Влияние психосоматики на эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Влияние психосоматики на эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста.

Васильева М.А. 1
1Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье рассматриваются особенности детский психосоматических расстройств. Показано, что психосоматические расстройства можно вылечить на ранних стадиях пока они не превратились в привычку. Также продемонстрировано что, некоторые стрессовые ситуации ведут к психосоматике. И как влияет психосоматика на эмоциональную сферу детей.

Ключевые слова: психосоматика, психосоматичестие расстройства, стрессовая ситуация, воздействие психосоматики, эмоциональная сфера

Психосоматические расстройства в детском и подростковом возрасте влияют на развитие личности, а психические состояния обратимо влияют на здоровье. Показано, что на развитие и преодоление соматических нарушений в молодом организме сильное влияние оказывает личность ребенка или подростка.

В современных условиях человеку то и дело приходится ограничивать собственные эмоции, в частности и негативного направления, которые неизбежно сказываются на изменениях организма.

Активное исследование психосоматических заболеваний стало актуальным в начале и середине 20 века. Его изучали известные врачи и психологи того времени. Одним из них был психолог Зигмунд Фрейд. Он выдвинул теорию о том, что болезни могут возникать из-за защитного механизма психики, такого как подавление. Он утверждал, что подавленные чувства не исчезают из организма и со временем переходят в физиологические заболевания. Также было выявлено пять возможных психосоматических заболеваний: астма, аллергия, головные боли, мигрень и мнимая беременность. Небольшое время спустя перечень болезней был намного расширен Луизой Хэй уже во второй половине 20 века. Она сделала большую таблицу, в которой описаны заболевания, возможные способы решения проблемы и причины.

Гармоничное функционирование семьи – необходимое условие психического здоровья каждого члена. В процессе развития и формирования личности ребенка важное значение имеют психологические условия семьи, особенно взаимопонимание супругов, характер взаимоотношений детей и родителей.

По словам врачей, около 50% всех заболеваний являются психогенными. В психологии есть термин «психосоматика», его используют для обозначения степени воздействия психологических факторов на возникновение и развитие различных соматических заболеваний. Основной метод лечения – психоаналитическая психотерапия, цель которой – установить скрытые для человека связи между его эмоциональными конфликтами и появлением симптомов болезни. Лечение психосоматических заболеваний основано на поиске и устранении психологических проблем у пациента, поскольку физические недуги в этом случае являются лишь реакцией организма на возникновение стрессовых факторов. Научно доказано, что наши чувства прочно связаны с телом.

Психосоматические расстройства – это набор симптомов, возникающих в ответ на стрессовую ситуацию. Это могут быть незначительные симптомы, такие как слабость, головокружение или боль в груди. Но чаще психосоматика проявляется в виде отдельных заболеваний. Не до конца прожитые негативные эмоции плохо сказываются на здоровье. Болезни души проявляются на теле. Под воздействием определенных жизненных обстоятельств психика человека и его нервная система выходят из строя, организм не может адаптироваться к окружающей среде, возникают различные заболевания.

Весь негатив нужно пережить здесь и сейчас, тогда будет намного меньше проблем со здоровьем. К сожалению, не все могут распознать собственные переживания и адекватно их выразить. Чем больше человек не понимает себя, тем больше рост риска появления психосоматических заболеваний.

Например, часто болеющим детям не хватает любви родителей. Когда он болеет, все окружающие уделяют ему внимание. Кроме того, это может быть единственный способ дать отдохнуть организму и привлечь к себе внимание.

Но если разобраться в механизмах и причинах заболеваний, можно намного быстрее решить проблему.

Психосоматические заболевания возникают у тех, кто испытывает, подавляет или отрицает, негативные эмоции их в течение длительного времени. По-прежнему в группе риска те, у кого есть такие черты характера как: замкнутость и отстраненность от мира. Это люди, которые часто сдерживают свои эмоции, не проявляют и не испытывают их.

Постоянное беспокойство утомляет и ослабляет организм. Низкая оценка себя и отсутствие мнения также могут стать поводом болезни.

Если корень болезни в душе, не отчаивайтесь. Вы можете обратиться за помощью к психотерапевту, самостоятельно изучить болезнь, изменить образ поведения и мышления, найти понимание между душой и телом. Чтобы избежать появления психосоматических заболеваний, нужно учиться не подавлять эмоции, а правильно их проживать.

В дошкольном и младшем школьном возрасте больше подвержены к тревоге дети мужского пола, а после двенадцати лет девочки. Еще можно сказать, что девочек больше беспокоят отношения с окружающими людьми, тогда как мальчиков больше беспокойство вызывает насилие или наказание со стороны взрослых. Если девушка сделает что-то плохое, она будет беспокоиться, что учитель в школе или родители плохо о ней подумает, а друзья или одноклассники перестанут с ней разговаривать. В подобной же ситуации мальчики с большей вероятностью будут волноваться и бояться, что их поругают взрослые или изобьют одноклассники или друзья.

