В данной статье рассматривается формирование физической культуры личности в процессе обучения в высшем учебном заведении. Выявлено, что физическая культура играет значительную роль в профессиональной деятельности студентов, так как одним из наиболее эффективных средств повышения работоспособности в учебном процессе и общественной активности студентов является приобщение их к физической культуре и спорту. Определили цель и задачи для физического воспитания студентов, какие существуют эффективные средства повышения работоспособности в учебном процессе и общественной активности студентов, установили, что лежит в основе физической подготовки к предстоящей трудовой деятельности, разобрали какие первоначальные этапы для становления физической культуры личности должен пройти студент за время обучения в высшем учебном заведении, какие принципы необходимо учитывать при организации труда, а так же узнали, какой оптимальный уровень двигательной активности предлагает доктор педагогических наук М. Я. Виленский для студентов. На основе исследования, проведенного в Иркутском государственном университете путей сообщения в городе Иркутск, выявлено, что занятия физической культурой благотворно влияют на успеваемость, работоспособность и самочувствие студентов.
Ключевые слова: физическая культура, успеваемость студентов, активность, работоспособность, самочувствие, принципы, цель, задачи.
Физическое неотъемлемой обучения . Оно на укрепление и физической . воспитание в тесной занятий, в секциях, , а также во вне учебное и занятий .
физического – формирование личности. Для цели следующих , , развивающих и :
- формирование социальной культуры в и подготовке ее к ;
- овладение знаний и основ и здорового ;
- формирование к физической , образу , самосовершенствования и , в регулярных упражнениями и ;
- системой и навыков, и укрепление , благополучие;
- и психофизических , и свойств , в физической ;
- общей и подготовленности, готовность к профессии;
- творческого деятельности в , и на производстве для и профессиональных [6].
деятельность как самореализация и чертой ее . для этого образовательный в , направленный на и физической , знаний, , , норм , образа .
физической включает :
Мотивационно-ценностный ;
компонент;
.
Все эти компоненты между и физического в себя и . Так же и факторы роль и отношения к физическим [7].
культура роль в студентов, так как их , как , связана со внимания, , интеллектуальной и подвижностью [1].
из средств в учебном и активности приобщение их к и с учетом деятельности - физической ( )..
В основе к предстоящей лежит всестороннее . Это база для самых организма, которые необходимы для качеств, навыков и умений [2].
Процесс в зависимости от , уровня и подготовленности , их квалификации, а с условий и их предстоящей . В наши дни в программы студентов , где физическая – физического . Физическая и молодого – важная сегодня..
В , что студент времени за учебниками как в , так и , то среди них с неудовлетворительным , избыточной , к частым , осанки и , дефектами и отклонениями. .
Для Михаил Яковлевич Виленский, доктор педагогических наук, оптимальный активности: тыс. в сутки, или в день или спортивных .
уровень, т. е. ч в неделю, мин на ежедневную , академические культурой, а физкультурой и учебы, отличное самочувствие, хороший сон и внимательность [5].
На основе проведенных исследований в Иркутском государственном университете путей сообщения в городе Иркутск выяснилось, что 47% студентов занимаются физической активностью 2-4 раза в неделю по 30-60 минут (примерно 2,5 ч в неделю), 19% проводят 15-20-ти минутную утреннюю зарядку каждый день (примерно 2,3 ч в неделю), 13% не занимаются спортивной деятельностью, 11% студентов посещают спортивные клубы 3-5 раз в месяц, а оставшиеся 10% занимаются физической культурой только по расписанию в высшем учебном заведении под контролем преподавателя.
По учебному процессу Иркутского государственного университета путей сообщения занятия ФК длятся 1,5 ч в неделю, что составляет всего 16,6-13,6% от предложенного оптимального уровня физической культурой для студентов. Из этого следует, что для повышения эффективности студентам необходимо самостоятельно уделять физическим нагрузкам минимум 1-1,3 ч каждый день.
Учитывая, что в данный момент студенты ИрГУПСа находятся на дистанционной формы обучения, проведя опрос, выясняется, что двигательная активность студентов снизилась на более, чем 50%, что очень повлияло на учебную успеваемость студентов.
Стоит отметить, что у тех студентов, которые не занимаются физической активностью, имеют постоянные жалобы на головную боль, раздражительность, быструю утомляемость и бессонницу. Все это происходит от того, что организм не получает достаточного количества кислорода из-за отсутствия физических нагрузок, по-другому это называется гипоксией – пониженное содержание кислорода в организме или отдельных органов и тканях, другими словами – кислородное голодание. А это может привести к отмиранию клеток головного мозга, так как головной мозг является самым чувствительным к нехватке кислорода.
За основу характера совершенствования движений, в ходе его . Именно это формирования человека на возможностей для эффективного умений и и ..
Обосновывая эффективности двигательного , рассмотреть индивидом и организации активности. проблемы всего в воспитания. , что этого условия для , проявлению и людей в деятельности. , многообразие организовывать человека с его и потребностями в культуры..
либерализации В.К. Бальсевича, Л.И. , и др., в которых , что результаты человека при более его индивидуальных и социально-психологических . приоритетными в оказываются и формы и , использование с эффективностью отношение к физической . Это предпосылки к его и саморазвитию, а также
Начальным физической является отношения к физической . входит своего и здоровья и свои .
Следующий является преобразовательным. Это собственно и деятельность. Цель по физ. – , в процессе оказать в своем и в физкультурно-оздоровительной . должен уметь оценить развитие, его со своими и контролировать в сфере в соответствии с программы .
образовательный и опыт потенциала фундамент для на — творческий — их .
За время в учебном должен все этапы культуры [6].
педагогическая , что у студентов, в занятия по и проявляющих на достаточно , вырабатывается режима дня, социально и более тонус. Они в коммуникабельны, к сотрудничеству, признание, на критику в . Этой в большей ответственность, , добросовестность, . Они успешно в , требующей организма, им эффективный . Все это на основательное регулярных на характерологические студентов.
физ. культуры важнейшей при в высших . Только , физически может , реализовать цели и обществу.
Список литературы:
Соснин В.П. Влияние оздоровительной физической культуры на организм: Учебно-метод. пособие для студентов / Рубцовский индустриальный институт. – Рубцовск, 2014. – С. 23 – 24
Мусина, С. В. Физическая и умственная работоспособность студентов и влияние на нее различных факторов / С. В. Мусина, Е. В. Егорычева, М. К. Татарников // Известия ВолгГТУ: межвуз. сб. науч. ст. № 5 (43) / ВолгГТУ. – Волгоград, 2008. – вып. 5. – С. 148-150.
Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. – М.: RETORIKA-A: Флинта, 1999. – С. 560.
Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М.: Физическая культура и спорт, 1991. – 224 с.
Остапенко П.В. Физическая культура и физическая подготовка. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 432 с.
Интернет-ресурс: http://isi.sfu-kras.ru/sites/is.institute.sfu-kras.ru/files/Kurs_1.3_FIZIChESKAYa__KULTURA__V__OBShchEKULTURNOY_I_PROF.PODGOTOVKE_STUDENTOV.pdf
Физическая культура: учебн. пособие/ Под общ. ред. Е. В. Конеевой. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 558 с.
Лубышева, Л. И. Концепция формирования физической культуры человека /Лубышева Л.И.; Гос. центр. ин-т физ.культуры. – М. : ГЦИФК, 1992. – 119 с .
Бальсевич В.К., Лубышева Л.И.Физическая культура: молодежь и современность //Теория и практика физической культуры, 1995. – №4. – С. 2-8.