СТРУКТУРА ТРЕБОВАНИЙ ГОСТ Р ИСО 39001 ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СТРУКТУРА ТРЕБОВАНИЙ ГОСТ Р ИСО 39001 ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Беспалова Ю.О. 1, Судоргина А.И. 1
1ОГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ключевые слова: систем менеджмента безопасности дорожного движения, национальный стандарт, процессы систем менеджмента, требования к системам менеджмента безопасности дорожного движения.

Аннотация. В данной статье проведен анализ требований по внедрению и содержанию систем менеджмента безопасности дорожного движения (СМ БДД) на основе требований ГОСТ Р ИСО 39001-2014. Рассмотрена процессная модель СМ БДД, требования к деятельности организации для построения СМ БДД. Проведено соответствие требований ГОСТ Р ИСО 39001-2014 и ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Рассмотрена область применения стандарта системы менеджмента безопасности дорожного движения.

ГОСТ Р ИСО 39001 утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2014 г. за номером 1327-ст [1]. Стандарт устанавливает требования к системе менеджмента безопасности дорожного движения, для обеспечения возможности для организации, которая связана с системами дорожного движения, добиться уменьшения числа погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях, на которые эта организация может влиять. Требования в стандарте включают развитие и внедрение соответствующей политики в области БДД, разработку целей и планов действий БДД. учитывающих законодательные и иные требования, под которые подпадает организация, а также информацию об элементах и критериях, относящихся к БДД. Которые организация идентифицирует как те, которыми она может управлять и на которые она может влиять.

Структура данного стандарта сопоставима со структурой ИСО 9001 за исключением некоторых специфических особенностей. Вместо понятия среда (контекст) организации в ГОСТ Р ИСО 39001 используется термин статус. Организация должна определить внешние и внутренние проблемы, относящиеся к ее целям и которые влияют на способность организации достигнуть намеченных выхода(ов) в своей системе менеджмента БДД.

Организация должна [1]:

– идентифицировать свою роль в системе дорожного движения;

– идентифицировать процессы, связанные с ними действия и функции организации, которые могут иметь влияние на БДД;

– определить последовательность и взаимодействие этих процессов, действий и функций.

Также стандарт содержит положения, описывающие роль руководства в процесс функционирования системы менеджмента безопасности движения.

Администрация должна демонстрировать руководство и обязанности по отношению системе менеджмента БДД посредством:

– обеспечения того, что политика в области БДД и цели БДД установлены и совместимы со стратегической направленностью организации;

– обеспечения интеграции требований системы менеджмента БДД в бизнес-процессы организации;

– обеспечения того, что ресурсы, необходимые для системы менеджмента БДД имеются в распоряжении;

– подтверждения исключения случаев гибели и получения тяжких телесных повреждений в дорожных катастрофах в качестве долгосрочной цели, а также решения о достижении результатов БДД в обозримый период времени;

– работы в партнерстве и сотрудничестве с заинтересованными сторонами в создании вклада в систему безопасности дорожного движения для достижения установленной цели (целей) БДД;

– обеспечения того, что организация применяет процессный подход для достижения желаемых результатов БДД при условии, что эти процессы транспарентны и должным образом встроены на всех соответствующих уровнях организации;

– расстановки приоритетов в действиях и выбор специфических образов действия, основанных на наилучшей доступной информации для достижения намеченных выходов системы менеджмента БДД;

– демонстрации важности эффективного менеджмента БДД и соответствия требованиям системы менеджмента БДД;

– предоставление ресурсов для создания, обеспечения выполнения, поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения системы менеджмента БДД;

– обеспечения того, что система менеджмента БДД достигает намеченных выходов путем сосредоточения на результатах БДД;

– обеспечения того, что важность соответствия законодательству, относящегося к достижению намеченного выхода системы менеджмента БДД доведена до сведения всего причастного персонала в рамках организации;

– направления и поощрения сотрудников для внесения вклада в повышение результативности системы менеджмента БДД;

– постоянного улучшения;

– поддержания других причастных участников системы менеджмента в демонстрировании руководящих навыков в той мере, в которой это лежит в их сфере ответственности.

