Мультипликация как средство пропаганды в США в годы Второй Мировой войны - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Мультипликация как средство пропаганды в США в годы Второй Мировой войны

Неровная Н.А. 1, Удовин В.С. 1, Побединский Д.Г. 1
1ВУНЦ ВВС "ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тема нашей работы – влияние культуры и искусства на формирование образа врага и поддержание боевого духа армии и мирного населения в годы Второй Мировой войны в странах-союзницах.

На время Второй мировой войны пришелся расцвет американской пропагандистской машины, в состав которой входили Управление военной информации, отдел «моральных операций» Управления стратегических служб и  соответствующие подразделения в вооруженных силах. Этот всплеск был подготовлен интенсивной интеллектуальной работой 1920–1930-х годов. Эти идеи и наработки стали фундаментом, на котором Франклин Рузвельт создал американскую пропагандистскую машину. В демократическом государстве, где нельзя было игнорировать мнение оппозиции, президентской администрации пришлось немало сделать, чтобы подготовить сознание американского общества к участию во Второй мировой войне и соответственно роли великой мировой державы. Как известно, администрация Франклина Рузвельта имела серьезную оппозицию в Конгрессе, а примерно 70 процентов американцев полагали, что после войны наступят тяжелые времена, связанные с безработицей, ростом цен и падением заработной платы. Президенту и его окружению пришлось многое сделать для того, чтобы убедить американцев в необходимости участия в боевых действиях. Пропаганда Управления военной информации на территории США велась всеми доступными средствами массовой информации (печатные издания, радио- и кинопередачи) по максимально широкому направлению: не только «отрицательная» (негативный образ стран «оси»), но и положительная (соответствующий образ США как многонациональной страны, всё население которой, гендерно и профессионально, сплотилось, чтобы помочь сражающимся за демократию). Наиболее важным средством пропаганды, конечно же, являлось радио. К 1940 году 85% домовладельцев имели радиоприемники, а  опрос, проведенный в 1941 году, показал, что американцы предпочитали получать новости из радиовыпусков, но не из прессы.

Другие направления искусства также были вовлечены в пропагандистскую деятельность. Большое влияние на сознание людей оказывала мультипликация. Многие мультфильмы военной поры можно найти в наше время в Интернете по ключевым словам Banned Cartoons – Запрещенные Мультфильмы. Мультфильмы, снятые в нацистской Германии, на современных телеканалах, конечно же, не показывают. Но почему угодили под запрет мультфильмы, созданные нашими союзниками по Антигитлеровской Коалиции? Все просто – в этих мультфильмах совсем отсутствует принятая в современном европейском обществе политкорректность. Например, американские мультфильмы, посвященные японцам, пронизаны расизмом. Японцы в них – тупые кровожадные уродцы, которых надо безжалостно истреблять. А с американскими мультфильмами, посвященными нацистам, есть и другая проблема – в этих мультфильмах чуть ли не в каждом кадре присутствует нацистская символика. А свастики и «балочные кресты» сейчас не слишком жалуют в Северной Америке и Западной Европе. Даже в компьютерных играх на тему Второй Мировой и то свастику сплошь и рядом заменяют на тевтонский крест. Но до введения тотальной цензуры в Интернете пока что не дошло и «запретные мультики Второй Мировой» пока еще можно посмотреть.

В мультипликационном искусстве времен войны можно выделить два основных образа – образ врага и образ союзника.

Образ врага. В военной пропаганде хороши все средства, следовательно, запрещенных приемов, практически, нет. Зритель, слушатель, читатель должен знать, что его страна сражается с воплощением абсолютного зла. Так, Илья Эренбург писал: «Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это — олицетворение ненавистного нам. Наш долг — разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого». Взяв в руки оружие, солдат должен применять его без колебаний по отношению к врагу. Враги – это не люди. Поэтому мультипликация – просто идеальный жанр искусства для военных пропагандистов. Образ врага можно рисовать сколь угодно чудовищным и гротескным. Покажи столь страшного и тупого врага в обычном кино и часть зрителей не поверит. А мультфильм изначально предполагает высокую меру условности. Кстати, политкорректность в современном американском кино совсем не распространяется, например, на террористов. Да и не может распространяться – законы по которым делается военная пропаганда остаются неизменными.

