ФИТНЕС: МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФИТНЕС: МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ

Фефилатьев С.А. 1, Чугин М.А. 1
1САФУ им М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная тема весьма актуальна, ведь в наше время фитнес завоевал огромную популярность, каждый человек так или иначе сталкивался с этой сферой: будь то уроки физкультуры, сдача нормативов или поход в тренажерный зал с другом. Кому-то нравится фитнес и спорт, кому-то нет. Тем не менее, по данным ВЦИОМ, в нашей стране 63% населения целенаправленно занимаются спортом, при этом 38% россиян занимаются регулярно и систематически [1]. Появляется необходимость узнать, выявить и рассмотреть, что именно мотивирует этих людей: мода и пропаганда на красивые, стройные и физически развитые тела, желание понравится той самой (тому самому) или необходимость спорта для качественной и здоровой жизни?

Ключевые слова: фитнес; спорт; мотивация; модная тенденция; физическое развитие; здоровый образ жизни.

This topic is very relevant, because in our time fitness has gained huge popularity, everyone has somehow encountered this area: whether it's physical education lessons, passing standards or going to the gym with a friend. Some people like fitness and sports, some do not. Nevertheless, according to VTSIOM, in our country 63% of the population purposefully engage in sports, while 38% of Russians engage in regular and systematic sports [1]. There is a need to find out, identify and consider what exactly motivates these people: fashion and propaganda for beautiful, slender and physically developed bodies, the desire to please the one (the one) or the need for sports for a quality and healthy life?

Keywords: fitness; sport; motivation; fashion trend; physical development; healthy lifestyle.

Цель исследования заключается в изучении мотивации человека в сфере фитнеса.

Задачи:

1. Рассмотреть фитнес как модную тенденцию.

2. Рассмотреть фитнес как необходимый элемент здоровой жизни.

3. Выявить наиболее мотивирующие на занятия спортом факторы.

4. Проанализировать полученные данные, сделать вывод.

Объект исследования: мотивация человека в фитнесе и спорте.

Предмет исследования: мотивирующие факторы деятельности человека в сфере фитнеса.

Термин «фитнес» является довольно обширным и разноплановым. В общем под ним подразумевается совокупность мероприятий, обеспечивающих разностороннее физическое развитие человека, улучшение и формирование его здоровья. Как правило, это тренировки с отягощениями, направленные на укрепление и увеличение мышечной массы; «аэробные» или «кардио» тренировки, направленные на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем; тренировка гибкости; формирование культуры питания и здорового образа жизни. Наиболее близким к этому понятию в русском языке будет понятие «физическая культура» или «физкультура».

С каждым годом количество любителей активного образа жизни возрастает, исходя из результатов исследования (Рис.1.) видно, что 77,8% респондентов уделяют время спорту и фитнесу. Это достаточно высокий показатель и действительно большое количество людей.

Рис. 1. Результаты опроса «Как часто вы занимаетесь спортом, физкультурой, фитнесом?»

Фитнес – современная, модная тенденция. Стереотипы стройного, модельного силуэта и «культ» внешности навязывается людям повсеместно, начиная с обложек глянцевых журналов и образов из голливудских кинолент, заканчивая уже прижившимися в обществе критериями «успешного» человека. Можно с уверенностью сказать, что данная пропаганда отлично работает [2].

По словам президента «Ассоциации профессионалов фитнеса» Дмитрия Калашникова, последние годы фитнес-индустрия в России стабильно растет в среднем на 20% в год, открываются новые клубы, приходят новые бренды. На 2019 год российский объем рынка фитнес-услуг составлял 124,8 млрд рублей [3].

Современный фитнес – отличная бизнес-идея. Множество девушек и парней в погоне за идеалом из Instagram готовы отдавать деньги за абонементы в тренажерные залы, модную спортивную одежду и гаджеты, платить тренерам за программы тренировок и питания (что является правильным, т. к. тренера – профессионалы в данной сфере). Тем не менее, стоит учитывать, что фитнес-индустрия мотивирует нас не только «платить» за спорт, но и в принципе дает мотивацию на физическое саморазвитие.

Появляется огромное количество открытых уличных спортивных площадок, что так же популяризует фитнес, делает доступным для каждого человека. Благодаря этому, большинство людей совмещают домашние (т. е. самостоятельные, не профессиональные, уличные) тренировки с занятиями в зале, что так же видно из проведенного исследования (Рис.2).

