Из года в год взаимоотношение между частным сектором и государством изменяется в положительную сторону. Каждое последующее изменение является серьезным шагом вперед, который все больше предоставляет частному сектору широкую хозяйственную самостоятельность [1].
Нынешняя пандемия коронавируса является тяжелейшим бременем для экономик всех без исключения стран мира. Благодаря своевременным и точечным реакциям руководства страны можно сказать, что экономический спад в России оказался не таким глубоким, в отличие от других стран. Государство пошло на большие уступки для поддержания хозяйствующих субъектов в стране. Так, например большим шагом было снижение страховых взносов для малого и среднего бизнеса. Налог на прибыль предприятий IT-сферы был снижен с 20% до 3%, что повергло в шок многие государство.
Одной из главных инициатив правительства стали налоговые послабления для компаний и предпринимателей. Между тем резко возросшие расходы государства привели к образованию бюджетного дефицита. В результате данных послаблений и нововведений, то есть в результате отсрочки и списания налогов, снижения страховых взносов и т.д. государство потеряла порядка одного триллиона рублей, а дефицит государственного бюджета на следующий год может составить около 4,4% ВВП [2].
Для пополнения бюджета государства кабинет министров РФ предложил новый проект налоговых законов. Согласно одной из них было предложено повышение налога на добычу полезных ископаемых, пересмотр льгот в нефтегазовом секторе, а также повышение ставки акцизов на табачную продукция. Вспомогателем в покрытии дефицита государственного бюджета послужит обновление соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран. Также, предложено повышение ставки НДФЛ до 15% для граждан РФ, которые зарабатывают более пяти миллиона рублей в год. Полученные средства будут направляться в целевой фонд [3].
Наряду с налоговыми послабления правительство РФ поддержало население страны путем предоставления налоговых каникул и льготных займов для компаний и предпринимателей.
Введенные карантинные ограничения в связи с пандемией коронавируса с апреля по июнь стали причиной сокращения ВВП России на 8%. Согласно расчетам экспертов по итогам всего года данное снижение может составить около 4% [3].
Введенные налоговые послабления фактически привели к инвестиционным льготам. Государственная финансовая поддержка оказанная компаниям привела к уменьшению налога на прибыль на ту сумму, которую они потратили на создание или модернизацию производства.
Министр финансов РФ Антон Силуанов анонсировал, что бюджетная политика в 2020-2021 годах в первую очередь будет ориентирован на содействие борьбе с пандемией и её последствиями. Порядка 5% ВВП будет направлено на реализацию пакетов мер в целях поддержки граждан и предприятий [3].
Рассмотрим более подробно проекты налоговых законов, анонсированные кабинетом министров РФ, которые обеспечат доходную часть бюджета РФ.
Кабинет министров одобрил и внес на рассмотрение Государственную Думу законопроект о повышении с 1 января 2021 года налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Для металлургов и производителей удобрений данный налог предлагается увеличить в 3,5 раза. Согласно расчетам Министерства Финансов РФ данное повышение принесет в бюджет страны 56 млрд рублей. Также, с 1 января 2021 года планируют отменить льготы по НДПИ для выработанных месторождений. Данная инициатива может пополнить бюджет дополнительно на 260 млрд рублей [3].
Данная инициатива обоснована тем, что на сегодняшний день система налогообложения нефтяной отрасли в РФ наполовину состоит из льгот. На этом фоне в ряде случаев компании могут вообще не платить налоги в течение многих лет.
Также, выдвинута инициатива по повышению акцизов на табачную продукцию на 20%. Это позволит доход в бюджет в размере 70 млрд рублей. Согласно расчетам для конечного потребителя это составит повышение продукции около 20 рублей [2].
Исходя из выше сказанного, можно придти к выводу, что государство увеличивает налогообложение доходных отраслей производства.
Пересмотры соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран принесут дополнительный доход в бюджет страны. Согласно оценке Минфина, за время действия соглашения с Кипром его юрисдикцией воспользовались многие российские компании. Так, в 2018 году в республику было выведено 1,4 трлн рублей, а в 2019-м — более 1,9 трлн. В результате российское Министерство финансов предложило коллегам на Кипре и в ряде других юрисдикций поднять ставки до 15% как по дивидендам, так и по процентам [3].
Дополнительные поступления от обложения налогом выплат на Кипр в бюджет России начиная с 2021 года должны будут составить порядка 130-150 млрд рублей ежегодно.
Законопроект об увеличении налога на доходы физических с 13% до 15% для граждан, зарабатывающих более 5 млн рублей в год является своеобразным способом пополнения бюджета, так как полученные денежные средства будут направлять на целевое использование на лечение детей с тяжелыми заболеваниями. В результате данного повышения в период с 2021 по 2023 года ожидается пополнение бюджета на 190 млрд рублей.
Негативные последствия от введенных карантинных ограничений в связи с пандемией коронавируса на поступление средств в бюджет РФ можно увидеть при сравнении двух аналогичных периодов 2019 и 2020 годов. В таблице 1 можно увидеть сравнение поступлений средств в бюджет страны за январь-август 2019 и 2020 годов [5].
