Современное общество требует от человека образованности, пластичности ума, способности быстро и эффективно принимать решения, легко приспосабливаться к стремительно меняющимся технологиям и условиям труда.
С каждым днем количество цифровых технологий растет. Не всегда можно и нужно поспеть за ее усвоением. Однако нельзя совершенно не владеть базовыми навыками пользования техническими устройствами или работой с сетью Интернет. Из-за всемирной цифровизации общество буквально заставляет уметь работать с информационными технологиями. Отсюда вытекает запрос общества на обучение данным навыкам. В особенности, людей старшего возраста.
Пожилые люди занимают значительную часть населения России, социальное положение которой существенно изменилось за последние годы. Из-за размытости понятия пожилого человека встает вопрос: кого можно им называть? Пенсионером может стать человек и не пожилого возраста, например, спасатель МЧС может выйти на пенсию уже в 40 лет.
Такие ученые, как антропологи, геронтологи и психологи, определяют периодизацию человеческой жизни и возрастной отсчет старения, но большая часть мнений сходится на усредненных 60-65 годах. Существуют и другие показатели перехода из одной возрастной группы в другую, например, социально-экономические – изменение основного источника дохода, изменение социального статуса, сужение круга социальных ролей.
Разрыв интересов между поколениями, интеллектуальное угасание, ограниченность жизни в связи с цифровизацией – все это проблемы, которые решаются созданием программ обучения. Например, на базе учебных заведений, школ и университетов, реализуются обучающие программы компьютерной грамотности внуками представителей старшего поколения, а старшее поколение учит потомков ремеслу: вязанию, вышиванию, столярному мастерству и так далее.
Из этого следует, что обучение возрастных людей способствует организовывать свободное время, актуализировать жизненно-бытовые навыки, не «выпадать» из социальной и информационной жизни.
Обучение взрослых имеет свои особенности, требует особой внимательности и учета множества факторов. Приведем некоторые рекомендации по взаимодействию с возрастными людьми:
Внимание к физическому состоянию человека. При первых признаках усталости нужно поменять учебную деятельность на отдых, либо сменить активную деятельность на пассивную.
Высокое отвлечение внимание. Нужно внимательно следить или создать условие, чтобы человек не отвлекался на внешние раздражители. Речь преподавателя должна быть спокойной, четкой, с паузами между словами и без глотания окончаний. Выражение лица должно быть дружелюбным и открытым.
Терпимость к забывчивости человека. К возможному грубому общению со стороны учащегося. Ни в коем случае нельзя выводить человека на конфликт, стоит перевести тему разговора.
Безразличие. Нельзя игнорировать вопросы человека, оставлять его надолго одного. Нужно создать условия защищенности и принятия, чтобы человек не чувствовал себя глупым, старым и беспомощным.
Поощрение. Пожилые нуждаются в частом поощрении своей деятельности. Желательно часто подтверждать правильность их действий и ответов.
Взаимоотношения между преподавателем и учащимся. Создать доверительные и заинтересованные отношения.
Способы обучения. Приветствуется игровая и проектная деятельность в обучении. Пожилые люди охотнее занимаются ручным трудом, нежели умственным.
Важно понимать, что с возрастом усиливаются болезни мозга. Деменция, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона и прочие заболевания, прогрессирующие у некоторого процента людей с возрастом. Поэтому начиная работать с человеком нужно точно определить: здоров ли он, адекватен, безопасен для общества и расположен ли к обучению.
Таким образом, вклад в непрерывное образование и самообразование должен стать не только временной мерой, но остаться хорошей привычкой на весь период жизни. Постоянная познавательная деятельность способствует решению многих проблем, связанных с возрастными изменениями мозга, таких как: забывание, быстрое умственное уставание, узость взглядов. Коммуникативных проблем, таких как: чувство отчужденности по причине непонимания времени и событий, людей других поколений. Досуговых проблем – посещение семинаров, курсов, или других групповых занятий способствует созданию социальных связей, дает психологически благоприятный климат, принадлежность к чему-либо.
Говоря о пожилых людях, нужно упомянуть о науке, изучающей старение человека во всех его проявлениях, а именно: «Геронтология – наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним». Данная область знания всячески опровергает устоявшиеся стереотипы о неизбежности ухудшения здоровья из-за увеличения биологического возраста. Сейчас старость не характеризуется только негативными представлениями о ней, а рассматривается как завершающая стадия развития человека с присущими ей особенностями.
На основании научных трудов геронтологии можно описать методологические подходы, на которых должно строиться обучение пожилых людей. Это:
Личностных подход – принятие человека как единое целое, сформированное социокультурной средой. Человек в личностном подходе принимается как цель, на которую направлено обучение. Задачей в данном подходе является создание среды для самореализации и творческого потенциала.
Деятельностный подход – деятельность человека, направленная на становление целостности личности. Задача – выявить и поставить цели, спланировать их достижение и зафиксировать результаты.
