Аннотация: в данной статье проведен анализ физиологических особенностей сердечно-сосудистой системы у детей в пубертатном периоде.
Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, пубертатный период.
Введение. Согласно проведенным исследованиям в пубертатном периоде сердечно-сосудистая система претерпевает значительные изменения.
Исследованию физиологических особенностей сердечно-сосудистой системы подростков посвящено много научных работ.
«Особенности развития сердечно-сосудистой системы у подростков 12-17 лет» - научная статья по наукам о здоровье, авторы Сависько А.А., Гончаров С.Г. [4].
Авторы характеризуют пубертатный период активным ростом и развитием, что приводит к повышенной нагрузке на все органы и системы, в том числе и сердечно-сосудистую систему. Авторы проводят исследование, цель которого было изучение формирования сердечно-сосудистой системы у детей подросткового возраста (12-17 лет). Исследование проводилось при комплексном изучении сердечно-сосудистой системы, учитывался возраст, пол, особенности физического развития. В исследовании приняло участие 225 детей в возрасте 12-17 лет. Рассчитывались показатели центральной гемодинамики - минутный объем (МО), ударный объем (УО) и сердечный индекс (СИ) [4].
Результатами исследования стали данные о том, что у подростков имеются различия в функционировании сердечно-сосудистой системы в соответствии с возрастом и полом.
Авторы делают выводы, о том, что темпы роста и развития тела оказывают влияние на развитие сердечно-сосудистой системы.
«Особенности клинико-функциональных параметров у подростков с различным уровнем артериального давления» авторы научной работы — Усольцева Т. А., Поликутина О. М. [5] анализируют метод велоэргометрии, как метод исследования работы сердечно-сосудистой системы и способ выявления артериальной гипертензии у подростков. Так как повышение артериального давления на физическую нагрузку не является благоприятным признаком, то авторы поставили целью изучение особенностей сердечно-сосудистой системы у подростков с разным уровнем артериального давления.
В исследовании приняло участие 162 ребенка в возрасте 10-18 лет. Методами исследования выступали – антропометрия, измерение АД, оценка физического развития, ЭКГ, ЭхоКГ, велоэргометрия.
Было выявлено, что у подростков с повышенным индексом массы тела (ИМТ), уровень артериального давления был выше. Также по результатам исследования были выявлены особенности гемодинамического обеспечения физической нагрузки в зависимости от пола и уровня АД [5].
У подростков с нормальным уровнем АД толерантность к физическим нагрузкам минимальная, с артериальной гипертензией – максимальная.
Акинина Д.В., Присный А.А. в работе «Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы школьников» отмечают ухудшение здоровья детей и подростков в результате ухудшения экологической обстановки, социального неблагополучия, падения уровня жизни, неполноценного питания [1].
Среди нарушений развития у современных детей имеются дефицит массы тела, снижение выносливости, хронические заболевания. Все симптомы и нарушения усиливаются к периоду полового созревания.
Авторы изучают изменения в сердечно-сосудистой системе в этот период, так как в период активного роста происходит перестройка сердца и крупных сосудов, темпы изменений не всегда совпадают с темпами роста сердца.
Для изучения функциональных показателей сердечно-сосудистой системы были выбраны 112 детей в возрасте 11-13 лет [1].
Методы исследования – частота сердечных сокращений, измерение артериального давления методом Короткова, систолический объем крови, минутный объем кровообращения и работа сердца (расчетным методом), соматометрические показатели.
По результатам исследования было выяснено то, что у детей увеличивается и систолическое и диастолическое давление по мере увеличения возраста. Резкий скачок АД выявлен у мальчиков в 11 лет. Также изменяется частота сердечных сокращений.
В 12 лет у девочек ЧСС учащается, у мальчиков уряжается.
Относительный минутный объем крови с возрастом уменьшается как у мальчиков, так и у девочек.
В ходе эксперимента было выяснено, что в 11-13 лет происходят изменения в миокарде, перестраивается механизм регуляции сердечной деятельности.
В 12 лет у мальчиков происходит нарастание диастолического давления. А у девочек этого возраста увеличивается систолический объем.
Общий вывод по данной работе – для детей 12 лет – это период изменений в работе сердечной мышцы и физиологии сердечного цикла.
«Типологические особенности функционирования сердечно-сосудистой системы у подростков» научная статья по наукам о здоровье, автор научной работы — Гречкина Л.И. [2].
Цель исследования – изучение функциональных показателей сердечно-сосудистой системы подростков мужского пола. В исследовании приняли участие 381 подросток в возрасте 14-17 лет.
