегства-избегания, планирования решения проблемы, положительной переоценки.

- Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел. Тест-опросник предназначен для измерения готовности (склонности) подростков и молодых людей к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Методика содержит мужской и женский тестовые варианты. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы включают в себя: склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному (зависимому) поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонности к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонности к делинквентному поведению, а также принятие женской социальной роли (для женского варианта). Служебная шкала предназначена для измерения установки испытуемого – давать социально-желательные ответы.

Проблема интернет-зависимости подростка очень актуальна в настоящее время. Изучение склонности, профилактика интернет-зависимости, социализации эти направления деятельности призвана помочь современным школьникам.

Новейшие компьютерные технологии сильно влияют на мировоззрение, сознание и психику подрастающего поколения, которые нарушают социально-психологическую адаптацию подростка. Из-за интернет-зависимости подросток начинает плохо учиться, а также значительно снижается здоровье.

Все вышесказанное, говорит о том, что Интернет оказывает негативное влияние на подростков. Для того чтобы это влияние как-то уменьшить, нужно родителям и педагогам правильно организовать свободное время подростка, чтобы у ребенка было меньше времени на Интернет, ведь от этого напрямую зависит формирование личности подростка, его ценностных ориентаций и будущую жизнь в целом. Детям необходима поддержка и помощь взрослых для устранения негативного влияния Интернета. Нужно научить детей правильно пользоваться Интернетом и уметь фильтровать информацию.

Список литературы::

Егоров А. Ю. Интернет-зависимости / А. Ю. Егоров // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития; под ред. А. Е. Войскунского. – Москва : Акрополь, 2009. – С. 29-55

Усова, Е.Б. Психология девиантного поведения: учеб.- метод. комплекс / Е.Б. Усова. – Минск : Изд-во МИУ, 2010. – 180 с.

Котова С.С.. Особенности интернет зависимого и аддиктивного поведения молодежи / С.С. Котова, И.И. Хасанова // Научный результат. Педагогика и психология образования. – Т.3. – №1 – 2017.

Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’а до Homo Cyberus’а / В.А. Плешаков. – Москва : Прометей, 2012. – 212 с.

Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников /В.В. Шабалина. – СПб.: Медицинская пресса, 2001. – 176 с.

Щелина, Т. Т. Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков / Т. Т. Щелина, В. С. Маслова. – Текст : непосредственный // Молодойученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). – С. 143-145. – URL: https://moluch.ru/archive/80/13809/ (дата обращения: 09.12.2020).

Просмотров работы: 626