Ключевые слова: расследование ДТП, система менеджмента безопасности дорожного движения, акт служебного расследования.
Аннотация. Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 39001-2014 в п. 9.2 устанавливает требование к наличию в организации процедуры расследования дорожно-транспортных происшествий. Данное требование согласуется с действующим приказом Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 № 49 «Об утверждении положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий», который распространяется на подвижной состав автотранспортных предприятий. В данной статье рассмотрена возможно интеграции процедуры служебного расследования ДТП в систему менеджмента безопасности дорожного движения по ГОСТ Р ИСО 39001-2014.
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 39001-2014 в п. 9.2 устанавливает требование к наличию в организации процедуры расследования дорожно-транспортных происшествий, в которых она являлась одним из участников. При этом четко сформулированы цели создания такой процедуры, которые в основном связаны с процессом управления рисками. В частности сказано, что посредством данной процедуры должны быть идентифицированы факторы и причины возникновения дорожного инцидента, на которые организация может и должна повлиять в будущем за счет внедрения корректирующих и предупреждающих действий [1].
Данную процедуру можно формально представить в виде набора функциональных блоков в нотации IDEF0, как показано на рисунке 1 [2].
Рисунок 1 – Диаграмма-потомок процесса «Расследование дорожно-транспортных происшествий» в нотации IDEF0
В данном случае всю процедуру можно условно разделить на пять функциональных блоков, которые тесно взаимосвязаны между собой:
- собрать и зафиксировать первичные данные о ДТП;
- провести опрос участников и свидетелей ДТП;
- изучить обстоятельства ДТП;
- оформить и получить сопроводительные документы о ДТП;
- проанализировать причины и факторы ДТП.
Первый блок предусматривает прибытие специалиста службы безопасности движения организации на место инцидента, сбор первичной информации о факте ДТП, которая будет необходима в ходе анализа причин и факторов ДТП, предварительную оценку ущерба и тяжести последствий, согласование дальнейших действий с участниками ДТП и при необходимости представителями Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Второй блок предполагает устную беседу с участниками ДТП со стороны организации, и при получении от них разрешения, со вторым (третьим и т.д.) участником и свидетелями происшествия, результаты которой фиксируется на специальном бланке (части бланка), как «пояснения участников ДТП».
На третьем этапе происходит изучение обстоятельств ДТП на его месте и их фиксацию с помощью различных средств (фото, видео и т.п.).
Четвертый блок включает оформление сопроводительной документации по ДТП, получение справок и записей от официальных представителей ГИБДД, в которых конкретизируется степень и распределение вины, фиксируется схема ДТП и т.д.
Вся полученная информация от четырех функциональных блоков собирается и фиксируется в акте служебного расследования ДТП, подготавливаются аналитические записи от специалистов службы БДД, которые выносятся на обсуждение и критический анализ специально созданной комиссии из числа сотрудников организации, которая должна сформировать ряд корректирующих и предупреждающих предложений и мероприятий по обеспечению безопасности движения на предприятии, которые в частном порядке вводятся в действующую систему менеджмента безопасности дорожного движения.
При этом следует отметить, что результаты одного ДТП могут не раскрывать истинных причин возникновения дорожных происшествий, поэтому организация должна спланировать процедуру сбора и накопления данных и информации по обстоятельствам всех ДТП, для их совместного статистического и системного анализа.
Также следует отметить, что приведенная модель процесса расследования дорожно-транспортных происшествий является общей, и не отражает специфик деятельности, организационных структур, размеров и масштабов разных предприятий, однако выделяет ключевые моменты процедуры. Кроме того, вопрос оптимальной последовательности процедур данного процесса также не рассматривался в ходе данного исследования, и еще подлежит разработке [6,9].
Документированная процедура системы менеджмента БДД «Расследование дорожно-транспортных происшествий» будет включать в себя следующие разделы, содержащие требования к этапам процесса.
Раздел 1. Общие сведения. Документированная процедура определяет единый порядок оповещения, проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий с участием транспорта предприятия.
Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.
При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены:
- обстоятельства, предшествующие происшествию;
- причины происшествия;
- влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно - транспортного происшествия;
- последствия происшествия;
- лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);
- недостатки в работе автотранспортного предприятия (организации), способствующие возникновению дорожно-транспортных происшествий.
