ОСОБЕННОСТИ РИСКОВ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОСОБЕННОСТИ РИСКОВ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Литовченко О.П. 1
1Новороссийский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье рассмотрены риски, которым подвергаются малые предприятия на протяжении всего их существования. Проанализированы особенности каждого риска, оказывающего влияние на деятельность организаций. Значительное внимание уделяется факторам, которые сдерживают развитие малого бизнеса. Выделяются ключевые методы, помогающие малым предприятиям обнаружить риски.

Малое предпринимательство является неотъемлемой частью современной рыночной экономики. Его развитие необходимо для решения задач, касающихся социально-экономической сферы общества. Поэтому очень важно поддерживать работу субъектов малого бизнеса путем снижения рисков.

ABSTRACT

The article examines the risks that small businesses are exposed to throughout their existence. The features of each risk that affects the activities of organizations are analyzed. Considerable attention is paid to the factors that hinder the development of small businesses. There are several key strategies that can help small businesses to detect the risks.

Small business is an integral part of the modern market economy. Its development is necessary to solve problems related to the socio-economic sphere of society. Therefore, it is very important to support the work of small businesses by reducing risks.

Ключевые слова: риски, малые предприятия, бизнес, влияние рисков, факторы риска.

Keywords: risks, small businesses, business, impact of risks, risk factors.

Развитие всякой экономической системы неразделимо связано с развитием предпринимательской деятельности. Предпринимательство в рыночной экономике занимает ключевую роль, его состояние способно показывать, насколько проводимые экономические реформы успешны и эффективны. Наиболее важной функцией предпринимателей является обеспечение соединения всех факторов производства, которое является сложным управленческим процессом.

Предприниматели осуществляют деятельность, ставят цели и принимают важные решения под воздействием множества факторов. Для того, чтобы предпринимательская среда была приемлема для ведения бизнеса, должны существовать следующие необходимые условия:

1. Свобода экономической деятельности, гарантированная законодательством;

2. Возможность проявления предпринимательской деятельности как новаторства, позволяющего достичь конкретные цели в определенных условиях. [3]

Малый бизнес является важнейшим сектором сферы народного хозяйства, поскольку он определяет темпы экономического роста, структуру валового национального продукта и занятость населения. Малое предпринимательство значительно влияет на социально-экономическое положение России. Развитие данного бизнеса благоприятствует образованию гибкой экономики, в которой присутствует взаимодействие крупного, среднего и малого бизнеса, а также государственный контроль. [5]

Развитие малого предпринимательства является существенным условием разработки множества задач государственного уровня: использование инновационных технологий, помогающих экономическому развитию, рост количества товаров и услуг на рынке, повышение конкурентной рыночной борьбы и уровня благосостояния населения.

Трудности, препятствующие адекватному развитию малого бизнеса в России, обусловлены как внутренними, так и внешними факторами.

К внутренним факторам можно отнести проблемы, которые возникают в конкретной компании и зависят от того, насколько рациональна политика управления. К ним относятся:

1. Низкий уровень квалификации сотрудников;

2. Непрозрачность предпринимательских процессов компании;

3. Низкий уровень конкурентоспособности;

4. Острая нехватка финансовых ресурсов, необходимых для организационного развития;

5. Низкий уровень управленческих навыков руководителя компании;

6. Неэффективность маркетинговых стратегий организации.

К внешним проблемам малого бизнеса относятся:

1. Отсутствие реальной поддержки от государства;

2. Изменчивый характер налогового законодательства страны;

3. Высокие кредитные ставки

4. Кризис, возникающий в тех или иных сферах производства.

Также серьезным фактором, сдерживающим рациональное развитие малого бизнеса, считается низкий платежеспособный спрос населения, которое является главным потребителем продукции малых предприятий. [8]

Следствием данных проблем является возникновение рисков малого бизнеса.

В условиях рыночной системы риски является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности, так как они сопровождают деятельность компании в течение всего ее существования. Поэтому нельзя игнорировать значимость рисков и факторы их возникновения в малом предпринимательстве. [4]

Рассмотрим наиболее распространенные риски для малых предприятий.

Предприятия малого бизнеса чаще всего сталкиваются с финансовым риском, который трудно избежать. Чтобы обеспечить эффективное развитие малых предприятий, их владельцы вкладывают собственные сбережения либо берут крупные кредиты. Также нанести серьезный ущерб богатым организациям и вывести из бизнеса небольшую компанию способна беспросветная рецессия. Экономические условия являются важным элементом, который малые предприятия должны непременно учитывать.

Важнейшей составляющей неопределенности деятельности малого бизнеса являются налоговые риски. Налоговые риски являются разновидностью финансовых рисков, которые связаны с вероятностью потерь денежных средств, и нефинансовых рисков, которые вытекают из налоговых обязательств субъекта малого бизнеса перед государством. Своевременная минимизация налоговых рисков положительно воздействует на финансовый результат малых предприятий и их репутацию. [1]

Стратегический риск возникает тогда, когда недавно сформированное малое предприятие не знает, какой лучше стратегии ему придерживаться. Каждая организация должна сформировать свою стратегию маркетинга, производства и продаж, рациональную структуру, целевой рынок и пр. Также преобразования внешней среды могут подтолкнуть к изменению способов работы компании.

Риском, которому предприятия придают наименьшее значение, является репутационный риск. Репутация особенно важна для малого бизнеса, потому что создание хорошей репутации необходимо для динамичного роста организации.

