Аннотация
В данной статье рассматривается , антимонопольная политика которая представляет собой особый комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.
Ключевые слова: антимонопольная политика, закон, законодательные акты, монополия, рыночная экономика.
Антимонопольная политика — комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечениемонополисти-ческихдействийинедобросовестнойконкуренции, обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также на пропаганду и распространение знаний, способствующихсозданиюравныхусловийдлявсехучастниковрынкаиформированиюобщественногосознаниявпользуразвитиярыночныхсил.
Появление первых монополий в России происходит в к конце 19 века. К таким можно отнести Союз рельсовых фабрикантов и другие объединения. Интересно заметить, что эти монополии создавались самим государством в таких отраслях как: техника, транспорт, металлургия, нефть и.д.И постепенно монополии захватывали и другие важные отрасли промышленности. Создавались они виде картелей и синдикатов, где сохранялась хозяйственная и финансовой самостоятельность. В 1908 году в тогдашней Российской Империи и была попытка формирования антимонопольного законодательства на основе закона Шермана, который был принят в США. Но по стечению определенных обстоятельств не был принят, содействии этому оказали организации российских предпринимателей. Монополии существуют во всех странах мира, но особенностью монополий России заключается в том, что они появились на основе государственного монополизма административно-командной экономики. После распада СССР Российское законодательство о конкуренции вводилось при больших монополиях и в начале формирования рыночных отношений. Именно поэтому для России необходимо было не только ограничить монополизацию и злоупотребления доминирующим положением, но и создавать условия для свободной конкуренции.
Становление антимонопольной политики современной России начинается в 1991 г., когда в 22 марта вступил в силу закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В данном законе были изложены основные задачи государственной конкурентной политики: помощь в формировании рыночных отношений путем развития конкуренции и предпринимательства, контроль, регулирование, ограничение монополистической деятельности и несовершенной конкуренции, государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы.
Основными функциями ФАС являются:
Основными целями антимонопольной политики в РФ является, во-первых, оптимизация экономической структуры рынка, необходимая для поддержания малого предпринимательства и формирования конкурентной среды, во-вторых, корректировка экономических результатов, т. е. устранение административных межрегиональных барьеров, запрет на огранивающие конкуренцию акты и пр.
Главное значение антимонопольного регулирования — это ограничение рыночной власти, для того, чтобы увеличить объемы выпуска и снизить цены.
В России антимонопольное регулирование представлено в 2-х методах: 1.Прямой метод — метод, включающий меры по устранению или предупреждению монопольного положения отдельных субъектов на рынке. 2.Косвенный метод — финансово-кредитные методы, необходимые для предупреждения и преодоления монополии в экономике.
Содержание принципов и методов реализации антимонопольной политики
Принцип |
метод |
Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства. |
Содействие развитию товарных рынков и конкуренции (устранение административных, межрегиональных и других барьеров) Поддержка малого предпринимательства. Проведение политики демонополизации производства и обращения. Наблюдение и контроль за состоянием и уровнем концентрации товарных рынков, поведением хозяйствующих субъектов на них Контроль за проведением конкурсных процедур и торгов Наблюдение и контроль за деятельностью естественных монополий. |
Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. |
Контроль и наблюдение за субъектами, имеющими доминирующее положение на рынке Контроль и наблюдение за согласованными действиями субъектов, направленными на ограничение конкуренции Пресечение не добросовестной конкуренции |
Недопущение устранения конкуренции органами власти, предоставление ими государственной и муниципальной помощи, приносящей конкурентные преимущества отдельным субъектам рынка. |
Контрольза актами и действиями органов власти, направленными на ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов . Контроль за предоставлением государственной и муниципальной помощи. |
Разумный подход при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции. |
Исследование структуры рынка, анализповедения и оценка результата Приоритет положительного эффекта в социально-экономической сфере над действиями, направленными на изменение структуры и концентрацию рынка. |
Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов. |
Верховенство законов над другими нормативными актами , принимаемыми органами власти и управления. Преемственность норм международного права и интегрирования российского антимонопольного законодательства в европейское. Пропаганда основных требований и норм антимонопольного законодательства. Формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил. Адвокатирование конкуренции |
Важное значение имеет система ценообразования на рынке естественного монополиста, который обеспечивал бы установление оптимального уровня цены, включающего в себя справедливую прибыль, когда цена совпадает со средними общими издержками. Регулирование ценообразования может одновременно привести и снижению цены, и повышению объема производства, и привести к уменьшению экономической прибыли естественных монополий.В сложной ситуации находятся отрасли, которые направлены на оборону страны, обслуживающие государство как монопольного потребителя. Такие предприятия не имеют самостоятельности в плане определения объемов и структуры производства, свойств и характеристик продукции, цен, выборе поставщиков. Требования, предъявляемые им весьма изменчивы и зависят от военно-политической ситуации и стратегии государства. С целью компенсации потерь, связанных с изоляцией от открытого рынка, предприятия нужно обеспечивать материальными, информационными и другими ресурсами, осуществить долгосрочное планирование объемов государственных заказов и т.д.
В заключении стоит отметить, что антимонопольная политика выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, т. к. создает условия для роста конкурентоспособности отечественных производителей и роста экономики в целом. Но при этом следует обратить внимание на то, что эффективность антимонопольной политики напрямую зависит от развитости национальных рынков и от объективности государственной экономической политики.
Список использованных источников
1.Антимонопольная политика государства/ И.В. Князева/ Учебное пособие/ Из-во г. Новосибирск, 2014г.
2. Розанова Н. М. «Эволюция взглядов на конкуренцию и практика антимонопольного регулирования: опыт стран с развитой рыночной экономикой» — 2011г.