Влияния современного искусства на развитие туризма в Екатеринбурге - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Влияния современного искусства на развитие туризма в Екатеринбурге

Шведов С.Д. 1, Масленникова С.Ф. 1
1Уральский государственный экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня туризм является самой крупной успешно развивающейся сферой экономики. Несмотря на введение ограничений в эпоху борьбы с COVID-19, закрытие границ, запрета общественных мероприятий, ограничений в работе кафе, ресторанов, торговых и деловых центров, туризм развивается. Все внимание туроператоров переключилось на разработку направлений внутреннего туризма. Это, прежде всего, пляжный отдых на юге России, круизный по Каме, Волге, Лене, Иртышу, Енисею и т.д., а также оздоровительный и горнолыжный.

Однако постепенно возвращается интерес к культурно-познавательному туризму. Привлекательными территориями для этого часто выступают крупные города, которые славятся богатым культурным наследием прошлого, уникальными природными объектами, краеведческими и художественными музеями, картинными галереями и т.д. Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новгород, Екатеринбург – это далеко не полный список городов, имеющих огромный туристский потенциал.

В данной статье мы рассмотрим некоторые аспекты развития культурного туризма в Екатеринбурге под влиянием современного искусства. Тема, по нашему мнению, является актуальной, прежде всего, потому, что наш город всегда идет в ногу со временем и обращает внимание на интересы молодого поколения, в том числе, и в области искусства и туризма.

Рассмотрим подробнее понятие «современное искусство», под которым часто понимают творчество художников, писателей, музыкантов, скульпторов, живущих с нами в одно время. Знаменитый искусствовед Родион Творогин утверждает, что впервые термин «современное» применила к искусству Розалинда Краусс, американский теоретик и критик, в конце 1960-х годов, дав новой эпохе звучное название «contemporery art» [3]. В России в 90-х годах часто использовали термин «актуальное искусство», но он не прижился. А поскольку у нас многие люди оглядываются на Запад, поэтому принято считать, что и у нас эпоха современного искусства началась в 1960-х.

Современное искусство прошло много этапов становления, и сейчас в 2020 году данное направление связано с новыми практиками, инструментами и материалами художников. Например, Елена Пантелеева директор по развитию Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ» считает, что особенность современного искусства состоит в том, что сегодня авторы для создания своих произведений используют не только привычные холст и масло, но и самые разные предметы, и новые технологии. Развитие цивилизации, появление новых технологий, изменение политической обстановки в мире – всё это влияет на инструментарий художника и темы творчества [1].

В городе при поддержке Управления культуры города Екатеринбурга раз в два года проходит крупнейший международный проект в сфере современного искусства на территории Российской Федерации – Уральская индустриальная биеннале современного искусства, которая привлекает внимание не только специалистов, но и любителей искусства и культурного туризма. Биеннале современного искусства – это особый формат выставочно-экспозиционной работы, функционирующей по отличным от музейных принципам и имеющую свою структуру. Впервые этот проект был реализован в 2010 г. Произведения искусства не хранятся здесь на постоянной основе, зачастую они делаются специально для выставки, многие из них после экспонирования уничтожаются, другие – возвращаются владельцам. Если какие-то произведения и остаются в хранении, здесь также возникает много трудностей: современные художники работают с разными типами материалов, что затрудняет задачу их хранения и потенциальной реставрации. Именно это разнообразие и многосторонность выставок и не оставляет посетителей, туристов равнодушными.

Уральская биеннале работает с индустриальной спецификой региона и исследует индустриальность как историческое наследие и актуальную практику, в которую вовлечено множество людей и пространств. Через призму современного искусства проект анализирует текущие глобальные изменения и интегрирует регион в мировой художественный контекст. Всякий раз, находя новые грани осмысления феномена индустриальности, биеннале сама становится своего рода индустрией — индустрией смыслов. Главные выставки Уральской биеннале проходят на территории памятников индустриальной культуры. Благодаря размещению экспозиций в бывшей типографии «Уральский рабочий» и гостинице «Исеть», биеннале актуализировала интерес локального и мирового исследовательского сообщества к памятникам конструктивизма в Екатеринбурге.

В отличие от распространенного мирового опыта, когда художественные проекты занимают пространства расформированных и заброшенных промышленных предприятий, Уральская биеннале активно работает с действующими производствами. На их территории проводятся выставочные проекты, а также программа арт-резиденций, которая предлагает художникам уникальный опыт взаимодействия с промышленным производством Уральского региона. Произведения, созданные художниками в процессе пребывания на уральских заводах, демонстрируются на итоговой выставке программы арт-резиденций.

