ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Юсупов Мухаммаджон Алижон Угли 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Из года в год взаимоотношение между частным сектором и государством изменяется в положительную сторону. Каждое последующее изменение является серьезным шагом вперед, который все больше предоставляет частному сектору широкую хозяйственную самостоятельность [1].

Нынешняя пандемия коронавируса является тяжелейшим бременем для экономик всех без исключения стран мира. Благодаря своевременным и точечным реакциям руководства страны можно сказать, что экономический спад в России оказался не таким глубоким, в отличие от других стран. Государство пошло на большие уступки для поддержания хозяйствующих субъектов в стране. Так, например большим шагом было снижение страховых взносов для малого и среднего бизнеса. Налог на прибыль предприятий IT-сферы был снижен с 20% до 3%, что повергло в шок многие государство.

Одной из главных инициатив правительства стали налоговые послабления для компаний и предпринимателей. Между тем резко возросшие расходы государства привели к образованию бюджетного дефицита. В результате данных послаблений и нововведений, то есть в результате отсрочки и списания налогов, снижения страховых взносов и т.д. государство потеряла порядка одного триллиона рублей, а дефицит государственного бюджета на следующий год может составить около 4,4% ВВП [2].

Для пополнения бюджета государства кабинет министров РФ предложил новый проект налоговых законов. Согласно одной из них было предложено повышение налога на добычу полезных ископаемых, пересмотр льгот в нефтегазовом секторе, а также повышение ставки акцизов на табачную продукция. Вспомогателем в покрытии дефицита государственного бюджета послужит обновление соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран. Также, предложено повышение ставки НДФЛ до 15% для граждан РФ, которые зарабатывают более пяти миллиона рублей в год. Полученные средства будут направляться в целевой фонд [3].

Наряду с налоговыми послабления правительство РФ поддержало население страны путем предоставления налоговых каникул и льготных займов для компаний и предпринимателей.

Введенные карантинные ограничения в связи с пандемией коронавируса с апреля по июнь стали причиной сокращения ВВП России на 8%. Согласно расчетам экспертов по итогам всего года данное снижение может составить около 4% [3].

Введенные налоговые послабления фактически привели к инвестиционным льготам. Государственная финансовая поддержка оказанная компаниям привела к уменьшению налога на прибыль на ту сумму, которую они потратили на создание или модернизацию производства.

Министр финансов РФ Антон Силуанов анонсировал, что бюджетная политика в 2020-2021 годах в первую очередь будет ориентирован на содействие борьбе с пандемией и её последствиями. Порядка 5% ВВП будет направлено на реализацию пакетов мер в целях поддержки граждан и предприятий [3].

Рассмотрим более подробно проекты налоговых законов, анонсированные кабинетом министров РФ, которые обеспечат доходную часть бюджета РФ.

Кабинет министров одобрил и внес на рассмотрение Государственную Думу законопроект о повышении с 1 января 2021 года налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Для металлургов и производителей удобрений данный налог предлагается увеличить в 3,5 раза. Согласно расчетам Министерства Финансов РФ данное повышение принесет в бюджет страны 56 млрд рублей. Также, с 1 января 2021 года планируют отменить льготы по НДПИ для выработанных месторождений. Данная инициатива может пополнить бюджет дополнительно на 260 млрд рублей [3].

Данная инициатива обоснована тем, что на сегодняшний день система налогообложения нефтяной отрасли в РФ наполовину состоит из льгот. На этом фоне в ряде случаев компании могут вообще не платить налоги в течение многих лет.

Также, выдвинута инициатива по повышению акцизов на табачную продукцию на 20%. Это позволит доход в бюджет в размере 70 млрд рублей. Согласно расчетам для конечного потребителя это составит повышение продукции около 20 рублей [2].

Исходя из выше сказанного, можно придти к выводу, что государство увеличивает налогообложение доходных отраслей производства.

Пересмотры соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран принесут дополнительный доход в бюджет страны. Согласно оценке Минфина, за время действия соглашения с Кипром его юрисдикцией воспользовались многие российские компании. Так, в 2018 году в республику было выведено 1,4 трлн рублей, а в 2019-м — более 1,9 трлн. В результате российское Министерство финансов предложило коллегам на Кипре и в ряде других юрисдикций поднять ставки до 15% как по дивидендам, так и по процентам [3].

Дополнительные поступления от обложения налогом выплат на Кипр в бюджет России начиная с 2021 года должны будут составить порядка 130-150 млрд рублей ежегодно.

Законопроект об увеличении налога на доходы физических с 13% до 15% для граждан, зарабатывающих более 5 млн рублей в год является своеобразным способом пополнения бюджета, так как полученные денежные средства будут направлять на целевое использование на лечение детей с тяжелыми заболеваниями. В результате данного повышения в период с 2021 по 2023 года ожидается пополнение бюджета на 190 млрд рублей.

