Проблемы цифровой зрелости в бизнесе. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Проблемы цифровой зрелости в бизнесе.

Магомедова А.И. 1
1Дагестанский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: Процесс цифровой трансформации в экономике, активно развернувшийся в последние годы и затрагивающий практически все сферы современного бизнеса, на самом деле протекает достаточно неоднозначно. С одной стороны, по оценкам International Data Corporation (IDC), уже к концу 2019 г. расходы на ЦТ возрастут в мире до 1,7 трлн долл., а к 2021 г. более 50% мирового ВВП будет связано с цифровизацией. С другой стороны, несмотря на то что около 90% бизнес-лидеров признают первостепенность этого процесса для будущего бизнеса и изменения отраслевой структуры, только половина из них реально его понимают и готовы к его внедрению.

Annotation:The process of digital transformation in the economy, which has been actively developed in recent years and affects almost all areas of modern business, is quite ambiguous. On the one hand, international Data Corporation (IDC) estimates that by the end of 2019, spending on DH will increase to $ 1.7 trillion worldwide, and by 2021, more than 50% of global GDP will be associated with digitalization. On the other hand, despite the fact that about 90% of business leaders recognize the priority of this process for the future of business and changes in the industry structure, only half of them really understand it and are ready to implement it.

Ключевые слова: Предприятие, цифровая трансформация, цифровая зрелость, модель оценки, стратегия и дорожная карта цифровых преобразований, бизнес-модель, гибкие технологии управления.

Keyword: Enterprise, digital transformation, digital maturity, evaluation model, strategy and roadmap for digital transformation, business model, flexible management technologies.

Цифровая экономика все увереннее становится общемировым трендом, органически включая в себя практически все особенности современного экономического развития, раскрываемые с различных позиций в формате инновационной, информационной и сетевой экономик, а также экономики знаний. Безусловно, ключевой предпосылкой формирования цифровой экономики стало бурное развитие информационно-коммуникационных технологий, однако это лишь один из ее аспектов: необходимое, но не достаточное условие.

Большинство теоретиков и практиков, работающих в данной области, отмечают неправильное понимание сути цифровой экономики как одно из главных препятствий на пути успешной цифровой трансформации. Для раскрытия сущности цифровой трансформации приведем несколько определений:

— цифровая трансформация — это нечто гораздо большее, чем просто понимание и внедрение новых технологий. Она стимулирует волну инноваций в бизнес-моделях, продуктах, услугах и внутренних бизнес-процессах, которые могут угрожать выживанию организации. Помимо использования новых технологий, для этого требуются новые способы мышления и ведения биз-

неса, новые роли и навыки, новые организационные структуры и операционные модели, а также адаптация к гораздо более быстрым темпам изменений;

— цифровые преобразования заключаются не только в извлечении выгоды из новых технологий; это требует от лидеров бизнеса использования другого способа объединения людей и процессов с новыми технологическими инструментами, а также открытости для переосмысления традиционных бизнес-моделей и мышления цифровой компании с точки зрения того, как вы привлекаете своих клиентов, расширяете возможности своих сотрудников и оптимизируете свою деятельность, чтобы заново изобрести продукты и бизнес-модели;

— цифровое преобразование — это не просто применение технологии следующего поколения к существующим процессам. Это бизнес-стратегия, в которой технологии обеспечивают инновации и креативность, на основе чего компании получают новый и лучший опыт для клиентов;

— цифровая трансформация бизнеса — это организационные изменения за счет использования цифровых технологий и бизнес-моделей для повышения производительности;

— цель трансформации состоит в том, чтобы создать постоянно развивающуюся, гибкую компанию, готовую непрерывно адаптироваться к меняющимся условиям за счет соответствующих технологий, организационного обучения и процессов принятия решений с применением данных высокого качества, доступных в более короткие сроки.

