ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВОКЗАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВОКЗАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной работе рассматривается железнодорожный вокзал, его разновидности, варианты расположения и пассажиропотоки на вокзале.

Ключевые слова: железнодорожный вокзал, пассажиропоток, зоны вокзала.

This paper examines the railway station, its types, location options and passenger traffic at the station.

Keywords: railway station, passenger traffic, station zones.

Здание или комплекс зданий, сооружений и устройств на остановочных пунктах железнодорожного транспорта, предназначенный для обслуживания пассажиров, управления движением поездов и размещения служебного персонала. В некоторых железнодорожных вокзалах в значительном объёме осуществляются грузовые, почтовые и багажные операции. Железнодорожный вокзал всегда является частью железнодорожной станции и вокзального комплекса, в который, помимо пассажирского здания, входят привокзальная площадь и перрон. Объём работы вокзала характеризуется его пропускной способностью и единовременной вместимостью.

Классификация вокзалов

По площади помещений и расчётной вместимости вокзалы делят на:

внеклассовые — более 11 тыс. кв. метров, более 1500 пассажиров

I класса — 4,6 тыс. кв. метров, 1200—1500 пассажиров

II класса — 2,3 тыс. кв. метров, 500—900 пассажиров

III класса — 1 тыс. кв метров, до 300 пассажиров

По занимаемой площади вокзалы делят на малые, средние, большие и крупные.

По вместимости железнодорожные вокзалы подразделяются на малые (до 200 пассажиров), средние (от 200 до 900), большие (от 900 до 1500), внеклассные (свыше 1500). В зависимости от расположения пассажирского здания по отношению к перрону различают вокзалы: берегового типа, для которых характерно наличие транзитных (сквозных) путей и промежуточных платформ; тупикового типа, размещаемые в торце железнодорожных путей; островного типа, располагаемые между железнодорожными путями. На железнодорожном вокзале берегового и островного типов для связи основных пассажирских помещений с платформами, отделёнными от здания вокзала путями, устраиваются пешеходные туннели или мостики. В первом случае высота спуска и подъёма по лестницам — 3,5—4,0 м, во втором — 6,0—7,0 м.

Во всех вокзалах должно быть обеспечено разделение встречных и пересекающихся потоков пассажиров, а также путей движения пешеходов и транспорта. Это достигается последовательным расположением основных групп помещений, а также использованием распределительных залов-конкорсов (распределительных залов для пассажиров в крупных общественных сооружениях, например, вокзалах, станциях метрополитена) в том числе подземных, расположенных под железнодорожными путями (как на железнодорожный вокзал в Риге) или надземных, поднятых над ж.-д. путями (как на вокзал в Челябинске). Иногда встречаются сочетания этих двух способов (железнодорожный вокзал в Киеве).

Основное здание железнодорожного вокзала обычно состоит из 3 зон (групп помещений): операционной зоны (вестибюли, кассовые залы, справочные, помещения приёма и выдачи багажа, почта-телеграф и пр.); зоны ожидания и попутного обслуживания (залы и комнаты длительного отдыха, комнаты матери и ребёнка, залы ресторанов и кафе, торговые киоски и пр.); зоны служебно-технических и подсобно-вспомогательных помещений. Большие вокзалы оборудуются билетопечатающими машинами и кассами-автоматами, системой телевизионных справочных бюро и световых табло, извещающих о прибытии и отправлении транспорта. Транспортировка и перегрузка багажа механизированы. Значительная часть малых и средних вокзалов в СССР строится по типовым проектам. Для больших и внеклассных вокзалов, как правило, требуются индивидуальные решения.

Варианты расположения вокзалов

По расположению относительно перронных путей вокзалы делят на продольные, торцевые, торцево-боковые и П-образные. Расположение вокзала относительно путей имеет важное значение для организации пассажиропотоков.

Пассажиропотоки на вокзале

Естественное направление пассажиров на вокзале — от входа до перронов для отправляющихся пассажиров или противоположное для прибывающих пассажиров. Как правило, на вокзалах складываются три пассажиропотока. Соотношения этих пассажиропотоков определяют желательный тип расположения вокзала относительно путей и внутреннее устройство вокзала.

Прибывающие пассажиры стремятся как можно быстрее оказаться в городе и услугами вокзала, как правило, не пользуются.

Так же как и прибывающие пассажиры, в услугах вокзала не нуждаются пассажиры, пользующиеся железной дорогой для регулярных поездок на небольшие расстояния (на работу или учёбу) и пассажиры, оформившие билеты заранее.