Негативные последствия от введенных карантинных ограничений в связи с пандемией коронавируса на поступление средств в бюджет РФ можно увидеть при сравнении двух аналогичных периодов 2019 и 2020 годов. В таблице 1 можно увидеть сравнение поступлений средств в бюджет страны за январь-август 2019 и 2020 годов [5].

Таблица 1 – Поступления по уровням бюджета за январь – август 2019-2020 гг.

Вид бюджета

январь-август, млрд. руб.

2019г.

2020г.

темп, %

Консолидированный бюджет РФ

15 037,30

13 198,40

87,8 

Федеральный бюджет

8 293,60

6 882,70

83,0 

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

6 743,70

6 315,70

93,7 

Более наглядную динамику можно проследить на рисунке 1.

Рис.1. Поступления по уровням бюджета за январь – август 2019-2020 гг.

Анализируя выше предоставленные показатели ФНС России, мы можем увидеть снижение поступлений в бюджет. Поступления в консолидированный бюджет РФ за анализируемый период сократились на 1 838,9 млрд рублей, а уменьшение темпов прироста составил 12,2%. Сокращение поступлений в Федеральном бюджет составил 1 410,9 млрд рублей, а уменьшение темпов прироста 17%. Консолидированные бюджеты субъектов РФ недополучили средств в размере 428 млрд рублей, а темп прироста уменьшилось на 6,3%.

Все эти недополученные средства приводят к образованию дефицита бюджета на следующий год.

В таблице 2 приведены поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-август 2019-2020 года [5].

Таблица 2 – Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-август 2019-2020 года

Виды налогов

январь-август, млрд. руб.

2019г.

2020г.

темп, %

Налог на прибыль

3 256,10

2 711,00

83,3   

НДПИ

4 167,00

2 604,60

62,5  

НДС

2 627,70

2 589,70

98,6  

НДФЛ

2 472,20

2 536,40

102,6  

Акцизы

797,5

1 192,40

149,5  

Имущественные налоги

863,1

820,3

95,0  

Более наглядную динамику можно проследить на рисунке 2.

Рис.2 Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-август 2019-2020 года

С помощью данных показателей мы можем проанализировать налоговые поступления средств в консолидированный бюджет РФ за анализируемый период. Мы можем увидеть, что снизился уровень получаемых прибылей хозяйствующих субъектов РФ из-за введенных ограничений, а как следствие сократилась уплата налога на прибыль с января по август 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 545,1 млрд рублей, а темп прироста сократилось на 16,7%. Налог на добычу полезных ископаемых сократилось на 1 562,4 млрд рублей, а темп прироста сократился на 37,5%. Данное снижение возможно связано с неопределенностями по добыче и сбыту полезных ископаемых в связи с внешними шоками на рынке полезных ископаемых в период закрытых внешних границ государств.

Небольшое снижение в поступлениях наблюдается при уплате налога на добавленную стоимость. Снижение составили 38 млрд рублей, а темп прироста сократился на 1,4%.

Мы можем наблюдать рост поступлений НДФЛ на 64,2 млрд рублей, а в процентном соотношении рост составил 2,6%. Также наблюдается рост акцизного налога на 394,9 млрд рублей, а темп роста составил 49,5%. Имущественные налоги сократились на 42,8 млрд рублей, а темп прироста сократился 5%.

Для оптимизации расходов в следующем бюджетном году планируется урезать на 10% все статьи бюджета, кроме социальных обязательств. На 5% сократится госпрограмма вооружений, также не будет производится ежегодная индексация зарплат госслужащих [4].

Для пополнения необходимых средств для выполнения государством своих функций правительство планирует нарастить заимствования. Согласно заявлению Министра Финансов РФ А. Силуанова в 2021 году объем заимствований увеличится еще на 875 млрд рублей. Это может привести к тому, что государственный долг РФ приблизится к отметке 20% ВВП.

Кроме заимствований для покрытия дефицита бюджета в 2020 году планируется потратить из Фонда Национального Благосостояния около 350 млрд рублей. В результате всех выше сказанных оптимизаций в следующем году планируется, что бюджет дополнительно получит более 900 млрд рублей [3].

Список Литературы

Особенности налогообложения в России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://econtool.com/osobennosti-nalogooblozheniya-v-rossii.html (дата обращения 28.11.2020)

Камзолова А. Как налоговые инициативы поддерживают экономику в период пандемии // ИА Российская Газета [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2020/09/21/kak-nalogovye-iniciativy-podderzhivaiut-ekonomiku-v-period-pandemii.html (дата обращения 29.11.2020)

Цегоев В. Полетаева П. Фискальная перезагрузка: как налоговые инициативы властей могут поддержать экономику россиян в период пандемии // ИА RT [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russian.rt.com/business/article/784986-rossiya-ekonomika-nalogi (дата обращения 29.11.2020)

В России решили изменить налоговую систему // ИА LENTA.RU [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lenta.ru/brief/2020/09/24/nalog/ (дата обращения 28.11.2020)

Налоговая аналитика // Федеральная Налоговая Служба РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения 30.11.2020)

Просмотров работы: 2