Также данный стандарт содержит раздел, посвященный процессу планирования обеспечения безопасности дорожного движения. Организация должна осуществлять процесс, который обеспечивает постоянный анализ текущих характеристик БДД определяет риски и перспективы, отбирает для проработки факторы реализации БДД, исследует, каких результатов можно достигнуть со временем и устанавливает соответствующие цели БДД, задачи БДД, а также планирует их достижение. Данный процесс осуществляется через:

– действия по исследованию рисков и перспектив;

– определения показателей результативности безопасности дорожного движения;

– формулирование целей безопасности дорожного движения (БДД) и планирование их достижения.

Кроме того, стандарт включает положения, описывающее обеспечение процессов менеджмента безопасности дорожного движения на предприятии:

– координация;

– ресурсы;

– компетентность;

– информированность;

– обмен информацией;

– документированная информация.

Структура процессов системы менеджмента безопасности дорожного движения приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Процессы системы менеджмента безопасности дорожного движения в соответствии с ГОСТ Р 39001-2014 [2]

Наименование процесса

Пункт ГОСТ Р 39001-2014

Вид процесса

1

2

3

Осознание организацией своего статуса

п. 4.1

Процесс управления

Осознание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

п. 4.2

Процесс управления

Продолжение Определение области применения системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД)

п. 4.3

Процесс управления

Установление политики в области БДД

п. 5.2

Процесс управления

Установление ответственности и полномочий для соответствующих ролей в области БДД

п. 5.3

Процесс управления

Постоянный анализ текущих характеристик БДД

п. 6.1

Основной

Мониторинг текущих характеристик БДД

п. 6.2

Вспомогательный

Идентифицировать для использования показатели результативности БДД 

п. 6.3

Вспомогательный

Установить цели БДД в применении к соответствующим функциям и уровням

п. 6.4

Процесс управления

Планирование способов достижения целей БДД и задач БДД

п. 6.5

Основной

Координация деятельности в области БДД

п. 7.1

Процесс управления

Определить и обеспечить наличие ресурсов и общую схему их распределения

п. 7.2

Вспомогательный

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

Обеспечение компетентности лиц, задействованных в области БДД

п. 7.3

Вспомогательный

Информированность лиц, участвующих в обеспечении БДД

п. 7.4

Вспомогательный

Обмен информацией

п. 7.5

Вспомогательный

Документирование процессов СМ БДД

п. 7.6

Вспомогательный

Оперативное планирование и управление процессами СМ БДДД

п. 8.1

Основной

Обеспечение готовности к аварийным ситуациям

п. 8.2

Основной

Мониторинг, измерение, анализ и оценка

п. 9.1

Вспомогательный

Расследование дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями и других дорожно-транспортных инцидентов

п. 9.2

Вспомогательный

Внутренний аудит

п. 9.3

Вспомогательный

Анализ со стороны руководства

п. 9.4

Процесс управления

Управление несоответствиями и внедрение корректирующих действий

п. 10.1

Процесс управления

внедрение предупреждающих действий

п. 10.1

Процесс управления

Последовательное улучшение

п. 10.2

Процесс управления

В стандарте также освещены вопросы организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения с участием автомобильного транспорта предприятия и процессов мониторинг, измерения и улучшения показателей системы менеджмента безопасности дорожного движения. Кроме того, ряд приведенных приложений к стандарту конкретизирует, комментирует и дополняет положения основных разделов ГОСТ Р ИСО 39001.

Список использованных источников

1 ГОСТ Р ИСО 39001 - 2014. Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению. Введ.: 2015–06–01. Москва: Стандартинформ, 2015. – 36 с.

2 Лукоянов, В.А. Характеристика процессной модели системы менеджмента безопасности дорожного движения транспортного предприятия / В.А. Лукоянов, В.В. Матвеева, В.В. Беспалов, И.А. Воробьёв // Прогрессивные технологии в транспортных системах: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. – 20-22 ноября 2020 г. – ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет». - Оренбург. – С. 364-367.

Просмотров работы: 22