Третий пассажиропоток составляют пассажиры поездов дальнего следования и эпизодические пассажиры. Эти пассажиры покупают на вокзале билеты, изучают расписания и т. п.

Если на вокзале преобладают пассажиропотоки первых двух типов, то наиболее выгодно торцевое или торцево-боковое расположение вокзала, так как они позволяют пассажирам быстро покинуть вокзал. При плохой организации возможны заторы, так как потоки прибывающих пассажиров и отправляющихся «регулярных» пассажиров будут сталкиваться.

Если на вокзале больше отправляющихся пассажиров дальнего следования, то оправдано устройство П-образного вокзала.

Продольные вокзалы не имеют ярко выраженных преимуществ для пассажиров какой-либо категории.

Для упорядочения обслуживания непрерывно растущих потоков пассажиров и облегчения условий пересадок Ж. в. часто объединяются с пассажирскими зданиями и сооружениями др. видов транспорта, образуя объединённые вокзалы (главным образом железнодорожно-автобусные), а также кооперируются с учреждениями культурно-бытового обслуживания (гостиницами, кафе-ресторанами, туристскими агентствами и пр.). В зарубежной практике железнодорожные вокзалы нередко объединяются с различными учреждениями (почтамтами, торговыми центрами, универсальными магазинами), большими автостоянками и гаражами, крупными административными и др. комплексами зданий массового посещения. В связи с этим возрастает роль железнодорожного вокзала в архитектурно-планировочной структуре города и в формировании его облика.

Планировочная схема железнодорожного вокзала сложилась уже в 1860-х гг.: вестибюль и кассовый зал — в центральном объёме с повышенным порталом главного входа, залы ожидания и служебные комнаты — в боковых крыльях. Применение металлических конструкций позволило создавать в железнодорожном вокзале обширные помещения зального типа, которые оказывали большое влияние на его архитектурный облик (вокзал Сент-Панкрас в Лондоне, 1868—74, архитекторы Дж. Г. Скотт, У. Барло; Анхальтский вокзал в Берлине, 1871—82, архитектор Ф. Швехтен, разрушен). Фасады и интерьеры вокзалов 19 — начале 20 вв. нередко получали пышную декоративную отделку в эклектическом духе (железнодорожный вокзал в Одессе, 1879—83, архитектор В. А. Шрётер, разрушен). Архитектурный облик современных железнодорожных вокзалов формируют главным образом крупные объёмы операционных залов, для перекрытия которых используются преимущественно большепролётные сборные или монолитные железобетонные конструкции.

Как правило, на вокзалах присутствуют паровозы-памятники, посвященные каким-то событиям, например, в Тынде паровоз-памятник Еа-3246 в честь 30-летия БАМа, паровоз Л-3451 в Благовещенске ко дню железнодорожника, паровоз СО17-1600 в Красноярске в честь народного комиссара Серго Орджоникидзе (локомотив был изготовлен в Красноярске).

Итак, мы рассмотрели эргономические требования к вокзальному комплексу. Это классификация вокзалов, варианты расположения вокзалов и пассажиропотоки на вокзале. Все эти требования крайне важны при проектировании железнодорожных вокзалов.

Список литературы

А. А. Авдовский, А. С. Бадаев, К. А. Белов и др. Организация железнодорожных пассажирских перевозок. Москва, «Академия», 2004.

1. Васькин А. А., Назаренко Ю. И. Архитектура и история московских вокзалов. М., 2007.

Васькин А. А., Назаренко Ю. И. Чемодан-Вокзал-Москва: Чего мы не знаем о девяти московских вокзалах. М., 2010.

Вульфов, жизнь российских железных дорог : Посвящается железным дорогам и их труженикам, уже 170 лет работающим на благо России / . – М. : Мол. гвардия, 2007. – 453 с. : фото. – (Живая история : повседневная жизнь человечества).

Обслуживание пассажиров на вокзалах : темат. подборка: Л 4(131)-ТП / МПС России. ВСЖД ДИБЦ ; сост. : , . - Иркутск : [б. и.], 20с.

Развитие железнодорожных вокзалов. /Тематическая подборка/ РДЖВ 7/15 (427)-ТП / ОАО "Рос. ж. д.", Дорож. центр науч.-техн. информ. ; сост.: . – Иркутск : ДЦНТИ, 2010. – 47 с. : фото, граф.

Просмотров работы: 68