Анализ текущей реализации бизнес-процессов компании, занимающейся разработкой программного обеспечения - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Анализ текущей реализации бизнес-процессов компании, занимающейся разработкой программного обеспечения

Несвоева А.А. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье рассмотрен анализ текущей реализации бизнес-процессов компании, занимающейся разработкой программного обеспечения.

Ключевые слова: бизнес-процесс, компания, программное обеспечение, нотация, IDEF0, IDEF3.

Каждой компании для успешной конкуренции на современном быстроменяющемся рынке услуг в целом и разработке программного обеспечения в частности необходимо постоянно совершенствовать бизнес-процессы. Данная идея лежит в основе японской философии и практики кайдзен. Первым шагом на пути совершенствования является описание процессов «КАК ЕСТЬ».

Целью данной работы является анализ текущей реализации бизнес-процессов компании, занимающейся разработкой программного обеспечения.

Группа компаний CSN (Communication Service Network) включает три юридических лица: ООО «ИнСистема» (адрес: 308034, г. Белгород, ул. Академическая, 23 А, оф. 9), ООО «Связь-Сервис-Сети» (адрес: 308034, г. Белгород, ул. Академическая, 23 А, оф. 9), ООО «ИнфоСтудия» (адрес: 308034, г. Белгород, ул. Академическая, 23 А, оф. 9). Объектом рассмотрения является компания ООО «Связь-Сервис-Сети».

ООО «Связь-Сервис-Сети» специализируется на разработке и внедрении прикладных программных решений на платформе 1С-Битрикс, в том числе интернет-магазинов, систем биллинга, корпоративных сайтов, корпоративных порталов [3].

Основной вид деятельности компании – оказание услуг по разработке и внедрению прикладных программных решений на платформе 1С-Битрикс.

Основная цель деятельности компании – извлечение прибыли.

Виды услуг, оказываемые компанией ООО «Связь-Сервис-Сети»:

создание сайтов (проектирование интерфейса, современный дизайн, адаптивная верстка под мобильные устройства, программирование и техническую поддержку);

разработка Интернет-магазинов на платформе IC-Битрикс: Управление сайтом;

внедрение корпоративных порталов Битрикс24 (необходимая настройка, необходимый функционал, доработка модулей под специфику

бизнеса, обучение сотрудников работе с порталом);

организация IP-телефонии;

хостинг (размещение файлов, программных модулей и других компонентов сайтов на серверах Исполнителя, размещение записей доменных зон Абонента на DNS серверах, DNS-хостинг, размещение почтового сервера и почтовых ящиков, размещение баз данных абонента в формате MySQL, ежедневное резервное копирование всей информации, техническая поддержка);

обучение Битрикс [3].

Для достижения уставных целей компания ООО «Связь-Сервис-Сети», в соответствии с действующим законодательством, имеет право:

производить на всей территории Российской Федерации и за рубежом необходимые для этого операции;

самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и импортно-экспортные сделки;

реализовать услуги по ценам и тарифам на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством – по государственным регулируемым ценам;

производить расчеты по обязательствам и сделкам общества в безналичном порядке через учреждения банков, и наличными деньгами, в том числе и при расчетах на внешнеэкономическом рынке.

Миссия компании – максимальное удовлетворение клиентов высококачественными услугами по веб-разработке. Основной концепцией стратегии маркетинга данной организации является удовлетворение потребностей потенциальных клиентов в оказываемых услугах с последующим извлечением прибыли от своей деятельности.

К основным преимуществам услуг компании ООО «Связь-Сервис­Сети» относятся следующие:

Индивидуальный подход к каждому клиенту. В компании реализована специальная схема работы с клиентом, которая позволяет максимально удовлетворить его требования. Принцип заключатся в том, что компания предоставляет услуги, исходя из интересов заказчика.

Высокая степень обученности сотрудников.

Использование современных программных продуктов. В качестве платформы для IT-решений используется продукты «1С-Битрикс» – отечественного лидера разработок в ряду систем управления веб-ресурсами и корпоративными порталами.

Статус Золотого Сертифицированного партнёра «1С-Битрикс», что гарантирует Клиентам качество реализованных проектов, а также свидетельствует о комплексном и систематическом подходе к обучению и сертификации своих специалистов.

Использование технологии разработки «Скрам» (SCRUM), благодаря которой максимально эффективно распределяется потенциал команды разработчиков. Благодаря этому клиент быстро получает первую версию продукта, готовую для внесения изменений в проект и техническое задание «на ходу» и полностью адаптированную для последующей модернизации и расширения функционала с минимальными финансовыми и временными рисками.

Таким образом, стратегической задачей деятельности компании является управление качеством оказываемых услуг по веб-разработке. Этот процесс предполагает профессиональное достижение цели на каждом этапе позиционирования. Грамотное планирование и анализ плюс исключительно качественная пошаговая реализация – вот основа создания репутации и, в конечном итоге, продвижения бизнеса.

Продвижение услуг производится методом интернет-рекламы и личных продаж. Привлечение новых клиентов и создание своей клиентской базы осуществляется при помощи менеджеров. Менеджеры компании, используя различные справочники, периодически обзванивают организации, участвуют в тематических выставках и конференциях. Контакт с потенциальными и возможными клиентами осуществляется при помощи email-рассылки и индивидуальных дистанционных и личных консультаций.