Создавая условия для взаимодействия художников и зрителей с промышленными территориями, биеннале предлагает новую оптику для осмысления проблематики индустриального и символического производства, производительного и художественного труда, индустриальности и постиндустриальности.

Гости нашего города отмечают, что выставка всегда отражает специфику региона, всякий раз находя новые грани индустриальности. В 2019 году 5-я Уральская биеннале современного искусства проходила с 12 сентября по 1 декабря в Екатеринбурге и городах Уральского региона, ее темой стало «Бессмертие». Конечно, эта тема очень широкая и ее не нужно воспринимать буквально, а стоит видеть за ней общее направление размышлений. «Бессмертие» позволяет перейти к рассмотрению универсальных явлений и широких понятий, реализованных в произведениях искусства.

Туристов заинтересовало, например, что в фокусе внимания оказались цифровое и социальное бессмертие, культурная память, связь с наукой, технологиями и искусством. В ходе осмотра экспозиции они пытались осознать, как и почему произведения искусства претендуют на «вечность», на включение в некий «великий̆ канон», который̆ предписывается знать всем и каждому. И почему в современных условиях, оказывается, особенно сложно сообщать художественным работам вневременной̆ статус? Туристы отметили, что из всего многообразия представлений о бессмертии биеннале выбирает те, которые резонируют в современном художественном и исследовательском мирах.

Куратором Основного проекта «Преодолеть бессмертие: к множествам будущего» 5-й Уральской биеннале стал Шаоюй Вэн (Xiaoyu Weng), с 2015 года возглавляющий Фонд семьи Роберта Х. Н. Хо, инициированный с целью поддержки китайского искусства.

Одной из площадок основного проекта биеннале впервые стал действующий завод – выставка занимала два этажа корпуса оптического производства Уральского оптико-механического завода имени Э.С. Яламова. Ещё одной площадкой 5-й биеннале было здание кинотеатра «Колизей», где была представлена часть выставки Основного проекта и проходила Публичная программа. В здании первого городского театра находились информационный центр биеннале и общественная зона. Многочисленные посетители мероприятия и в Екатеринбурге и других городах познакомились со многими экспонатами, художественными произведениями. Впечатления остались неизгладимые.

Таким образом, следует отметить, что в культурно-научных целях студенты, преподаватели, художники, писатели со всего мира, в рамках культурно-познавательных мероприятий посещают наш город и находят его перспективным для развития и продвижения собственной личности. Интерес к современному искусству связан с несколькими типами отношения к нему в целом и месту человека к культуре:

проблемность, критичность, актуальность (искусство должно говорить о проблемах человечества, наталкивать на размышления, должно отражать критическое отношение к жизни, бросать вызов устоявшимся нормам);

широта взгляда на искусство, отсутствие жесткой системы оценок хорошего и плохого (даже уродливое может быть завораживающим, искусству необязательно быть красивым, гармоничным).

В образовательной среде города Екатеринбурга активно ведут свою деятельность Екатеринбургская академия современного искусства (ЕАСИ), в которой создана «Мастерская проектов современного искусства», целью которой является развитие пространства активного производства и осмысления современного искусства. Главными задачами Мастерской являются [2]: 

активное участие в стратегических проектах Управления культуры Администрации города Екатеринбурга и развитие социально ориентированных инициатив;

качественный рост креативного потенциала студентов и сотрудников;

развитие синтетических проектов на стыке современного искусства, дизайна и высоких технологий, а также укрепление  межпрофильных связей (совместные проекты с Лабораторией цифрового искусства);

развитие и укрепление позитивного имиджа как площадки современного искусства в поле профессионального художественного производства Екатеринбурга, региона и страны путём участия в важнейших событиях (в частности, в Московской международной биеннале Молодого искусства, Уральской индустриальной биеннале современного искусства, Международном фестивале светового искусства «Не Темно» и международной акции «Ночь Музеев» и т.д.) и осуществления осознанного и последовательного нетворкинга с профессионалами художественной среды - художниками, кураторами, теоретиками современного искусства, активными участниками креативных сообществ города, региона, страны (в частности, партнёрстов с ГЦСИ-РОСИЗО, фондом «Культурный транзит»). 