Ребенку с высокой тревожностью очень трудно расслабиться, и он почти всегда испытывает беспокойство: в одиночестве, в шумной компании, при ответе незнакомцу. Такие тревожные расстройства могут быть последствиями реальными событиями в жизни ребенка. Например, ссора, развод родителей, неудача в конкурсе, смерть любимого питомца. Риск возрастает, когда негативные события совпадают или происходят подряд.

Многие эксперты сходятся во мнении, что основной и главной причиной тревожных расстройств в детстве является тревога взрослых, которые находятся рядом всю его жизни. Это означает, что повышенная тревожность родителей передается их детям. В данном случае речь идет не с точки зрения генетики, а о методах воспитания, которые используют родители. Дети, которые испытывают тревогу, не всегда понимают причины собственных чувств. Они чувствуют себя беззащитными и напуганными. Родители всегда должны быть на готове и своевременно выявить симптомы тревожности у детей. Если родители думают, что ситуация вышла из-под контроля, им в срочном порядке нужно обратиться за помощью к психологу. Влияние тревожности у детей младшего школьного возраста и возникновений болезней, известных как психосоматические, в значительной степени обусловлено семьей и обществом ребенка (школа, одноклассники, кружки, спортивные секции).

Основными потребностями детей, помимо физического спокойствия и комфорта, являются эмоциональная безопасность, защита, стабильность, внимание, понимание и любовь. И часто из-за неудовлетворения этих потребностей возникает повышенная тревожность и, возникает болезнь - как один из способов преодолеть травмирующую ситуацию.

Таким образом, можно сделать вывод, что если у ребенка уровень тревожности высокий, то вероятность психосоматического расстройства большая. Также отсутствие одного из родителей может повлиять на проявление заболеваний, связанных с психосоматикой. Это кризис, который касается всю семью и трудно не только детям, но и их взрослым. Если дети проводят много времени в неблагоприятных обстоятельствах, в неполной семейной жизни, это часто вызывает глубокие изменения в поведении ребенка и, все чаще, психосоматические расстройства. Например, младшие школьники, живущие в неполной семье, в отличие от младших школьников из полных семей, более агрессивны и тревожны, для них больше характерны проявления депрессии и потребность быть значимыми для близких, чаще всего имеют проблемы с поведением и здоровьем. Недостаток общения с родителями оказывает большое влияние на уровень тревожности у ребенка и, в частности, никакое объяснение отсутствия родителей не может удовлетворить все различные эмоциональные потребности ребенка, связанные с полным контактом с родителями. Отсюда - постоянная тревога и повышенная агрессивная реакция, а еще большая вероятность развития психосоматических расстройств. Современный мир предъявляет к человеку все новые и новые требования. Проблема усугубляется тем, что разнообразие требований налагает на человека с детства. Стремясь развить своего ребенка в разных направлениях, многие родители даже не подозревают, что таким трудным для ребенка путем они могут навредить своему ребенку. Тело все еще слишком маленькое, чтобы справиться с такими большими требованиями, поэтому оно реагирует психосоматическими расстройствами, которые позже, если их не вылечить со временем, закрепятся как привычный образец реакции тела.

Поэтому не стоит отказывать себе, своему ребенку в маленьких радостях, проводить время вместе отдыхая, гуляя на свежем воздухе и занимаясь любимым делом. Кому-то поход в театр поможет преодолеть стресс, кому-то нравится ухаживать за комнатными растениями или проводить время с домашними животными, у всех есть любимое дело. Также можно вышивать с детьми, рисовать, читать книги, играть в шахматы. Йога, танцы или различные виды спорта могут помочь вашей психике быть спокойнее. Важно найти занятие, которое понравится и родителям, и ребенку. Общие занятия объединяют.

Список литературы:

1. Психосоматика: взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия / Сост. К.В. Селчонок – Минск.: Харвест,1999 – С. 129-151.

2. Антропов Ю.Ф. Психосоматические расстройства и патологически привычные действия у детей и подростков / Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. – Москва : Издательство Института психотерапии, 1999.

3. Антропов, Ю. Ф. Лечение детей с психосоматическими расстройствами [Текст] / Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко. – Санкт-Петербург.: Речь, 2002. – 560 с.

4. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста / Д.Н. Исаев. – Санкт-Петербург, 1996.

5. Исаев, Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей [Текст] / Д. Н. Исаев. – Санкт-Петербург : Речь, 2005. – 400 с.

6. Соловьевская, Н. Л. История развития психосоматики [Текст] / Н. Л. Соловьевская // Труды кольского научного центра РАН. – Мурманск, 2018. – Т. 9, № 11–15. – С. 110–120.

Просмотров работы: 63