КОНОСАМЕНТЫ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

КОНОСАМЕНТЫ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Литовченко О.П. 1
1Новороссийский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена сущность коносамента — документа, подтверждающего заключение договора грузоперевозки. Кратко отражена история использования коносамента. Проанализированы ключевые функции данного документа. Выделены и охарактеризованы основные виды коносаментов. Достаточное внимание уделяется оговоркам, включенным в данный документ по тем или иным причинам.

Особенность коносамента заключается в том, что он универсален и многосторонен. Его функции многогранны и обширны. Он имеет важное значение с точки зрения морской грузоперевозки и может заменять собой не один документ.

ABSTRACT

The article considers the essence of a bill of lading — a document confirming the conclusion of a cargo transportation contract. The history of using the bill of lading is briefly reflected. The key functions of this document are analyzed. The main types of bills of lading are identified and characterized. Sufficient attention is paid to the reservations included in this document for one reason or another.

The peculiarity of the bill of lading is that it is universal and versatile. Its functions are multi-faceted and extensive. It is important from the point of view of sea cargo transportation and can replace more than one document.

Ключевые слова: коносамент, грузоперевозка, договор, судно, перевозчик, грузоотправитель, оговорки.

Keywords: bill of lading, cargo transportation, contract, ship, carrier, shipper, reservations.

Основным документом в процессе документарной продажи товара выступает коносамент — документ многофункционального назначения, который используется при грузоперевозке морским либо внутренним водным транспортом. Он подтверждает право на получение груза в порту, а также фиксирует логистические данные, необходимые для таможенного оформления. Термин «коносамент» происходит от французского слова connaissement, от глагола connaître «знать».

Использование коносамента имеет многовековую практику. В конце XVI века зародился прообраз данного документа. В средневековых итальянских городах устанавливается положение, обязывающее хозяина судна иметь на судне писаря. Писарь записывал операции, связанные с перевозкой, фиксировал название количество и вес товара. По его созданным записям можно было судить о договорах, заключенных между купцами и хозяином судна, о выброшенном за борт товаре, о провозной плате. Товар выдавался с судна только с ведома писаря. [ст.3] Окончательно содержание коносамента было закреплено в XIX веке, с того времени оно практически без изменений дошло до наших дней.

Правовой режим морских грузоперевозок в настоящее время регулируется положениями четырех международных конвенций:

1. Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся коносамента 1924 г. (Гаагские правила);

2. Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся коносамента 1924 г., измененная Протоколом 1968 г. (Гаагско-Висбийские правила);

3. Конвенция ООН по морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила);

4. Конвенция ООН о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов 2008 г. (Роттердамские правила). [2 с.17]

Сегодня коносаменты имеют такое огромное значение, что делаются попытки приведения к коносаментному виду иных документов, которые не имеют ничего общего с коносаментами. [1]

Коносамент выполняет три основные функции:

1. Удостоверяет принятие перевозчиком груза к перевозке. Коносамент является распиской судовладельца, которая удостоверяет, что товары в целях перевозки приняты под охрану судовладельца и что товары в указанном количестве и состоянии погружены на борт для перевозки к конкретному месту назначения.

2. Выступает единственным доказательством наличия договора морской перевозки груза. Нередко на практике ошибочно полагают, что коносамент является договором морской перевозки. Но это не так, потому что существование коносамента доказывает сам факт существования договора морской грузоперевозки.

3. Является товарораспорядительным документом (ценной бумагой). Данная функция проявляется в том, что операции по купле-продаже товаров совершаются с использованием коносамента без физической передачи товаров. [6 с.79]

В зависимости от того, как в коносаменте указан получатель груза, коносаменты бывают:

1. Именные;

2. Ордерные;

3. Предъявительские.

Груз от перевозчика в порту назначения по именному коносаменту может получит только то лицо, на имя которого выписан коносамент. Однако отправитель может распоряжаться грузом до тех пор, пока этим лицом не будет получен груз.

По ордерному коносаменту определенное лицо (грузоотправитель, грузополучатель или банк) может приказать, кому выдать груз. Данный коносамент наиболее распространен в сфере морских перевозок груза.

Коносаменте на предъявителя не включает в себя какие-либо данные относительно лица, являющегося обладателем права на получение груза. Поэтому любой предъявитель может получить груз на законных основаниях. На практике данный вид коносамента применяется редко. [7 с.20]

В зависимости от особенностей перевозки различают следующие виды коносаментов:

1. Линейный;

2. Чартерный.

Линейный коносамент отражает волю грузоотправителя, которая направлена на оформление соглашения о перевозке груза. Этот коносамент предназначен для линейных перевозок, когда судно не имеет расписания рейсов и постоянного маршрута.

