Внедрение цифровых инноваций в отечественных предприятиях: современные проблемы и пути их решения - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Внедрение цифровых инноваций в отечественных предприятиях: современные проблемы и пути их решения

Шерифова А.Ф. 1
1Дагестанский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: Развитие инноваций продолжает оставаться одним из наиболее важных направлений реформирования экономической системы в аспекте цифровизации российской экономики. Активизация инноваций выступает необходимым условием конкурентоспособности страны. Именно поэтому были рассмотрены проблемы внедрения цифровых инноваций и пути их решения в России.

Abstract: The development of innovations continues to be one of the most important areas of reforming the economic system in the aspect of digitalization of the Russian economy. The activation of innovations is a necessary condition for the country's competitiveness. That is why the problems of introducing digital innovations and ways to solve them in Russia were considered.

Ключевые слова: цифровизация, диджитализация, цифровая трансформация, цифровая инновация.

Key words: digitalization, digitalization, digital transformation, digital innovation.

На сегодняшний день во всем мире идет глобализация информационного общества. Это дает большой толчок к развитию информационных технологий и к «цифровому скачку». Россия в свою очередь старается уделить больше сил на развитие цифровой инфраструктуры, но данному развитию препятствуют определенные проблемы. Для того, чтобы исследовать проблемы, связанные с внедрением цифровых инноваций в российских компаниях, необходимо разобраться с самим понятием «цифровая инновация». [1]

Цифровая инновация – это новое средство, использующее цифровые процессы, ресурсы и сервисы. Данные ресурсы и сервисы основаны:

- на технологиях больших данных (это сложные и объёмные наборы разной информации. Они представлены в «сыром виде» и требуют предварительной обработки, чтобы получить из них ценные сведения, которые могут принести пользу предприятиям и организациям);

- на нейротехнологиях и искусственном интеллекте (это перспективные технологии, радикально меняющие ситуацию на существующих рынках или способствующие формированию новых рынков);

- на системе распределенного реестра (блокчейн) (выстроенная по определённым правилам непрерывная последовательная цепочка блоков (связный список), содержащих информацию);

- на новых производственных технологиях;

- на промышленном Интернете;

- на компонентах робототехники и сенсорики (охватывает направления разработки автоматизированных технических систем и методов управления ими, разработки сенсорных систем и методов обработки сенсорной информации, взаимодействия технических систем между собой и с человеком);

- на технологиях беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальности и других технологиях, которые в правовых актах РФ отражены, как относящиеся к цифровым технологиям или к цифровой экономике.

На сегодняшний день существуют еще несколько понятий (направлений), которые взаимодействуют друг с другом и дополняют друг друга – это цифровизация, диджитализация, а также digital-трансформация (цифровая трансформация). [1]

Цифровизация – это внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства.

Диджитализация-это глубокая трансформация бизнеса, подразумевающая использование цифровых технологий для оптимизации бизнес-процессов, повышения производительности компании и улучшения опыта взаимодействия с клиентами.

Последнее понятие является наиболее интересным.

Digital-трансформация (цифровая трансформация) – это осмысленный стратегический процесс изменения бизнеса в условиях вызовов новой цифровой экономики.

Цифровая трансформация является одним из важнейших направлений, которое может помочь сделать новейший технологический рывок в мировой экономике, при этом значительно сократив издержки и оптимизировав бизнес-процессы. Компании, которые не акцентируют внимание и не занимаются цифровой трансформацией в ближайшем будущем, просто-напросто станут неэффективными, а затем уйдут с рынка под давлением новых рыночных реалий и более сильных конкурентов. [1]

При цифровой трансформации возникает ряд проблем, которые не позволяют с легкостью внедрять цифровые инновации в российские компании. [2]

К основным проблемам относят:

1) отсутствие соответствующих специалистов или кадров;

2) отсутствие стратегии;

3) страх неудачной реализации проектов по трансформации, сложность воплощения;

4) безопасность;

5) неготовность компаний.

1. Отсутствие соответствующих специалистов или кадров

При трансформации должна изменяться не только сама компания, но и сами IT-специалисты (IТ-кадры). Им необходимо приобрести определенные навыки и знания для работы в измененной новой среде. C помощью опросов рабочего населения было выявлено, что только 15 % руководителей обладают такими навыками (такими, как блокчейн, облачные вычисления, цифровая безопасность и т.п.), которые позволят им провести трансформацию. Большинство российских компаний имеют малое количество специализированных кадров под данную область, обладающих знаниями в бизнес-аналитике, кабербезопасности и т.п.