С постоянно увеличивающимся использованием сети Интернет стало проще и в то же время сложнее управлять положением своей репутации. Владельцы бизнеса должны постоянно следить за реакцией людей о своих организациях в социальных сетях и принимать как положительную, так и отрицательную оценку. Кроме того, сотрудникам компании нужно обязательно знать, как правильно взаимодействовать с клиентами и представлять компанию на личных и организационных страницах.

Риск кибератаки, возникающий ввиду каких-либо сбоев в работе IT-систем, может повлиять на финансовое положение и репутационную позицию компании. Компании собирают все больше и больше личных данных о своих клиентах, что является выгодным для хакеров. Данный риск может негативно сказаться на безопасности организации.

Малые предприятия больше всех подвержены риску ответственности из-за несформировавшейся репутации. Также компаниям может недоставать необходимых ресурсов для эффективного устранения ущерба. [6]

Малые предприятия могут столкнуться с риском, связанным с низким качеством продукции. Из-за нехватки средств и вложений оборудование и материалы не соответствуют требуемым уровням стандарта.

У предприятий малого бизнеса, в связи с нестабильной работой, могут возникнуть проблемы, касающиеся персонала организации: прием на работу недостаточно квалифицированных сотрудников и высокий уровень текучести персонала. Для предотвращения данного риска предприятию следует разработать систему материальной мотивации, а также ему необходимо тщательно подбирать персонал. [8]

Еще одним очень серьезным риском для предприятий малого бизнеса является недоступность кредитных ресурсов. Трудности, которые возникают при получении кредитов, могут привести к тому, что малое предприятие прекратит свою работу. [5]

Характерное влияние на малый бизнес оказывают операционные риски. Операционный риск представляет собой угрозу нарушения функционирования работы предприятия и его отдельных операций, она может вызвать значительные финансовые или имущественные потери, которые приведут компанию в банкротство. Уровень данного вида рисков возрастает с расширением организационной деятельности, с желанием менеджеров увеличить операционную прибыль. Таким образом, они формируют обширный портфель рисков предприятия. [4]

Л. Н. Орлова, доктор экономических наук, проводила исследование, целью которого было выявление основных рисков, с которыми сталкиваются предприятия малого бизнеса на ранних этапах развития. Автором было проведено интервьюирование 98 представителей малого бизнеса, которые занимаются экономической деятельностью различной направленности. Согласно результатам опроса, ключевые риски в предпринимательской деятельности появляются на этапе расширения бизнеса. Успешное осуществление стартапа зависит не только от оригинальной идеи, но и от знания особенностей поведения потребителя, законодательной базы, рыночной ситуации. Также сложность в получении кредитов, неразвитость финансовой поддержки предпринимательства негативно воздействуют на развитие малых предприятий. [7]

Существует огромное количество разнообразных методов обнаружения рисков. Владелец компании должен выбирать тот подход, который основан на виде наблюдаемого риска.

Метод мозгового штурма представляет собой комбинацию различных и непохожих друг на друга мышлений и взглядов, когда все участники порождают новые идеи и мысли, взаимодействуя с другими людьми. Данный метод способен объединить субъективные знания и экспертный опыт для определения рисков. Основная цель мозгового шторма — сосредоточить внимание участников на теме и удерживать группу на позиции объективности.

Метод интеллектуального анализа данных позволяет устанавливать наличие практических закономерностей в исходных массивах. Интеллектуальный анализ может быть реализован в таких сферах бизнеса, как финансы, маркетинг, телекоммуникации и др.

Метод SWOT-анализа помогает выявить сильные и слабые стороны, угрозы и возможности для предприятий малого бизнеса. Очевидно, что слабые стороны и угрозы можно отнести к отрицательным рискам, а сильные стороны и возможности — к положительным. [2]

Малый бизнес является важной частью экономики России, движущей силой, которая содействует укреплению позиций других отраслей. Малые предприятия в процессе своей деятельности могут столкнуться с неожиданными проблемами, которые возможно избежать, если грамотно подойди к изучению и оценке рисков. Поэтому очень важно формировать предпринимательскую культуру, находить новые современные возможности для развития бизнеса и применять риск-ориентированный подход в управлении предприятием на всех этапах его жизненного цикла.

Список литературы

1. Абашев А.О., Пак Ю.Е. Налоговые риски малого бизнеса: сущность и классификация // Сперанские чтения. Общество, государство, личность: проблемы взаимодействия в современных условиях. 2020. С.45-48.

2. Ариничев И.В., Ариничева И.В., Матвеева Л.Г. Стратегически ориентированный инструментарий управления рисками на малых и средних предприятиях // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2018. №1 (215). С.114-125.

3. Волкова А.Г. Риски в организации малого предпринимательства // Теория и практика инновационных технологий в АПК. 2020. С.43-48

4. Волкова О.В., Горшенин В.Ф. Управление операционными рисками потоковых процессов в малом бизнесе // Общество, экономика, управление. 2017. №2. С. 63-67.

5. Корнеева М.Д. Риски и пути их снижения в малом бизнесе // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2015. № 2. С. 80-83.

6. Лесовая Н.В. Факторы и особенности рисков малого предприятия // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2019. С. 84-88.

7. Орлова Л.Н. О предпринимательских рисках на ранних этапах жизненного цикла малого бизнеса // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 6. С.64-71.

8. Орлова Т.С., Сухова О.В., Тимошин А.А. Теоретические подходы к оценке рисков малых предприятий // Дискуссия. 2019. №2 (93). С. 73-80.

Просмотров работы: 673