Служебное расследование проводится:
- руководителем службы безопасности дорожного движения предприятия (организации) - всех дорожно - транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток;
Служебное расследование должно производиться во взаимодействии с органами дознания, следствия и организациями, несущими ответственность за состояние автомобильной (железной) дороги, речных переправ и других сооружений, а в случае ранения или гибели работников предприятия автомобильного транспорта - с привлечением представителя профсоюзного комитета данного предприятия.
Выводы служебного расследования в отношении виновности водителя носят предварительный характер.
Материалы служебного расследования могут быть использованы автотранспортными предприятиями (организациями), территориальными производственными объединениями при защите интересов водителя в следственном и судебном разбирательстве.
Раздел 2. Передача информации о дорожно-транспортном происшествии и действия работников предприятия.
Водители предприятий в случае участия в дорожно-транспортном происшествии обязаны без промедления сообщить об этом в ГАИ и дежурному работнику службы безопасности дорожного движения.
Информация о дорожно-транспортном происшествии в предприятие поступает от ГАИ, дорожно-эксплуатационных и других организаций и лиц. При получении информации о дорожно-транспортном происшествии не от ГАИ последняя немедленно ставится об этом в известность.
Дежурный или иной работник предприятия, получив информацию о дорожно-транспортном происшествии, докладывает об этом руководителю или его заместителю.
Руководитель службы БДД, установив, что последствием происшествия явились телесные повреждения или гибель людей, немедленно докладывает об этом руководителю вышестоящей организации, ГАИ, а при травмах или гибели работников предприятия транспорта - также и техническому инспектору труда.
Сообщение о ДТП должно содержать ответы на следующие вопросы:
- дата, время, место и вид происшествия;
- модели, номерные знаки и принадлежность транспортных средств, участвовавших в происшествии;
- вид перевозок (при пассажирских перевозках указать количество перевозимых пассажиров в автобусе);
- обстоятельства и предварительно установленные причины происшествия;
- последствия происшествия;
- фамилия водителя(ей), его возраст, общий водительский стаж, стаж работы в АТП и на данном типе транспортного средства, состояние здоровья, на каком часу работы произошло происшествие;
- дорожные условия на месте совершения ДТП: ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, погодные условия, обустроенность дороги;
- сведения о техническом состоянии транспортного(ых) средства;
- фамилия и должность руководителя(ей) объединения, выехавшего на место совершения ДТП.
Начальник службы БДД предприятия, получив сообщение о дорожно-транспортном происшествии, по которому ими должно проводиться служебное расследование, немедленно выезжают на место совершения происшествия, а также оказывают необходимое содействие в прибытии на место происшествия представителей следственных органов и лиц, участвующих в расследовании.
Оценка влияния дорожных факторов (ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, обустроенность дороги и т.д.) при расследовании дорожно-транспортных происшествий должна производиться представителями автотранспортных организаций с участием представителей дорожных организаций и органов ГАИ.
Раздел 3. Действия работников предприятия при служебном расследовании дорожно-транспортного происшествия.
Должностные лица, прибывшие на место происшествия раньше работников ГАИ, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшествия, транспортного средства и груза, принять меры к предотвращению «вторичных происшествий» и выявлению очевидцев происшествия.
Должностные лица, производящие служебное расследование, с разрешения работников органов дознания или следствия должны:
- осмотреть место происшествия и поврежденные транспортные средства;
- уточнить необходимые данные у водителей и других очевидцев происшествия, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятельств происшествия.
Установить:
- дату и точное время (местное) происшествия;
- место происшествия:
в городе - улица, район;
на дороге - категорию дороги и в случаях, когда происшествие связано с неудовлетворительными дорожными условиями, - принадлежность и наименование организации, эксплуатирующей дорогу;
- модель и номерной знак транспортного средства;
- число погибших и раненых (в том числе водителей, пешеходов, пассажиров);
- техническое состояние транспортного средства;
- характер и степень повреждения транспортного средства и перевозимого груза;
- кто управлял транспортным средством: фамилия, имя, отчество, класс, год присвоения квалификации, стаж работы (общий водительский стаж, стаж работы в данном автотранспортном предприятии, на данном транспортном средстве, по возможности те же сведения о других водителях - участниках происшествия);
- состояние водителя: здоров, трезв, утомлен (только по заключению врача);
- на каком часу работы водителя произошло происшествие;
- цель поездки;
- вид перевозок: международные, междугородные, городские, пригородные;
- по назначению ли использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута;
- вид дорожно-транспортного происшествия;
- погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.);
- освещенность: темное, светлое время суток, сумерки;
- дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);
- ознакомиться с протоколом осмотра места происшествия, осмотра транспорта и схемой дорожно-транспортного происшествия и снять с них копии;
- зафиксировать (при необходимости сфотографировать) общий вид места происшествия, положения транспортных средств, участвующих в происшествии, следы торможения, юза или качения автомобиля и их принадлежность именно этому транспортному средству, место осыпавшейся грязи, стекла и т.д. при ударе, его форму, размеры, место наезда на пешехода, а также другие предметы, которые могли повлиять на возникновение происшествия. При необходимости настоять, чтобы эти сведения были занесены в протокол осмотра места происшествия;
- осмотреть документы, в частности, удостоверение на право управления транспортным средством, технический талон транспортного средства, путевой или маршрутный лист, товарно - транспортные документы на перевозимый груз или билетно - учетный лист.