Методами исследования были – измерение роста и веса. Показатели кардиогемодинамики определяли у подростков в состоянии покоя в положении тела «сидя» методом объёмной компрессионной осциллометрии с использованием комплекса аппаратно-программного неинвазивного исследования центральной гемодинамики.
По результатам исследования было установлено, что 54,8% имели сердечный тип саморегуляции кровообращения, 33,1% сердечно-сосудистый, а 12,1% сосудистый. Представлена связь показателей гемодинамики с типом саморегуляции кровообращения в каждой возрастной группе [2].
АД у детей с сердечным типом регуляции кровообращения поддерживается более частыми сердечными сокращениями, а у подростков с сосудистым типом за счет высокой мощности сокращения левого желудочка. У подростков, имеющих сердечно-сосудистый тип регуляции, поддержание АД происходит при совместной работе ЧСС и сокращения левого желудочка.
По результатам работы можно проводить мероприятия по выявлению риска заболеваний сердечно-сосудистой системы у подростков и проведения профилактической работы.
«Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и физическое развитие детей и подростков с ограниченной двигательной активностью» диссертация кандидата биологических наук Киамовой Н. И. [3].
Целью диссертационного исследования была сравнительная оценка физического развития подростков 10-15 лет с детским церебральным параличом, особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы таких детей в покое и при дозированной физической нагрузке.
Опытным путем было установлено, что подростки с ДЦП отстают от здоровых сверстников по физическим параметрам.
У девочек раньше проявляется отставание в половом развитии. У детей с ДЦП увеличены показатели ЧСС, диастолического АД, снижение ударного объема крови, пульсового давления в состоянии покоя.
В возрасте 10-14 лет у детей уменьшается минутный объем крови и систолическое АД, а в 14-15 лет отмечается повышение цифр систолического АД.
При пробах с дозированной физической нагрузкой отмечается более низкая реактивность сердечно-сосудистой системы по сравнению со здоровыми подростками.
Сделан вывод о том, что более напряженные периоды роста и развития у подростков с ДЦП связаны с напряженным функционированием сердечно-сосудистой системы как в покое, так и при физической нагрузке.
Таким образом результаты исследования:
- помогают более глубоко понять о работе сердечно-сосудистой системы у детей с детским церебральным параличом.
- подтверждают необходимость оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы, морфологических особенностей физического развития детей и подростков с ограниченной двигательной активностью при организации физкультурно-реабилитационных мероприятий, разработке тренировочных программ, подборе нагрузок и средств физической культуры.
Выводы:
1. В исследованиях работы сердечно-сосудистой системы подростков наиболее часто используются такие методы исследования как – измерение уровня систолического и диастолического АД, подсчет ЧСС, пробы с дозированной нагрузкой (велоэргометрия, тредмил-тест).
2. У детей в подростковый период изменяется работа сердечно-сосудистой системы, появляются половые отличия в функционировании сердца, возможны нарушения работы системы кровообращения, вследствие гормональной перестройки, стремительного роста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акинина, Д.В. Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы школьников [Электронный ресурс]: /Д.В. Акинина, А.А. Присный // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 2. – С. 113-114. - URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3833 (дата обращения: 02.12.2020).
2. Гречкина, Л.И. Типологические особенности функционирования сердечно-сосудистой системы у подростков [Электронный ресурс]: / Л.И. Гречкина // Гигиена и санитария. - 2018 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologicheskie-osobennosti-funktsionirovaniya-serdechno-sosudistoy-sistemy-u-podrostkov (дата обращения: 02.12.2020).
3. Киамова, Н. И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и физическое развитие детей и подростков с ограниченной двигательной активностью [Текст]: дис. канд. биол. наук: 03.00.13 : Казань, 2015. - 135 c. РГБ ОД, 61:05-3/493.
4. Сависько, А.А. Особенности развития сердечно-сосудистой системы у подростков 12-17 лет [Электронный ресурс]/А.А. Сависько, С.Г. Гончаров // Журнал фундаментальной медицины и биологии. – 2015. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-serdechno-sosudistoy-sistemy-u-podrostkov-12-17-let-goroda-rostova-na-donu (дата обращения: 04.12.2020).
5. Услольцева, Т.А. Особенности клинико-функциональных параметров у подростков с различным уровнем артериального давления [Электронный ресурс]: / Т.А. Усольцева, О.М. Поликутина //Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины. – 2014. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kliniko-funktsionalnyh-parametrov-u-podrostkov-s-razlichnym-urovnem-arterialnogo-davleniya (дата обращения: 02.12.2020).
1 Научный руководитель: Драчкова Людмила Николаевна, кандидат географических наук, доцент, заведующая кафедрой географии и гидрометеорологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.