Также в образовательных целях в городе проводят лекции на тему современного искусства при поддержке музейно-выставочного и научно-исследовательской организации Уральского филиала Государственного Центра Современного Искусства (УФ ГЦСИ). Тут можно упомянуть лекцию искусствоведа и художницы Ольги Киселевой «Science-art: искусство будущего?». Ее работы в основном связаны с современными технологиями и новыми медиа в искусстве, поэтому ее лекция была посвящена science-art. Ольга рассказала об опыте Сорбоннского университета Paris I Pantheon-Sorbonne работы с такими произведениями искусства. Важно отметить, что лекция была абсолютно бесплатной и не единственной.

Таким образом, по нашему мнению, поддержка и развитие ключевых видов внутреннего культурного туризма осуществляется на самом высоком уровне. А в рамках получения высшего профессионального образования в культурной среде наш город является привлекательным центром для регионов и для зарубежных абитуриентов. В сфере же культурно-познавательного туризма необходимо вовлечение в развитие сферы туризма музейной сети региона, создание новых музеев и интерактивных экспозиций по тематикам наиболее привлекательным для главных рынков сбыта туристского продукта региона, по тематикам, отражающим уникальность Урала не только в России, но и в мире. Следует обратить внимание на формирование туристских культурно-образовательных центров, культурно-этнографических, культурно-исторических парков, создание отдельного путеводителя по музеям Екатеринбурга, формирование музейных туров и включение массовых культурных мероприятий в туристские программы. Например, летом 2020 года на улицах города появилась фиолетовая разметка. Линия связывает стрит-арт объекты фестиваля «Стенограффия» нескольких лет. Кроме линии фиолетового цвета на центральных улицах города, которая сразу бросается в глаза, маршрут фиолетового цвета проложен в приложении «Яндекс. Карты», с информацией о каждой работе. Поэтому можно не только прогуляться по фиолетовой линии, но и узнать про каждую работу маршрута – ее автора, название, год создания, а также смысл, который закладывал художник в свой проект. В картах линию можно найти по названию «Где смотреть современное уличное искусство».

Кстати, фестиваль «Сценограффия» – ежегодный фестиваль уличного искусства, который проводится агентством StreetArt при поддержке администрации Екатеринбурга. Фестиваль начал работу в 2010 году. По оценке экспертов, он влияет на развитие российского уличного искусства и является площадкой для реализации молодых художников и демонстрации талантов мастеров стрит-арта. Мероприятие всероссийского масштаба завоевало звание лучшего проекта в области социальных коммуникаций и благотворительности на всероссийском конкурсе «Серебряный лучник».

В рамках данного фестиваля в 2019 году знаменитый арт-художник Покрас Лампас на площади Первой Пятилетки, создал «Супрематический крест». Площадь работы составила 6686 квадратных метров. Граффити представляло собой черный крест на красном фоне. В крест была вписана цитата художника Казимира Малевича «Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Мы, супрематисты, – бросаем вам дорогу» [4].

Таким образом, можно сказать, что с точки зрения индустриального и культурного наследия Екатеринбург занимает одну из лидирующих позиций среди городов Российской Федерации. Промышленная и городская архитектура здесь оригинальна, самобытна и имеет большое значение в различных сферах городской жизни, начиная с экономики и заканчивая социальными процессами и туризмом. Именно так, по нашему мнению, можно использовать это преимущество для развития города, привлечения сюда как инвесторов, так и туристов. Наличие особых событийных мероприятий разного уровня, связанных с промышленностью, искусством, народно-художественными промыслами и т.д., притягивает в Екатеринбург туристов из разных уголков России и из-за рубежа. Разработка «Индустриальных маршрутов» или экскурсий по работающим выставкам, позволит Екатеринбургу по-новому вдохнуть жизнь в свое индустриальное наследие, занять важное место в сфере российского культурного туризма.

Список использованных источников

Елена Пантелеева назначена директором по развитию Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://2050lab.ru/tpost/s3g4vy769d-elena-panteleeva-naznachena-direktorom-p

Мастерская проектов современного искусства [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://xn--80ajk9a.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/proekty-easi/masterskaja_proektov_sovremennogo_iskusstva/?cecutient=1

Творогин Р. Современное искусство: что это такое и как разобраться в нем [Электронный ресурс]; Режим доступа: http://tvorogin.ru/sovremennoe-iskusstvo/

Шминке И. Манифест супрематизма на площади Первой пятилетки // Уралнаш. Интересно о Екатеринбурге (18 июля 2019) [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://ural-n.ru/p/manifest-suprematizma-na-ploschadi-pervoy-pyatiletki.html

Просмотров работы: 204