Сегодня существует достаточно много прогнозов в области перспектив цифровизации. Так, по оценкам MacKinsey, реальными перспективами отраслевого развития в цифровой экономике являются:

— повышение производительности труда за счет автоматизации работ — на 45-55 %;

— уменьшение простоев оборудования — на 30-50 %;

— снижение затрат на техническое обслуживание — на 10-40 %;

— сокращение времени выхода на рынок — на 20-50 %.

Согласно проведенному компанией Cisco анализу, влияние цифровизации будет в 10 раз превышать влияние Интернета [4]. International Data Corporation (IDC) оценивает экономическую ценность цифровой трансформации в 20 трлн долл., или более 20 % валового внутреннего продукта.

Организации, которые много инвестируют в цифровые технологии, но при этом уделяют мало внимания управлению (следующие цифровой моде — Digital Fashionistas), не способны получать синергетический эффект и создавать значительную дополнительную ценность на основе цифровых приложений. Они имеют финансовые показатели на 11 % ниже. И, наконец, компании, недостаточно использующие как потенциал цифровых технологий, так и потенциал управления (начинающие — Digital Beginners), имеют прибыль меньше в среднем на 24 %. Таковы возможности успешной цифровой трансформации.

Не менее «мотивирующими» могут оказаться и риски для предприятий, не инициировавших своевременно рост своей цифровой зрелости. Появление «цифровых разрушителей» (Digital Disruptors) и «цифровых вампиров» коренным образом изменило правила игры в различных отраслях и привело к потере конкурентоспособности многих компаний. Тем не менее, исследование Cisco показало, что многие фирмы по-прежнему недооценивают опасность разрушения цифровых технологий и, следовательно, могут быть недостаточно подготовлены к негативным последствиям, которые уже выпали на долю многих компаний в сфере технологий, медиа, развлечений, розничной торговли и других секторах.

В настоящее время разработано достаточно много моделей оценки цифровой зрелости предприятий. Для того чтобы выявить наиболее общие и приоритетные направления оценки, проведем сравнительный анализ ряда подходов.

Центр цифрового бизнеса MIT (MIT Center for Digital Business) и Capgemini Consulting в течение нескольких лет проводили исследования в области цифровой трансформации для крупного бизнеса [7, 9]. По результатам анализа более 400 крупных компаний из разных отраслей были выделены три ключевые области цифровых преобразований: клиентский опыт (Transforming Customer Experience), операционные процессы (Transforming Operational Processes) и бизнес-модели (Transforming Business Models) [9]. В рамках каждой из выделенных областей существует по три взаимодополняющих элемента, и эти девять элементов образуют набор строительных блоков цифрового преобразования. Однако ни одна компания полностью не преобразовывает сразу все девять элементов. Различные компании продвигаются в направлении цифровой трансформации с разными темпами и достигают разных уровней успеха. Лучшие компании (Digirati) объединяют цифровые технологии с сильным лидерством, ориентированным на коренное преобразование бизнеса. Такое лидерство необходимо для разработки четкой стратегии цифровой трансформации, определяющей фокус и последовательность преобразований.

Модель цифровой зрелости (Digital Maturity Model) компании Deloitte оценивает цифровые возможности по 5 ключевым измерениям: потребители, стратегия, технологии, производство, структура и культура организации (Customer, Strategy, Technology, Operations, Organisation & Culture). Пять основных измерений разделены на 28 субизмерений, которые, в свою очередь, разбиты на 179 показателей, по которым оценивается цифровая зрелость. Акцент делается на стратегию (Business Strategy), определяющую фокус преобразований. Последовательными шагами конкретизации стратегии являются определение бизнес-модели (Business Model) и операционной модели (Operating Model), которые и определяют требуемый уровень цифровой зрелости по выделенным измерениям.

