Ключевые слова: систем менеджмента безопасности дорожного движения, национальный стандарт, процессы систем менеджмента, требования к системам менеджмента безопасности дорожного движения.
Аннотация. В данной статье проведен анализ требований по внедрению и содержанию систем менеджмента безопасности дорожного движения (СМ БДД) на основе требований ГОСТ Р ИСО 39001-2014. Рассмотрена процессная модель СМ БДД, требования к деятельности организации для построения СМ БДД. Проведено соответствие требований ГОСТ Р ИСО 39001-2014 и ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Рассмотрена область применения стандарта системы менеджмента безопасности дорожного движения.
ГОСТ Р ИСО 39001 утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2014 г. за номером 1327-ст [1]. Стандарт устанавливает требования к системе менеджмента безопасности дорожного движения, для обеспечения возможности для организации, которая связана с системами дорожного движения, добиться уменьшения числа погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях, на которые эта организация может влиять. Требования в стандарте включают развитие и внедрение соответствующей политики в области БДД, разработку целей и планов действий БДД. учитывающих законодательные и иные требования, под которые подпадает организация, а также информацию об элементах и критериях, относящихся к БДД. Которые организация идентифицирует как те, которыми она может управлять и на которые она может влиять.
Структура данного стандарта сопоставима со структурой ИСО 9001 за исключением некоторых специфических особенностей. Вместо понятия среда (контекст) организации в ГОСТ Р ИСО 39001 используется термин статус. Организация должна определить внешние и внутренние проблемы, относящиеся к ее целям и которые влияют на способность организации достигнуть намеченных выхода(ов) в своей системе менеджмента БДД.
Организация должна [1]:
– идентифицировать свою роль в системе дорожного движения;
– идентифицировать процессы, связанные с ними действия и функции организации, которые могут иметь влияние на БДД;
– определить последовательность и взаимодействие этих процессов, действий и функций.
Также стандарт содержит положения, описывающие роль руководства в процесс функционирования системы менеджмента безопасности движения.
Администрация должна демонстрировать руководство и обязанности по отношению системе менеджмента БДД посредством:
– обеспечения того, что политика в области БДД и цели БДД установлены и совместимы со стратегической направленностью организации;
– обеспечения интеграции требований системы менеджмента БДД в бизнес-процессы организации;
– обеспечения того, что ресурсы, необходимые для системы менеджмента БДД имеются в распоряжении;
– подтверждения исключения случаев гибели и получения тяжких телесных повреждений в дорожных катастрофах в качестве долгосрочной цели, а также решения о достижении результатов БДД в обозримый период времени;
– работы в партнерстве и сотрудничестве с заинтересованными сторонами в создании вклада в систему безопасности дорожного движения для достижения установленной цели (целей) БДД;
– обеспечения того, что организация применяет процессный подход для достижения желаемых результатов БДД при условии, что эти процессы транспарентны и должным образом встроены на всех соответствующих уровнях организации;
– расстановки приоритетов в действиях и выбор специфических образов действия, основанных на наилучшей доступной информации для достижения намеченных выходов системы менеджмента БДД;
– демонстрации важности эффективного менеджмента БДД и соответствия требованиям системы менеджмента БДД;
– предоставление ресурсов для создания, обеспечения выполнения, поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения системы менеджмента БДД;
– обеспечения того, что система менеджмента БДД достигает намеченных выходов путем сосредоточения на результатах БДД;
– обеспечения того, что важность соответствия законодательству, относящегося к достижению намеченного выхода системы менеджмента БДД доведена до сведения всего причастного персонала в рамках организации;
– направления и поощрения сотрудников для внесения вклада в повышение результативности системы менеджмента БДД;
– постоянного улучшения;
– поддержания других причастных участников системы менеджмента в демонстрировании руководящих навыков в той мере, в которой это лежит в их сфере ответственности.
Также данный стандарт содержит раздел, посвященный процессу планирования обеспечения безопасности дорожного движения. Организация должна осуществлять процесс, который обеспечивает постоянный анализ текущих характеристик БДД определяет риски и перспективы, отбирает для проработки факторы реализации БДД, исследует, каких результатов можно достигнуть со временем и устанавливает соответствующие цели БДД, задачи БДД, а также планирует их достижение. Данный процесс осуществляется через:
– действия по исследованию рисков и перспектив;
– определения показателей результативности безопасности дорожного движения;
– формулирование целей безопасности дорожного движения (БДД) и планирование их достижения.