Таблица 1 – Поступления по уровням бюджета за январь – август 2019-2020 гг.
Вид бюджета |
январь-август, млрд. руб. |
||
2019г. |
2020г. |
темп, % |
|
Консолидированный бюджет РФ |
15 037,30 |
13 198,40 |
87,8 |
Федеральный бюджет |
8 293,60 |
6 882,70 |
83,0 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6 743,70 |
6 315,70 |
93,7 |
Более наглядную динамику можно проследить на рисунке 1.
Рис.1. Поступления по уровням бюджета за январь – август 2019-2020 гг.
Анализируя выше предоставленные показатели ФНС России, мы можем увидеть снижение поступлений в бюджет. Поступления в консолидированный бюджет РФ за анализируемый период сократились на 1 838,9 млрд рублей, а уменьшение темпов прироста составил 12,2%. Сокращение поступлений в Федеральном бюджет составил 1 410,9 млрд рублей, а уменьшение темпов прироста 17%. Консолидированные бюджеты субъектов РФ недополучили средств в размере 428 млрд рублей, а темп прироста уменьшилось на 6,3%.
Все эти недополученные средства приводят к образованию дефицита бюджета на следующий год.
В таблице 2 приведены поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-август 2019-2020 года [5].
Таблица 2 – Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-август 2019-2020 года
Виды налогов |
январь-август, млрд. руб. |
||
2019г. |
2020г. |
темп, % |
|
Налог на прибыль |
3 256,10 |
2 711,00 |
83,3 |
НДПИ |
4 167,00 |
2 604,60 |
62,5 |
НДС |
2 627,70 |
2 589,70 |
98,6 |
НДФЛ |
2 472,20 |
2 536,40 |
102,6 |
Акцизы |
797,5 |
1 192,40 |
149,5 |
Имущественные налоги |
863,1 |
820,3 |
95,0 |
Более наглядную динамику можно проследить на рисунке 2.
Рис.2 Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-август 2019-2020 года
С помощью данных показателей мы можем проанализировать налоговые поступления средств в консолидированный бюджет РФ за анализируемый период. Мы можем увидеть, что снизился уровень получаемых прибылей хозяйствующих субъектов РФ из-за введенных ограничений, а как следствие сократилась уплата налога на прибыль с января по август 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 545,1 млрд рублей, а темп прироста сократилось на 16,7%. Налог на добычу полезных ископаемых сократилось на 1 562,4 млрд рублей, а темп прироста сократился на 37,5%. Данное снижение возможно связано с неопределенностями по добыче и сбыту полезных ископаемых в связи с внешними шоками на рынке полезных ископаемых в период закрытых внешних границ государств.
Небольшое снижение в поступлениях наблюдается при уплате налога на добавленную стоимость. Снижение составили 38 млрд рублей, а темп прироста сократился на 1,4%.
Мы можем наблюдать рост поступлений НДФЛ на 64,2 млрд рублей, а в процентном соотношении рост составил 2,6%. Также наблюдается рост акцизного налога на 394,9 млрд рублей, а темп роста составил 49,5%. Имущественные налоги сократились на 42,8 млрд рублей, а темп прироста сократился 5%.
Для оптимизации расходов в следующем бюджетном году планируется урезать на 10% все статьи бюджета, кроме социальных обязательств. На 5% сократится госпрограмма вооружений, также не будет производится ежегодная индексация зарплат госслужащих [4].
Для пополнения необходимых средств для выполнения государством своих функций правительство планирует нарастить заимствования. Согласно заявлению Министра Финансов РФ А. Силуанова в 2021 году объем заимствований увеличится еще на 875 млрд рублей. Это может привести к тому, что государственный долг РФ приблизится к отметке 20% ВВП.
Кроме заимствований для покрытия дефицита бюджета в 2020 году планируется потратить из Фонда Национального Благосостояния около 350 млрд рублей. В результате всех выше сказанных оптимизаций в следующем году планируется, что бюджет дополнительно получит более 900 млрд рублей [3].
Список Литературы
Особенности налогообложения в России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://econtool.com/osobennosti-nalogooblozheniya-v-rossii.html (дата обращения 28.11.2020)
Камзолова А. Как налоговые инициативы поддерживают экономику в период пандемии // ИА Российская Газета [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2020/09/21/kak-nalogovye-iniciativy-podderzhivaiut-ekonomiku-v-period-pandemii.html (дата обращения 29.11.2020)
Цегоев В. Полетаева П. Фискальная перезагрузка: как налоговые инициативы властей могут поддержать экономику россиян в период пандемии // ИА RT [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russian.rt.com/business/article/784986-rossiya-ekonomika-nalogi (дата обращения 29.11.2020)
В России решили изменить налоговую систему // ИА LENTA.RU [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lenta.ru/brief/2020/09/24/nalog/ (дата обращения 28.11.2020)
Налоговая аналитика // Федеральная Налоговая Служба РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения 30.11.2020)