Российская компания Команда-А (KMDA), позиционирующая себя как ведущий консультант по цифровой трансформации в России, выделяет 6 ключевых направлений стратегических преобразований в процессе цифровой трансформации:

— клиентоцентричность — цифровой клиентский сервис, омниканальность, цифровой маркетинг и коммуникации;

— коллаборации — представление бизнеса как экосистемы, создание и развитие платформы для взаимодействия с партнерами;

— данные — широкое применение аналитических инструментов, использование данных для адаптации продуктов и сервисов, поведенческий маркетинг;

— инновации — инновационная культура внутри компании, построение системы непрерывных улучшений и развития;

— ценность — определение и построение системы управления ценностными предложениями;

— люди — новые подходы к вовлечению и развитию сотрудников на основе цифровой культуры и мышления.

Управление цифровой трансформацией — сложный итеративный процесс, необходимым условием успешности которого является наличие четкой стратегии цифровой трансформации. Стратегия задает «фокус» преобразований, определяющий портфель товаров и услуг предприятия, взаимодействие с партнерами и клиентам по всей цепочке создания ценности и необходимые для этого информационные технологии. В соответствии со сформированной стратегией определяется целевой уровень цифровой зрелости предприятия, который необходим для ее успешной реализации. Для преодоления разрыва между текущим и целевым уровнями целевой зрелости предприятия разрабатывается дорожная карта (Roadmap) цифровой трансформации, в соответствии с которой формируется портфель проектов, обеспечивающий сбалансированность технологических и нетехнологических инноваций и достижение стратегических целей предприятия.

При этом необходимым условием успеха цифровых преобразований является их реализация не как отдельных проектов, а как целостной стратегии. Таким образом, дорожная карта цифровой трансформации представляет собой упорядоченную во времени совокупность проектов по реализации технологических и нетехнологических инноваций, обеспечивающих достижение стратегических целей предприятия на основе роста его цифровой зрелости.

Проведение цифровой трансформации становится необходимым условием конкурентоспособности предприятий. При определении приоритетов и сроков осуществления преобразований необходимо учитывать неравномерность цифрового развития различных отраслей экономики.

Модель цифровой зрелости предприятия определяет ключевые направления необходимых преобразований.

Детальная оценка цифровой зрелости предприятия может быть проведена консалтинговыми компаниями. В качестве ориентиров для проведения самооценки следует использовать пять укрупненных направлений: стратегия и бизнес-модель, потребители, организационная культура и персонал, операционные процессы и информационные технологии.

При проведении самооценки необходимо применять технологию бенчмаркинга,

ориентируясь не только на отраслевых лидеров, но и на ситуацию в других отраслях.

Основой цифровой трансформации, определяющей фокус преобразований и целевой уровень цифровой зрелости предприятия, является стратегия.

Инструментами детализации и реализации стратегии являются бизнес-модель, дорожная карта и соответствующий ей портфель проектов, сбалансированный с позиций реализации технологических и нетехнологических инноваций, направленных на рост цифровой зрелости предприятия.

Преобразование бизнес-модели является одной из важнейших составляющих роста цифровой зрелости предприятия и осуществляется в направлении расширения кооперационных взаимодействий, применения многосторонних платформ и создания экосистемы бизнеса. Такой подход позволяет увеличить гибкость предприятия как ключевой фактор его конкурентоспособности в условиях цифровой экономики, получить необходимые для развития ресурсы и компетенции, сократить время осуществления преобразований.

Список литературы:

Альманах «Цифровая экономика». Сколково, 2017. URL: https://sk.ru/news/rn/ skmedia/20434.aspx (дата обращения: 27.11.2020).

Валиев Ш. З., Сухочев В.И. России нужен эффективный и компетентный менеджмент // Высшее образование сегодня. 2018. № 3. С. 29-33.

Валиев Ш. З., Сухочев В.И. Как сформировать и оценить компетентность будущего менеджера? // Высшее образование сегодня. 2019. № 4. С. 57-61.

Кон М. Agile: оценка и планирование проектов. М.: Альпина Паблишер, 2018.

Просмотров работы: 36