Кроме того, стандарт включает положения, описывающее обеспечение процессов менеджмента безопасности дорожного движения на предприятии:
– координация;
– ресурсы;
– компетентность;
– информированность;
– обмен информацией;
– документированная информация.
Структура процессов системы менеджмента безопасности дорожного движения приведена в таблице 1.
Таблица 1 – Процессы системы менеджмента безопасности дорожного движения в соответствии с ГОСТ Р 39001-2014 [2]
Наименование процесса |
Пункт ГОСТ Р 39001-2014 |
Вид процесса |
|
1 |
2 |
3 |
|
Осознание организацией своего статуса |
п. 4.1 |
Процесс управления |
|
Осознание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон |
п. 4.2 |
Процесс управления |
|
Продолжение Определение области применения системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД) |
п. 4.3 |
Процесс управления |
|
Установление политики в области БДД |
п. 5.2 |
Процесс управления |
|
Установление ответственности и полномочий для соответствующих ролей в области БДД |
п. 5.3 |
Процесс управления |
|
Постоянный анализ текущих характеристик БДД |
п. 6.1 |
Основной |
|
Мониторинг текущих характеристик БДД |
п. 6.2 |
Вспомогательный |
|
Идентифицировать для использования показатели результативности БДД |
п. 6.3 |
Вспомогательный |
|
Установить цели БДД в применении к соответствующим функциям и уровням |
п. 6.4 |
Процесс управления |
|
Планирование способов достижения целей БДД и задач БДД |
п. 6.5 |
Основной |
|
Координация деятельности в области БДД |
п. 7.1 |
Процесс управления |
|
Определить и обеспечить наличие ресурсов и общую схему их распределения |
п. 7.2 |
Вспомогательный |
Продолжение таблицы 2.1
1 |
2 |
3 |
|
Обеспечение компетентности лиц, задействованных в области БДД |
п. 7.3 |
Вспомогательный |
|
Информированность лиц, участвующих в обеспечении БДД |
п. 7.4 |
Вспомогательный |
|
Обмен информацией |
п. 7.5 |
Вспомогательный |
|
Документирование процессов СМ БДД |
п. 7.6 |
Вспомогательный |
|
Оперативное планирование и управление процессами СМ БДДД |
п. 8.1 |
Основной |
|
Обеспечение готовности к аварийным ситуациям |
п. 8.2 |
Основной |
|
Мониторинг, измерение, анализ и оценка |
п. 9.1 |
Вспомогательный |
|
Расследование дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями и других дорожно-транспортных инцидентов |
п. 9.2 |
Вспомогательный |
|
Внутренний аудит |
п. 9.3 |
Вспомогательный |
|
Анализ со стороны руководства |
п. 9.4 |
Процесс управления |
|
Управление несоответствиями и внедрение корректирующих действий |
п. 10.1 |
Процесс управления |
|
внедрение предупреждающих действий |
п. 10.1 |
Процесс управления |
|
Последовательное улучшение |
п. 10.2 |
Процесс управления |
В стандарте также освещены вопросы организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения с участием автомобильного транспорта предприятия и процессов мониторинг, измерения и улучшения показателей системы менеджмента безопасности дорожного движения. Кроме того, ряд приведенных приложений к стандарту конкретизирует, комментирует и дополняет положения основных разделов ГОСТ Р ИСО 39001.
Список использованных источников
1 ГОСТ Р ИСО 39001 - 2014. Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению. Введ.: 2015–06–01. Москва: Стандартинформ, 2015. – 36 с.
2 Лукоянов, В.А. Характеристика процессной модели системы менеджмента безопасности дорожного движения транспортного предприятия / В.А. Лукоянов, В.В. Матвеева, В.В. Беспалов, И.А. Воробьёв // Прогрессивные технологии в транспортных системах: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. – 20-22 ноября 2020 г. – ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет». - Оренбург. – С. 364-367.