Культурологический подход – развитие в человеке понимания ценности структуры мира. Освоение культуры в данном случае понимается как зарождение «человечности» в человеке. Задача педагога в этом случае – привитие толерантности к инаковости и заложение понимания современной культуры в разных сфера жизнедеятельности.
Этнопедагогический подход – обучение, строящиеся с помощью национальных традиций и ее культуры. Задача – использование национальных знаний обучающегося в качестве дополнения к занятию, в качестве примеров или подводок к материалу.
Для разных целей занятия должны использоваться разные методы и их подходы. Определяя понятие «метод» как способ достижения цели, можно полагать, что каждая ситуация требует от преподавателя владением большого количества методов обучения, а также способами их встраивания в тот или иной момент преподавания. При выборе метода обучения преподаватель также обязан опираться на особенности обучающегося, а именно приведенных ранее психологические и физические.
В современном мире насчитывается около 26 методов обучения. Рассмотрим более применимые в реальной ситуации:
Лекция – устная форма передачи информации, использующая наглядные материалы. Основа преподавания, используется при изучении нового материала.
Тренинг – практическая часть образовательного процесса, досконально прорабатывающая поставленную проблему со всех сторон, со всеми нюансами.
Ценностная ориентировка – метод ознакомления обучающихся с социальными и культурными правилами, способствующий лучшей адаптации к условиям реальной жизни и требованиям общества.
Метод кейсов – метод полноценного изучения и анализа реальной ситуации, возникающей в реальной жизни на практике, например – запись к врачу через Госуслуги.
Действие по образцу – метод демонстрации действия и его повтор. После ознакомления с новым действием или знаниям, учащиеся отрабатывают их на практике.
Работа в парах – учащиеся создают равноправную пару и распределяют обязанности между собой, оценивая и помогая друг другу.
Метод рефлексии – метод самостоятельного осмысления материала учащимися и побуждение у них способности к исследовательской деятельности.
Метод ротаций – данный метод состоит в том, чтобы закрепить за учащимися определенные роли, благодаря которым они могут получить разносторонний опыт.
Метод «Лидер-ведомый» – один учащиеся присоединяется к более опытному учащемуся для овладения незнакомыми ему знаниями, умениями и навыками.
Участие в официальных мероприятиях – метод посещения тематических выставок, конференций и так далее.
Модульное обучение – разбивка учебной информации на несколько самостоятельных частей, называемых модулями. Каждый из модулей предполагает свои цели и методы подачи информации.
Любой метод обучения может дать максимальный результат, если он будет пригоден для той или иной ситуации. Это можно установить только при помощи психологического анализа особенностей и учащихся. В педагогической деятельности нет какого-либо универсального метода или системы методов. Важно уметь применять комплексный подход и отдавать предпочтение не только современным или традиционным методам обучения, а применять каждый из них и по отдельности и вместе, ставя перед собой задачу: выработать наиболее оптимальную и эффективную образовательную программу.
Стремительное увеличение продолжительности жизни населения, замедленное социальное старение и прочие положения современного общества ведут к смещению современной морали. Позднее создание семьи, откладывание получения высшего образования, увеличенный срок взросления, инфантилизм и беспечность, уход от реальной жизни в виртуальную – все это меняет отношения в обществе. Виртуализация заставляет людей ускорять свои импульсы, мозг и реакции, а более медленные люди вызывают к себе агрессию со стороны новых поколений. Пожилые люди более спокойные, менее адаптивные, не могут воспринимать информацию за секунды – это причина отторжения и вытеснения их из современной общественной жизни.
Главной задачей, встающей перед преподавателем, является не столько научить человека открывать браузер или включать компьютер, сколько убрать страхи человека перед неизвестным и научить его учиться. Невозможно обучить и изучить весь Интернет или разбираться в любой технике. Особенно, если принять во внимание постоянную смену всего: интерфейсов, технологий работы, введение новых функций и т.д. Важно научить человека дробить проблему и уменьшать ее, чтобы не впасть в отчаянье от размеров проблемы и не уверовать в собственной непригодности.
Важной мыслью стоит выделить то, что технологии – часть жизни, которую посильно заменить, но не сама жизнь, которую стоит тратить на технологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Азбука Интернета. [Электронный ресурс]. URL: https://azbukainterneta.ru/ (дата обращения: 11.12.2020).
Греллер М. Старение и работа: человеческий и экономический потенциал // Психология старости и старения / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидере. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - С. 260.
Кондратов Б. Ф. «Третий возраст» и интернет // Информационное общество. 2009. Вып. 1. С. 64-75.
Кошарная, Г. Б. Особенности обучения пожилых людей / Г. Б. Кошарная, Е. В. Щанина // Интеграция образования. - 2013. - № 4 (73). - С. 57-61.
Чеканова Э.Е. Социальные процессы старения: структуралистко-констуктивистский анализ. - Саратов: Научная книга, 2004. - 312 с.