Организационная структура основной компании ООО «Связь-Сервис­Сети» группы компаний построена по иерархичному принципу. Возглавляет компанию генеральный директор, которому подчиняются секретарь, бухгалтер, специалист по кадровому делопроизводству и структурные подразделения: отдел по работе с клиентами, отдел разработки, отдел сопровождения и отдел обучения.

Классификация бизнес-процессов компании:

управляющие процессы (стратегическое управление, управление финансами, управление информационной безопасностью);

основные процессы (управление расчетами с поставщиками ПО, управление ценами на услуги, управление расчетами с покупателями, управление закупками, управление продвижением услуг, управление услугами по веб-разработке);

обеспечивающие (управление учетом, управление ИТ поддержкой, управление административно-хозяйственной деятельностью, управление персоналом).

Основным процессом, который является предметом рассмотрения в отчете, является управление услугами по веб-разработке.

В ходе проведения анализа предметной области представим диаграммы бизнес-процессов компании «КАК ЕСТЬ», для чего применены CASE средства структурного анализа BPwin в виде нотации IDEF0, IDEF3. В рамках методологии IDEF0 бизнес-процесс представляется в виде набора элементов-работ, которые взаимодействуют между собой, обмениваясь информационными и материальными потоками с помощью людских и производственных ресурсов, потребляемых каждой работой [1]. IDEF3 позволяет описать взаимодействия информационных потоков, последовательности выполнения работ и сценариев взаимодействия модель дополняют диаграммами еще одной методологии [2]. Так в IDEF3 включены элементы логики, что позволяет моделировать и анализировать альтернативные сценарии развития бизнес-процесса.

Реализация моделей в нотациях IDEF0, IDEF3 находит отражение в контекстных диаграммах, которые представлены на рисунках 1-5.

Рисунок 1 – Оказание услуг по веб-разработке

На контекстной диаграмме А0 рисунка 1 отражены основные входные потоки, выходные данные, ресурсы и управление. Управляющими воздействиями на деятельность компании являются Закон о защите прав потребителей и Устав.

Ресурсами являются отдел разработки, отдел по работе с клиентами, отдел сопровождения, отдел обучения и заказчик.

Входными потоками являются заявка, счет на оплату, ПО и лицензии (отображаются слева).

В свою очередь, выходные потоки – Акт о выполненной работе/платежное поручение, уведомление клиенту о невозможности выполнить заявку, выполненная работа, уведомление заказчика о невозможности подписания договора (отображаются справа).

Далее выполним детализацию подпроцессов процесса «Оказание услуг по веб-разработке», протекающих в ООО «Связь-Сервис-Сети». К ним относятся: планирование работ, выполнение работ и приемка результата.

Рисунок 2 – Оказание услуг по веб-разработке

При обращении клиента в компанию ООО «Связь-Сервис-Сети» производится процесс – анализ заявки клиента. В результате анализа заявки принимается решение возможности или невозможности заключения договора. Если заключение договора возможно - происходит согласование основных условий и подписание. Затем формируется Устав проекта.

Далее более детально рассмотрим процесс – «Планирование работ», представленный на рисунке 3.

Рисунок 3 – Планирование работ

Данный процесс представлен с учётом нотации IDEF3, который состоит из ряда этапов, с применением логических перекрестков Эксклюзивное ИЛИ. Применение логических перекрёстков ИЛИ означает исполнения одного из процессов, связанных с анализом заявки клиента.

На рисунке 4 представлен бизнес-процесс «Выполнение работ».

Рисунок 4 – Выполнение работ

В ходе данного процесса составляется календарно-сетевой график, закрепление ответственных исполнителей, подготовка технического задания и выполнение работ. Также присутствует логический перекресток Эксклюзивное ИЛИ, он означает исполнение одного из процессов, связанных с выполнением работ.

Далее выполняется процесс «Приемка результата», представленный на рисунке 5.

Рисунок 5 – Приемка результата

Данный процесс также представлен в нотации IDEF3. На данном процессе вначале выполняется представление результатов заказчику. Далее с помощью логического перекрестка Эксклюзивное ИЛИ выполняется одно из действий, связанных с результатом приемки. Если работа принята, выполняется обучение специалистов заказчика. Далее выполняется заключение договора на сопровождение, если сопровождение нужно, если нет – подписание закрывающих документов. Далее заполняется акт о выполненной работе.

Таким образом, как показал проведённый анализ бизнес-процессов по разработке программного обеспечения, в компании не используются элементы системы менеджмента качества, разработчик непосредственно общается с клиентом, тестирование и приемка работ происходит на стороне клиента. Всё это влияет на сроки и качество выполнения работ, о чём говорит низкая оценка деятельности компании.

Список использованных источников:

IDEF0 [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL:

https://ru.wikipedia.org/wiki/IDEF0 (дата обращения 09.12.2020)

IDEF3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL:

https://ru.wikipedia.org/wiki/IDEF3 (дата обращения 09.12.2020)

ООО «СВЯЗЬ-СЕРВИС-СЕТИ» хостинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://ООО «Связь-Сервис-Сети».ru/hostmg/ (дата обращения 03.12.2020)

Просмотров работы: 182