ИЗМЕРЕНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ СПОРТСМЕНОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОХОЖДЕНИЯ ОПРОСА «МОТИВАЦИЯ В СПОРТЕ» - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИЗМЕРЕНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ СПОРТСМЕНОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОХОЖДЕНИЯ ОПРОСА «МОТИВАЦИЯ В СПОРТЕ»

Дубинкина Ю.А. 1
1ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье исследуется возможность повышения мотивационных ресурсов студентов- спортсменов разных видов спорта. В данной работе рассматриваются результаты тестирования «мотивация в спорте». Кроме этого, в работе оценивается вовлеченность респондентов в тренировочный процесс в период после 3-х месяцев изоляции.

Ключевые слова: мотивация студентов-спортсменов, мотивация во время пандемии.

Актуальность.

В любом деле спортсмена побуждают к действию определенные мотивы. Чем выше уровень подготовки спортсмена, тем больше значимость мотивации в спорте. Спортивная деятельность предполагает необходимость достижения результата в сокращенные сроки в условиях высокой конкуренции. Значимость выработанной стабильной мотивации спортсменов к занятиям спортом неоспоримо. Для успешного преодоления тренировочных нагрузок требуется неоднократно проявлять волевые качества, формировать и подкреплять стабильную мотивацию у спортсменов. Зарубежные исследователи большое значение придают работам посвященным изучению мотивационных конструктов спортсмена (целевые ориентации, ценности, авторитетность в своих силах). Особый энтузиазм вызывает проявление целевых доминирующих ориентаций: на собственное «Я» или на задачу. По характеру данных ориентаций в многом возможно предназначить расположение спортсмена к тренировке, к партнерам после команде. Эго-ориентированные спортсмены, занимающиеся командными видами спорта, чрезвычайно обеспокоены повышением личного общественного статуса, что в окончательном результате воздействует на психологический климат и отражается в установке на победу [1].

Канадскими учёными во главе с ведущим специалистом в области изучения мотивации Р.Дж. Вал-лерандом в 1995 году была предложена структурная модель спортивной мотивации, включающая в себя три компонента: 1) внутренняя или истинная мотивация, 2) внешняя мотивация, 3) демотивация (совокупное влияние внешних и внутренних факторов, уменьшающих мотивацию к занятиям спортом)[3,4].

Множество современных исследований, посвященных изучению спортивной мотивации, опираются на данную теоретическую базу. В отечественной спортивной психологии также отражена тенденция разделения мотивов на две категории: внешние и внутренние.

В условиях пандемии многие спортсмены были вынуждены тренироваться дома, онлайн с тренером или самостоятельно. У представителей отдельных видов спорта тренировочные залы закрыты до сих пор. Единичным спортсменам повезло им удалось продолжать тренировки на спортивных объектах с ограниченным доступом. Мотивация к занятиям спортом, связанна также с индивидуальными особенностями спортсменов. Кому-то было относительно несложно тренироваться в условиях отсутствия соревновательной деятельности, некоторые спортсмены отмечали снижение мотивации. Есть теории, описывающие и объясняющие связь личности и снижение мотивации к упражнениям (т. Е. Амотивации в соответствии с регуляцией органической интеграции континуум в рамках теории самоопределения, SDT, Deci and Ryan, 2000 [2]) и дают повод исследовать переменные психологических черт в контексте измененной мотивации из-за изоляции.

Применительно к SDT, можно предположить, что из-за запрета на пример, где, когда и с кем спортсмен хочет тренироваться, исчезает автономия в принятии решения; связь с другими людьми, например, с товарищами по команде или тренером, исчезает, и, наконец, чувство компетентности может быть поставлено под угрозу из-за отсутствия графика тренировок или идеи тренировок без тренера. Описанные выше изменения могут снижать внутреннюю мотивацию спортсменов

Все это может снизить внутреннюю мотивацию - из-за разочарования в автономии, родстве, компетентности - и увеличить риск амотивации - из-за упущенных возможностей, разочарования в собственной физической форме. Проблемы описанные выше подтверждают актуальность данного исследования.

Цель – изучить показатели мотивационной сферы студентов-спортсменов разных видов спорта в условиях пандемии короновирусной инфекции.

Методы и организация исследования. В исследовании мотивационного ресурса участвовали 30 человек. Предложенный опрос «Мотивация в спорте» - адаптированный опросник SMS-6 прошли спортсмены-любители без разрядов и спортсмены с разрядами от 1 взрослого до МС. Респонденты являются представителями спортивного скалолазания, плавания, художественной гимнастики, конный спорт, легкой атлетики, подводного плавания. Возраст респондентов составил от 18 до 22 лет. Стаж занятий спортом от 5 до 12 лет.

Шкала спортивной мотивации (SMS)

В данном исследовании использована мера мотивации в спортивном контексте-SMS. SMS было переведено с английской версии [5] измеряет семь форм мотивации: амотивацию, внешнюю регуляцию, интроецированную регуляцию, идентифицированную регуляцию и внутреннюю мотивацию к познанию, достижению и переживанию мотивации. 

Результаты исследования.

Кроме вопросов по опроснику мы задали вопрос о доступности тренировок в период пандемии и получили следующие ответы результаты:

У 31 % опрошенных тренировочные площадки до сих пор не доступны для занятий. Мотивацию к тренировкам у данных спортсменов поддерживать достаточно тяжело.

Шкала амотивации имела высокие показатели(25-25 б из 28 возможных) у 16% опрошенных. Спортсмены отметили, что доступ к тренировкам у них отсутствует до сих пор, а так же им не хватало внимания и поддержки тренера в период самоизоляции.

Шкала внешней регуляции мотивации включала вопрос о положительных отзывах о спортивных людях. 40% опрошенных отметили что для них действительно важно мнение окружающих. Многие (95%) также отметили, что материальные блага, доступные спортсменам, совсем не влияли на выбор их деятельности.

Существенное влияние на внутреннюю мотивацию у 63% спортсменов имеет чувство вовлеченности в спортивный процесс. 80 % опрошенных также отметили чувство личного удовлетворения, возникающее при выполнении технически сложного элемента. Спорт дает реальную возможность поверить в свои силы.

Выводы. Существенную роль в поддержании мотивации к тренировкам играет тренер, большое значение спортсмены придают возможности тренироваться в комфортных и привычных для них условиях. Многие спортсмены занимаются спортом и мотивируются личными достижениями, не только на соревнованиях, но и в процессе тренировочной деятельности.

Литература

1. Rodionov, A.V. Psihologiya fizicheskoj kul'tury i sporta: uchebnik dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij / A.V. Rodionov, V.F. Sopov, V.N. Nepopalov i dr.; pod red. A.V.Rodionova. – M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2010. – 368 s.

Deci E.L., Ryan R.M. Handbook of self-determination research. Rochester, New York, 2002. 348 p.

Guay, R, Boggiano, А. К., Vallerand, R. J. Autonomy support, motivation, and perceived competence: Conceptual and empirical linkages. Personality and Social Bulletin, 27,643-650.2001.

Pelletier, L. G., Fortier, M. S., Vallerand, R. J., Tuson, К. M., Briere, N. M., Blais, M. R. Toward a new measure of intrinsic motivation, extrinsic motivation, and amotivation in sports: The Sport Motivation Scale (SMS). Journal of Sport & Exercise Psychology, 17, 35-53.1995.

Mallett C., Kawabata M., Newcombe P., Otero-Forero A., Jackson S. Sport motivation scale-6 (SMS-6): A revised six-factor sport motivation scale // Psychology of sport and exercise. 2007. Vol. 8. № 5. P. 600–614.

Просмотров работы: 57