Данную проблему крупные эти компании могут решить, начав сотрудничество с профильными вузами. В учебном заведении уже буду готовить IT-специалистов, где студенты во время учебы будут знакомиться со всей необходимой информацией, которая им пригодится для проектов по цифровой трансформации. Однако такая интеграция бизнеса и образования не произойдет одномоментно и потребует существенного времени. [2]

2. Отсутствие стратегии

Одной из значительных проблем на пути к трансформации, является проблема отсутствия взаимосвязи между переустройством IT-инфраструктуры и преследованием бизнес-целей, то есть стратегии разнятся с целями, которые приносят прибыль компании. Некоторые организации пытаются провести трансформацию своего бизнеса, но не понимают, для чего они это делают, либо не понимают с чего ее начать и т.д.

Для того, чтобы преодолеть данную проблему, компании должны реформировать структуру, выделить специальные отделы внутри, которые будут заниматься цифровой трансформацией. У всей организации должно быть постоянное желание развиваться, двигаться вперед и планы по цифровой трансформации должны быть внесены в общий план деятельности компании. [2]

3. Страх неудачной реализации проектов по трансформации, сложность воплощения

Страх является серьезным препятствием для внедрения цифровых инноваций, он замедляет развитие российских компаний. К тому же, весь процесс трансформации трудоемкий и затратный. Практически во всех фирмах существуют востребованные технологии такие, как ноутбуки, серверы,и тд. В связи с этим страх возникает на основе сложности при внедрении цифровых инноваций, так как каждый отдел в фирме использует свои определенные цифровые инструменты и все системы начинают наслаиваться друг на друга, что ведет к уменьшению продуктивности. Мониторинг и переключение между системами для выполнения отдельных бизнес-функций будут перегружать специалистов и сотрудников.

Решением этой проблемы будет являться поиск способов для упрощения и оптимизации общей системы, чтобы интеграция между всеми подсистемами шла более легко. [2]

4. Безопасность

Самая известная проблема во всем информационном обществе – проблема обеспечения безопасности. Во всех российских компаниях постоянно идет вопрос о том, как обезопасить себя от кражи конфиденциальной информации до ее потери, вследствие технических неполадок. Цифровая трансформация также не смогла обойти стороной данную проблему. Так крупные мировые компании столкнулись с этим, они стали жертвами кибератак.

Всегда необходимо быть бдительными, совершенствовать свою безопасность, так как IP, личные данные, финансы постоянно находятся под угрозой. Да и вообще безопасность должна быть встроена непосредственно во все приложения. И все же, некоторые организации пренебрегают ею, откладывая на потом, до тех пор, пока они не столкнутся с данной проблемой. [2]

5. Неготовность компаний

Не менее важной проблемой, чем предыдущая, является проблема неготовности компаний к трансформации. Причины неготовности:

1) сотрудникам компаний не нравятся резкие и быстрые изменения (в основном, это сотрудники более зрелого возраста, которым трудно переносятся какие-либо изменения, связанные с IT-технологиями);

2) ограниченный бюджет (не все компании, особенно формата малого и среднего бизнеса, обладают достаточным бюджетом для проведения единомоментного реинжиниринга IТ-структуры компании или внедрения таких изменений в ограниченный короткий промежуток времени. Средства требуются не только на приобретение материальных и нематериальных активов, а также на обучение имеющегося персонала, наем новых высоко квалифицированных специалистов и привлечение специализированных компаний-подрядчиков);

3) культурное изменение (сотрудникам, привыкшим к общению и к контактированию с клиентами, придется полностью изменить культуру своей работы, теперь они будут тратить время за компьютером и использовать другие способы коммуникации, что для некоторых сотрудников является проблемой). [2]

Все вышеперечисленные проблемы решаемы. Компании должны продемонстрировать насколько для них важна цифровая трансформация. Также организация должна показать свою решимость, что выбрала верную стратегию, и она не намерена изменять ее. Все это должно поспособствовать тому, что персонал компании ощутит мотивацию к изучению новых способов работы и сможет изменить свое мышление. Рекомендуется провести сотрудникам разъяснительные семинары и работы, которые выстроят итоги цифровой трансформации в позитивном ключе.

В этой статье были раскрыты пять самых основных проблем, с которыми сталкиваются при внедрении цифровых инноваций в современных российских компаниях всех уровней на сегодняшний день. Перечисленные проблемы решаемы, только каждой компании необходимо определить, в чем заключается успех такого внедрения. На пути следования к глобальной цели внедрения цифровых инноваций в функционирование бизнеса необходимо осуществлять решение задач как на уровне ежедневного планирования, так и на уровне стратегического долгосрочного прогноза деятельности. Преодолев все проблемы, произойдет, несомненно, мощный прорыв в цифровой инновации, а также огромный успех в компаниях, где произошла цифровая трансформация.

Перечень литературы:

1. Баташева, Э. А. Информация в глобальном мире: особенности и перспективы / Э. А. Баташева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016.

2.Рунов А.В. Исследование проблем информационной коммуникационной среды// Социальные гуманитарные знания. 2002.

Просмотров работы: 60