Чартерный коносамент служит подтверждением приема груза, транспортирующегося по чартерному договору. После заключения чартерного договора и погрузки товара на судно отправитель просит перевозчика выдать ему чартерный коносамент. Чартерный договор — это договор между владельцами транспортного средства и фрахтователем, при котором судно нанимается для осуществления рейса или на определенный промежуток времени. [4]

Особым видом коносамента является сквозной, или прямой, коносамент, который удостоверяет наличие договора перевозки из одного места в другое определенными этапами, из которых один этап является морским транзитом, в силу чего перевозчик, выдающий документ, несет ответственность за перевозку, предусмотренную в сквозном коносаменте. [6 с.79]

Бортовой коносамент составляется после того, как осуществилась погрузка товара на борт судна. Без данной пометки коносамент отмечает только то, что товар принят для погрузки, но сама погрузка еще не началась. [5 с.234]

Береговой коносамент является подтверждением приема груза от грузоотправителя на берегу.

В коносаменте, выданном перевозчиком, указывается количество груза, который принят к перевозке, его внешний вид и состояние упаковки. Чистый коносамент — это коносамент, в котором отсутствуют какие-либо замечания перевозчика о повреждении товаров и упаковки. Всякий экспортер предпочитает получить такой коносамент, который включает в себя отметки о чистом коносаменте, когда груз расположен на борту судна. [7 с.18]

Однако, капитан имеет право сделать соответствующую оговорку в коносаменте, если внешнее состояние груза ставит под сомнение сохранность этого груза. Оговорки являются односторонними заявлениями, сделанными перевозчиком в отношении вопросов исполнения договора морской перевозки и не требующими согласования с грузоотправителем. Эти заявления обычно составляются в виде письменных замечаний, отраженных в коносаменте.

Наличие данной оговорки делает коносамент «нечистым», что в значительной степени снижает доказательственную сторону и роль коносамента как товарораспорядительного документа. [7 с.19]

Но, тем не менее, нужно понимать, что не каждая оговорка, сделанная в коносаменте, делает его нечистым. Юридическое значение вносимых в коносамент оговорок состоит в том, что они нацелены на защиту грузоперевозчика от ответственности за представленные отправителем груза сведения, которые могут быть ложными или неточными.

Коносамент занимает главную роль в качестве разрешения вопроса о том, кто берет ответственность за ущерб груза — отправитель или перевозчик. Если коносамент содержит оговорку о том, что груз погрузили с явными дефектами, то это говорит об ответственности грузоотправителя за поставку товара в ненадлежащем состоянии. Но, если в коносаменте нет никаких оговорок, ответственность за повреждение или утрату груза может нести перевозчик. [2 с.19]

Следовательно, защита собственных интересов перевозчика как стороны договора морской грузоперевозки является основанием для включения этим перевозчиком оговорок в коносамент.

Осуществление морских грузоперевозок невозможно без наличия такого важного и многогранного документа, как коносамент. Его функциональное назначение обширно. Данный документ подтверждает договор морской перевозки груза, определяет ответственность грузоперевозчика, фиксирует право собственности на конкретный груз. Очень важно оформлять коносамент правильно и внимательно, ведь некорректное заполнение коносамента может повлечь за собой такие негативные последствия, как порча груза, расходы на исправление документа, задержка растаможки груза и пр.

Список литературы

1. Голубчик, А. М. О некоторых аспектах возможности применения электронного коносамента в практике нефтетрейдеров / А. М. Голубчик, П. Б. Катюха // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 4.

2. Гуцуляк В.Н. Оговорки в коносаменте и их юридическое значение // Транспортное право и безопасность. 2019. № 4 (32). С. 15-25.

3. Джобава Н.А. Коносамент: к истории вопроса // Правовое поле современной экономики. 2012. № 10. С. 124-127.

4. Захарова А.И. Коносамент – таможня // Аллея науки. 2020. Т. 1. № 4 (43). С. 152-155.

5. Рогуленко Т. М. Учет и аудит внешнеэкономической деятельности : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под общей редакцией Т. М. Рогуленко, С. В. Пономаревой, А. В. Бодяко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 316 с.

6. Сенотрусова С. В. Таможенные платежи : учебник для вузов / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 236 с.

7. Холопов К.В. Толкование коносаментов в международной торговле: учебное пособие для студентов бакалавриата, магистратуры и специалитета / К.В. Холопов, Н.В. Данчеева. — Москва : Издательство «Русайнс», 2017. — 152 с.

Просмотров работы: 89