При анализе происшествия необходимо:
- выяснить обстоятельства и очевидные причины происшествия;
- выяснить все нарушения, повлекшие за собой происшествие, и причины, способствовавшие его возникновению. В отношении водителя, находившегося во время происшествия в нетрезвом состоянии, кроме того, необходимо выяснить, при каких обстоятельствах он оказался за рулем в нетрезвом состоянии, явился ли водитель пьяным на работу или употреблял спиртные напитки на работе, кто из должностных лиц проверял его состояние перед выездом на линию, исключает ли система допуска водителей к управлению автомобилями в автотранспортном предприятии возможность выезда в рейс в нетрезвом состоянии;
- оценить:
1) действия водителя и их соответствие Правилам дорожного движения;
2) дорожные условия и их возможное влияние на возникновение происшествия;
3) имеется ли причинная связь между возникновением происшествия и упущениями в работе по безопасности движения (при их наличии в предприятии).
Раздел 4. Основные вопросы, подлежащие выяснению при проверке организации работы по безопасности движения в предприятии.
Для установления связи между причинами возникновения дорожно - транспортного происшествия и упущениями в работе по профилактике аварийности на предприятии лица, проводящие служебное расследование, должны установить: в результате каких нарушений требований правил, инструкций, приказов возникло происшествие и конкретные нарушения каждого из должностных лиц (если таковые имеются). Для этого необходимо проверить:
- соблюдение установленных технологий и правил организации пассажирских и (или) грузовых перевозок;
- соблюдение режима труда и отдыха водителя данного транспортного средства в предшествовавший происшествию период;
- имелись ли до этого у водителя случаи дорожно - транспортных происшествий и нарушений трудовой и транспортной дисциплины и каким взысканиям он подвергался;
- как организовано в предприятии обучение водителей по повышению их профессионального мастерства;
- какие меры применяются к водителям, нарушившим Правила дорожного движения, нормативные документы (перегруз автомобиля, перевозки пассажиров на грузовых автомобилях);
- обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы автомобилей данного предприятия и принимались ли меры по устранению выявленных недостатков;
- проводилось ли нормирование скоростей движения на маршрутах;
- техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс, кто осуществлял технический контроль и инструктаж водителей, когда и кем проводилось техническое обслуживание автомобиля, есть ли перепробег между ТО, какие дефекты были обнаружены и были ли заявки на устранение каких-либо дефектов со стороны водителя данного автомобиля, как эти дефекты были устранены;
- как в автопредприятии организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Соблюдается ли периодичность технического обслуживания автомобилей;
- как работает в автопредприятии квалифицированная комиссия;
- соблюдается ли порядок стажировки водителей.
Кроме того, совместно с профкомом предприятия необходимо проверить работу комиссии общественного контроля за безопасностью движения и комиссии по борьбе с пьянством.
Раздел 5. Порядок оформления результатов служебного расследования дорожно-транспортных происшествий.
По окончании служебного расследования комиссия составляет акт, который направляется в организации, участвующие в проведении служебного расследования, также по подчиненности:
- в территориальное производственное объединение автомобильного транспорта по всем происшествиям с пострадавшими;
- в отдел по безопасности движения Минавтотранса по дорожно- транспортным происшествиям, в которых погибло 5 и более человек и пострадало 10 и более человек;
- при необходимости акт служебного расследования происшествия направляется органам следствия в комитеты народного контроля и т.д.