Рассмотрим некоторые мультипликационные фильмы, созданные киностудиями США в годы войны. Первый из них – Bury the Axis (1943) – Закопаем Ось. Этот кукольный мультфильм, снятый в 1943 году американским аниматором Lou Bunin (1904-1994), посвящен лидерам стран Оси (так на Западе именуют Германию, Италию и Японию времен Второй Мировой – они входили в союз под названием Ось Берлин-Рим-Токио). Эти лидеры, разумеется, далеко не самые адекватные люди на свете. Гитлер, например, едва родившись, пристреливает аиста, принесшего его в отчий дом, и сразу же отправляется завоевывать Европу. Его коллеги, правящие Италией и Японией – столь же больны на голову. В финале мультфильма они едут на гигантском многопушечном и многобашенном танке. И по этому стальному монстру, разумеется, никак не могут промахнуться пушки Объединенных Наций.

The Ducktators (1942). Еще один мультфильм посвященный Гитлеру, Муссолини и Тодзио – лидерам стран Оси. На сей раз это выпуск «Веселых Мелодий» компании Warner Bros. На русский язык название этого мультфильма не переводится – в названии в одно слово слиты duck (утка) и dictator. На одной ферме из черного яйца вылупляется усатый утенок, который с ходу начинает орать «Зиг Хайль!» и рисовать свастики. Вскоре к нему присоединяется гусь в черной рубашке и косоглазая уточка. Разумеется, эта компания хочет захватить мир. Но, как легко, догадаться у «дактоторов» из этой затеи ничего не выходит.

Donald Duck. Der Fuehrer's Face (1942) (Дональд Дак. Лицо Фюрера. 1942) Ночной кошмар Дональда Дака. Как бы жилось Дональду Даку в Третьем Рейхе? Ответ однозначен – жилось бы очень плохо. С утра до вечера слушать нацистские марши, любоваться портретами фюрера, работать на военном заводе – на стенку полезешь от такой жизни. Кстати, нацисткой символикой мультфильм просто переполнен – есть даже кактусы и телеграфные столбы в виде свастик.

Tokio Jokio (Токио – Дурацкая Шутка) Если бы этот мультфильм появился бы в эфире хотя бы одного современного американского телеканала, вся Япония вышла бы на демонстрации протеста (а то и японские Силы Самообороны нанесли бы повторный удар по Пирл-Харбору). Мультфильм полон расизма. Японцы в нем показаны предельно глупыми. После просмотра этого мультфильма, непонятно как у них хватает ума надевать кимоно, есть суши и делать себе харакири. Но что поделаешь, во время войны врага надо не только бояться и ненавидеть, над ним можно и посмеяться.

Hitler's Children Education For Death (Дети Гитлера – Обучение Смерти) Классический короткометражный мультфильм студии Уолта Диснея рассказывает о том, как из обычных немецких детей преступный нацистский режим делает безжалостных фанатиков.

Как мы видим, излюбленными героями американских мультипликаторов стали диктаторы – лидеры стран Оси. Своя логика в этом есть. Война не продлится вечно. А после войны с теми же немцами или японцами американцам придется вести дела – торговать, например. И мультфильмы о беспредельной глупости и жестокости немцев и японцев будут не актуальны. А вот мультфильмы о Гитлере, Тодзио и Муссолини можно показывать и после войны. В Советском Союзе была, кстати, аналогичная ситуация. В разгар войны писатель Илья Эренбург придумал афоризм – «Немцы считают себя народом без пространства. Мы сделаем Германию пространством без народа». В конце войны, когда наши войска вступили на территорию Германии, Сталину пришлось опубликовать статью, в которой он объяснял красноармейцам, что товарищ Эренбург слегка погорячился. «Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остается» – писал Сталин.