Рис. 2. Результаты опроса «Какие занятия (тренировки) вы предпочитаете?»

Наряду с этим, 74% респондентов указали, что одной из основных целей их тренировок является здоровье, поддержание общего тонуса организма (Рис. 3.). Стоит заметить, что это не является самой доминирующей целью, так как данный вопрос имел возможность выбора нескольких вариантов ответа, и данные ответы означают, что улучшение здоровья – наиболее общая причина.

Рис. 3. Результаты опроса «Основная цель ваших тренировок?»

И правда, за последние несколько лет виден огромный рост популярности здорового образа жизни. Люди, по большей части из-за своей интенсивной жизни, все чаще начинают следить за питанием, бегать по утрам и заниматься спортом. Нельзя недооценивать положительное влияние фитнеса на организм человека. Согласно исследованиям, фитнес дает немало преимуществ, например [4]:

Занимаясь в фитнес-зале, человек улучшает свое общее физическое состояние. Увеличивается сила и выносливость.

Развивается координация движений, гибкость, подвижность суставов.

Улучшается осанка.

Мышцы становятся крепче и сильнее.

Регулярные тренировки помогут избавиться от лишнего веса.

Фигура становится подтянутой и рельефной.

Ускоряется метаболизм, обменные процессы.

Значительно улучшается работа иммунной системы: люди, которые активно занимаются фитнесом, не так сильно подвержены простудным и вирусным заболеваниям.

Занятия спортом хорошо влияют на работу сердечно-сосудистой системы.

Некоторые разновидности фитнеса направлены специально для будущих мам. Так, в ожидании малыша, женщины также могут заниматься безопасными упражнениями, что в дальнейшем обеспечит легкость родов.

Фитнес благотворно сказывается не только на физическом состоянии, но и помогает бороться со стрессами и депрессиями, повышает самооценку и избавляет от чувства неполноценности и страхов.

Данные преимущества привлекают немало людей в сферу фитнеса ведь его положительное влияние на здоровье действительно большое, а в современной, активной и наполненной событиями жизни фитнес практически необходим. Но является ли это главной причиной, главным фактором мотивации для человека?

Мнение респондентов по этому поводу разделилось на два, фактически равных, лагеря: 53,7% считают, что основная мотивация – мода, популяризация фитнеса; 46,3% считают, что большую часть людей мотивирует именно необходимость фитнеса для здоровья, организма человека (Рис. 4.).

Рис. 4. Результаты опроса «Как вы считаете, какова современная мотивация в сфере фитнеса?»

Также, респондентам был задан открытый вопрос: «Пожалуйста, укажите причину, по которой вы начали заниматься спортом?». Среди 108 ответов можно выделить наиболее популярные и часто встречающиеся (стоит учитывать, что 57,4% опрошенных – женщины, 42,6% – мужчины) это:

Желание получить спортивную, красивую и подтянутую фигуру, реже – похудеть.

Желание улучшить свое здоровье.

Желание развить себя, стать сильнее, быстрее и лучше.

Чтобы стать привлекательным для противоположного пола, преодолеть комплексы.

Чтобы иметь какое-либо хобби.

Физкультура в школе и университете.

Позвали за компанию.

Наиболее редкими оказались:

Для самодисциплины.

Идеологическая приверженность к ЗОЖ.

Мотивация в результате просмотра фильмов, равнение на кумиров.

На основе этих данных можно определить общий, преобладающий тип первичной мотивации человека к фитнесу и спорту. Если варианты, связанные с красивой фигурой, привлекательностью, хобби, «потому что все занимаются/за компанию» отнести к фитнесу как к модной тенденции, а остальные как к необходимости фитнеса для здоровья, то получается соотношение 50% на 50%. Получается, что популяризация фитнеса и его необходимость для организма в одинаковой степени мотивируют людей.

Чтобы получить окончательную картину и наиболее точные, достоверные данные было проведено интервью фитнес-тренеров. В ходе интервью было задано три вопроса:

Как вы считаете, что является первичной мотивацией: модная тенденция на фитнес или популяризация ЗОЖ?

Для чего в основном приходят в зал люди: заниматься ради удовольствия, подтянуть форму и привести себя в порядок или целенаправленно брать высокие, профессиональные результаты? Что их мотивирует?

Реален ли тот факт, что фитнес стал лишь одним из способов проведения досуга для многих людей?