Акт, как правило, должен состоять из следующих основных разделов.
В первом разделе указывается состав комиссии, проводящей служебное расследование, марки, модели и номера транспортных средств, участвовавших в дорожно - транспортном происшествии, их принадлежность, вид перевозок, фамилия, имя, отчество водителя, место происшествия, обстоятельства происшествия и его последствия.
Во втором разделе акта «Условия, предшествующие происшествию» указываются действия водителя до момента происшествия. Кто и в какое время выпустил его в рейс, проходил ли он медосмотр, соблюдался ли скоростной режим и маршрут движения и др.
Третий раздел акта «Сведения о дорожных условиях» должен содержать данные о ширине дороги, обочин, покрытии, их дефектах, условиях видимости в момент совершения дорожно-транспортного происшествия, а также наличии недостатков в обустройстве, оборудовании дороги и несоответствии дорожных элементов требованиям СНиПа (если таковое имеется).
В четвертом разделе «Сведения о водителе» указывается возраст водителя, классность, разрешающие отметки, стаж работы водителем и в данном АТП, какое время работает на данной марке транспортного средства, когда проходил переподготовку, его состояние здоровья в момент совершения дорожно- транспортного происшествия, проходил ли перед выездом медосмотр, на каком часу работы произошло происшествие, были ли ранее у него взыскания от администрации и ГАИ (если были, - за что), участвовал ли ранее в дорожно- транспортных происшествиях и т.д.
В пятом разделе «Сведения о транспортном(ых) средстве(ах)» отражаются сведения о техническом состоянии транспортного средства, участвовавшего в происшествии, в частности: его тип, марка, модель, год выпуска, пробег общий и после ТО-2 с указанием времени его проведения, своевременно ли выполнялись заявочные ремонты и т.д. Сведения о другом транспортном средстве(ах), участвовавшем в происшествии.
В шестом разделе «Состояние профилактической работы по безопасности движения» дается оценка работы, проводимой в целях предотвращения дорожно - транспортного происшествия, и указываются выявленные в процессе проверки недостатки.
В седьмом разделе «Заключение» или «Выводы» указываются причины происшествия по мнению комиссии и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки.
Дата проведения разбора, количество и категория работников, присутствовавших при разборе.
К акту прилагаются:
- копия протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия и осмотра транспорта;
- копия схемы дорожно-транспортного происшествия;
- объяснения водителей и должностных лиц предприятия с выводами и конкретными мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, дисциплинарными взысканиями в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, и другие документы, уточняющие или дополняющие обстоятельства дорожно-транспортного происшествия;
- список погибших и пострадавших с указанием фамилий, инициалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и других данных.
Раздел 6. Разбор дорожно-транспортного происшествия в автотранспортном предприятии
Руководитель службы безопасности дорожного движения при возникновении происшествия с пострадавшими с участием общественных организаций в 5-суточный срок проводит разбор причин и обстоятельств, способствовавших его возникновению.
Причины происшествия, результаты разбора и принимаемые меры доводятся до трудового коллектива [3].
Полученная документированная процедура позволит работникам предприятия полноценно собрать данные о причинах и результатах дорожно-транспортного происшествия, произошедшего с участием автомобильного транспорта компании.
Список использованных источников
1 ГОСТ Р ИСО 39001 - 2014. Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению. Введ.: 2015–06–01. Москва: Стандартинформ, 2015. – 36 с.
2 Лукоянов, В.А. Характеристика процессной модели системы менеджмента безопасности дорожного движения транспортного предприятия / В.А. Лукоянов, В.В. Матвеева, В.В. Беспалов, И.А. Воробьёв // Прогрессивные технологии в транспортных системах: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. – 20-22 ноября 2020 г. – ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет». - Оренбург. – С. 364-367.
3 Лукоянов, В.А. Характеристика процесса «Расследование дорожно-транспортных происшествий» в системе менеджмента безопасности дорожного движения автотранспортного предприятия/ В.А. Лукоянов, В.В. Матвеева, В.В. Беспалов, И.А. Воробьёв // Прогрессивные технологии в транспортных системах: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. – 20-22 ноября 2020 г. – ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет». - Оренбург. – С. 360-363.
4 Об утверждении положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий [Электронный ресурс].: Приказ Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 № 49 // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – Москва : Консультант Плюс, 1997-2020. – Режим доступа : http://www.consultant.ru. – 10.12.2020