Что касается образа союзника, то несмотря на тот факт, что до войны американцы охотно торговали с Советским Союзам, в годы первых пятилеток помогали строить заводы и фабрики, продавали даже оружие (прямой предок знаменитой «тридцатьчетверки» - колесно-гусеничный танк американского инженера Уолтера Кристи), русских они все равно не любили. Довоенная пропаганда, боявшаяся распространения коммунистических идей в капиталистическом обществе, формировала негативный образ русского человека. У страшных русских медведи, водка, балалайки и коммунизм. И надо ж такому случится – именно русские стали союзниками американцев во время Второй Мировой. Американским пропагандистам пришлось решать сложную задачу – доказывать простым американцам, что русские – хорошие парни. Таким мультфильмом, в котором изображены русские в виде странных человечков-гремлинов, ведущих борьбу с Гитлером, стал мультфильм Russian Rhapsody компаний Warner Bros. и Merrie Melodies, созданный в 1944 году. До выхода на экран серия называлась "Gremlins from the Kremlin" («Гремлины из Кремля»). Музыкальная тема построена на джазовых вариациях клишированно-«русских» мелодий: «Эй, ухнем» и романса «Очи черные». Фашистские бомбардировщики, направленные на Москву, не могут достичь своей цели, и тогда Гитлер, взбесившись и наорав идиотскую речь, полетел лично бомбить Москву. Но уже над территорией Советского Союза на самолёт пробрались гремлины из Кремля и начали распиливать и развинчивать самолёт прямо в полёте. Когда Гитлер их заметил, он стал гоняться за ними с ножом, но упал в обморок от показанной ему маски Сталина. Затем гремлины выкидывают Гитлера из самолёта, который в конце концов на него падает, образуя могилку. Когда Гитлер пытается из этой могилы выбраться, произнося нечто вроде «Я самый большой псих в мире» (при этом в его образе просматривается карикатурный облик правителя императорской Японии императора Хирохито), главный гремлин бьёт его молотом по голове. Уже тогда американцы не могли себе позволить изображать русских в светлых тонах, но и на откровенную антирусскую пропаганду они ещё не решались. Потому мы были представлены, как странные существа, которые хоть и сражаются с Гитлером, но особой симпатии не вызывают. Смысл такой: русские - вредные уродцы, пугающие врагов Сталиным, но в борьбе с Гитлером даже эти гремлины могут быть полезны.

Правда, по окончании Второй Мировой началась новая война – холодная. И американским мультипликаторам снова пугать пришлось зрителей ужасами коммунизма. Вот характерный пример такого запугивания: Make Mine Freedom (1948) (Сделай меня свободным) Сюжет основан на внушении мысли о том, что свобода – хорошо, а коммунизм – плохо, поскольку при коммунизме все становятся рабами. Просто и доходчиво. Это, кстати, учебный мультик для младших школьников. Сложно поверить, что еще три-четыре года назад в Америке снимали совсем другие мультфильмы о стране, строящей этот ужасный «комьюнизм». Но что поделаешь, кончилась война, кончилась и дружба.

Таким образом, трудно недооценивать роль военной пропаганды в годы Второй Мировой войны и то значительное влияние, которое она оказывала на формирование образа врага в сознании мирного населения и солдат, воюющих с противником на фронте. Все это делало пропаганду мощным оружием информационного воздействия.

Список литературы

1. Зульцман Р. Пропаганда как оружие в войне. https://psyfactor.org/propaganda4.htm (дата обращения 10.12.2020)

2. Пропагандистские мультики союзников и Германии времён Второй Мировой. https://pikabu.ru/story/propagandistskie_multiki_soyuznikov_i_

germanii_vremyon_vtoroy_mirovoy_ch_1_4214999 (дата обращения 15.11.2020).

3. Русская рапсодия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_рапсодия (дата обращения 1.12.2020)

4. Суржик Д.В. Мы будем сообщать вам правду. https://histrf.ru/uploads/media/default/0001/36/926245b4b1a1d09139fb587c22bb290509816d48.pdf (дата обращения 30.11.2020)

Просмотров работы: 158