Вопросы являлись наводящими, т. е тренерам нужно было не отвечать на все, а высказать свое общее мнение по данному поводу. На основе ответов, которые дали тренера, можно сделать такие выводы:

Наиболее популярная причина, по которой люди приходят в зал – подтянуть фигуру. Мужчины чаще приходят «подкачаться» и стать сильнее, женщины – похудеть. Девушек чаще мотивирует фигура моделей из Instagram и т. п., желание стать самой красивой, юношей – фитнес-блогеры, желание получить спортивную фигуру.

Для улучшения здоровья люди выбирают такие сферы фитнеса, как: пилатес, групповые занятия, йога и стретчинг. При этом основной аудиторией данных направлений являются женщины.

ЗОЖ по большей части также представляет из себя современную, популярную модную тенденцию.

Большинство людей приходят в фитнес группами, со своими друзьями. Часто, когда кто-либо из компании перестает заниматься, уходят и остальные.

Также немало людей приходят в фитнес из-за желания показать себя, покрасоваться, найти новых друзей и ради новых знакомств.

В основном, фитнес – модное увлечение, которое перерастает в необходимость. Вообще данные сферы мотивации неразрывно связаны, мотивация человека формируется в совокупности этих сфер. В ком-то преобладает мотивация здоровья, в ком-то мотивация быть современным и крутым.

Мнение тренеров о первичной мотивации также практически поровну разделилось, при этом большинство отмечает связь, между модой и необходимостью. Моде больше подвержены девушки и юноши, а необходимость ставят на первое место женщины и мужчины. В тоже самое время, девушки и юноши, видя свои результаты, начинают осознавать необходимость фитнеса, а многие женщины и мужчины, не будь фитнес модным и популярным, могли попросту не узнать о нем или его направлениях.

То, что первичная мотивация представляет собой совокупность различных факторов видно и в исследовании «Лаборатории физической культуры и практической психологии». Отмечается, что огромное влияние на формирование устойчивой мотивации в фитнесе и спорте оказывают внешние компоненты, такие как, воспитание в семье, влияние педагогов, социальное окружение [5].

Подведем итоги, наиболее мотивирует людей на фитнес два фактора:

Красивая фигура.

Здоровый организм.

Получая красивую фигуру, человек получает здоровый организм, и, соответственно, наоборот.

Можно ли разделять понятия моды и необходимости в фитнесе? Нет. Современный фитнес – популярный и модный вид деятельности, люди интересуется им, спортивные бренды зарабатывают огромные деньги на производстве одежды и экипировки, фитнес-блогеры собирают миллионы подписчиков и последователей. В тоже время, фитнес оказывает огромное влияние на здоровье и организм человека, он помогает сбросить лишний вес, укрепить фигуру, исправить осанку и держать в тонусе сердечно-сосудистую систему.

Чтобы еще больше развивать фитнес индустрию, нельзя придумать общую мотивацию для всех людей и стимулировать, воздействовать только на нее. Только комплексно мотивируя различных людей различными способами и давая каждому свой собственный ориентир можно популяризировать индустрию дальше.

Для современного общества фитнес – мода. Для каждого отдельно взятого человека – необходимость.

Список литературы:

ВЦИОМ. Аналитический обзор: Россия — спортивная страна! [Электронный ресурс] //URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiya-sportivnaya-strana- (дата обращения: 12.12.2020).

Бородаева, Д. Д. Демьянова Л. М. Ищенко Е. Фитнес как модная тенденция в современном обществе// Социологические науки. 2018. №3 (20); URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fitnes-kak-modnaya-tendentsiya-v-sovremennom-obschestve//(дата обращения: 12.12.2020).

Фитнес система. Исследование рынка фитнес-услуг от РБК 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://fitclub.ru/blog/detail/issledovanie-rynka-fitnes-uslug-ot-rbk/(дата обращения: 12.12.2020).

Гибадуллина, А. Р. Налимова, М. Н. Влияние фитнеса на здоровье человека// Вопросы студенческой науки. 2019. №11(39); URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fitnesa-na-zdorovie-cheloveka (дата обращения: 12.12.2020).

Мешкова, Е. А. Особенности мотивации спортсменов. [Электронный ресурс]. URL:http://www.self-master-lab.ru/recommendation/recompsiho/12-uncategorised/381osobennosti-motivatsii-sportsmenov.html (дата обращения: 12.12.2020).

Просмотров работы: 389