ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Федькушева М.Г. 1, Лебедева М.П. 2
1Северный Арктический Федеральный Университет
2Северный Арктический Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые педагогические аспекты использования бега среди студентов в организации самостоятельных занятий по физической культуре оздоровительной направленности.

Ключевые слова: здоровье, бег трусцой, бег с аэробной пульсовой нагрузкой, интервальный бег, спринтерский бег, фартлек, объём и интенсивность нагрузки.

Anatation

The article discusses some of the pedagogical aspects of the use of running among students in the organization of independent classes in physical culture of health related orientation.

Keywords: health, jogging, aerobic pulse jogging, interval jogging, sprint running, fartlek, volume and intensity of the load.

Введение. Бег является одним из самых доступных, простых средств оздоровительной физической культуры. Регулярные и систематичные тренировки, включающие в себя пробежки, приносят человеческому организму огромную пользу. Так как бег позволяет задействовать почти все части мышечного аппарата, его считают самым эффективным физическим упражнением [4].

Занятия физической культурой, в том числе бегом, способствуют воспитанию привычки к здоровому образу жизни и самодисциплины. Беговые упражнения повышают физическую и умственную работоспособность, укрепляют организм занимающихся. В нашей статье мы рассматриваем оздоровительный бег как эффективное средство восстановления организма, применяемое на самостоятельных занятиях студентов.

Цель данной работы рассмотреть особенности использования оздоровительного бега в организации самостоятельных занятий студентов физическими упражнениями.

Задачи работы: 1) определить значимость бега как средства оздоровления студентов, 2) рассмотреть виды бега и особенности их использования для оздоровления организма и повышения физической работоспособности, 3) дать рекомендации для студентов по использованию бега при организации самостоятельных занятий оздоровительной направленности, 4) провести социологический опрос среди студентов об использовании бега на самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Материалы и методы исследования: в работе использовался метод изучения научной и методической литературы по данной проблематике. Мы провели опрос среди n студентов САФУ, посещающих занятия физической культуры.

Результат исследования и их обсуждения. В настоящее время из-за загруженности в учебной деятельности у студентов возникла острая проблема сохранения и укрепления здоровья. Поток «болезней цивилизации» – сердечно-сосудистых и эндокринных – стремительно растет среди студентов. Необходимость предупредить заболевание путем проведения профилактических мероприятий – стала основной задачей сегодняшнего дня для студентов [3]. Известно, что причиной многих заболеваний является недостаток двигательной активности студентов. А это приводит, в первую очередь, к детренированности опорно-двигательного аппарата, увеличению массы тела [5].

Существует большое количество факторов, снижающих уровень здоровья у студентов: перенесенные болезни, употребление алкоголя и курение табака, влияние неблагоприятных условий жизни и труда, нерациональное питание, нарушение режима труда, отдыха и сна, частые эмоциональные перенапряжения, загрязнение окружающей среды (воды, земли, воздуха), злоупотребление лекарственными средствами и т.д.. На одном из первых мест стоит такой фактор снижения здоровья, как недостаточная двигательная активность.

Устойчивое снижение здоровья – главная проблема студентов. Снижение физической нагрузки, снижение иммунитета и адаптационных механизмов - результат большого объема учебной нагрузки при нехватке времени. Но, несмотря на недостаток времени, у студентов возрастает популярность занятий в оздоровительных спортивных секциях, где возможно воспитание ответственного отношения к здоровому образу жизни и понимание необходимости ежедневной двигательной активности [6].

Оздоровительный бег – эффективное средство в оздоровительной физической культуре. Положительное влияние оздоровительного бега на занятиях по физической культуре на здоровье студентов заключается в совершенствовании приспособительных механизмов организма, на снятии нервно-психического перенапряжения, улучшении процессов обмена веществ и кровоснабжения тканей и органов. Все это положительно влияет и отображается на общем физическом состоянии, самочувствии и работоспособности студентов. Бег способствует пробуждению сознания, воспитанию воли и появлению веры в свои силы [2].

В основе оздоровительного влияния бега лежит развитие изменений в организме, способствующих развёртыванию механизма общей адаптации и эффективности осуществления её задач [2]. Поэтому оздоровительный бег всё шире применяется как средство профилактики и лечения детренированности опорно-двигательного аппарата у студентов, лишивших себя оптимальной двигательной активности. Занятия оздоровительным бегом проводятся в спокойном ритме, без особой нагрузки. Нужно бежать как бежится, получать от этого процесса самоудовлетворение, тогда будет виден положительный эффект в физическом и психологическом плане.

Главное, что привлекает студентов использовать бег на занятиях по физической культуре – это возможность восстановить и укрепить здоровье человека, а не устанавливать рекорды на беговой дорожке [5]. Известно, что занятия оздоровительным бегом приводят к значительным изменениям в организме студента, происходящем на генетическом и молекулярном уровне. В широком ряду различных видов физической культуры и спортивной деятельности, развивающих силу, скорость, ловкость и выносливость, оздоровительный бег занимает особое, специальное место: он прост, доступен и обладает самым высоким коэффициентом полезного действия. Кроме того, систематичные занятия оздоровительным бегом приводят студента к здоровому образу жизни, рациональному питанию, закаливанию и использованию различных видов оздоровительного бега на самостоятельных занятиях по физической культуре [7].

Оздоровительный бег классифицируют в зависимости от вида тренировок, от местности, где проводятся самостоятельные занятия физической культурой, от целей самостоятельных занятия физической культурой.

В зависимости от вида тренировок оздоровительный бег подразделяется на бег трусцой, бег с аэробной пульсовой нагрузкой, интервальный бег, спринтерский бег, фартлек [1]. Рассмотрим особенности каждого вида бега.

Бег трусцой («gogging» - бег) – вид оздоровительного бега, при котором поддерживаются умеренность темпа (7-9 км/ч) и не широкие шаги. Этот вид беговой активности часто используют для восстановительной тренировки. Особенностью бега трусцой является то, что организм работает исключительно в аэробном режиме, то есть все органы хорошо насыщаются кислородом. Это помогает успокоиться, способствует снятию стресса, развитию выносливости, укреплению сердечно-сосудистой системы.

Бег с аэробной пульсовой нагрузкой – вид оздоровительного бега, при котором обязателен контроль над пульсом. Этот вид беговой активности подходит для интенсивных тренировок. Особенностью бега с аэробной пульсовой нагрузкой является то, что удары пульса должны находиться в интервале (115-125 уд/мин). Такой бег способствует сжиганию калорий, оказывает тонизирующее действие на мышцы, повышает объем стимулирующих ударных нагрузок, которые при правильной дозировке способствуют укреплению костей и суставов.

Интервальный бег – вид оздоровительного бега, при котором чередуются увеличение темпа в виде быстрого бега и снижение темпа до восстановительного путем бега трусцой или шага с заданными интервалами отдыха и интенсивной работы (например: 30 сек/1 мин). Этот вид беговой активности подходит для силовых тренировок и тренировок на выносливость. Особенностью интервального бега является то, что процесс тренировки постоянно варьируется между аэробным и анаэробным режимом. Такой бег полезен для роста спортивных показателей, так как чередование быстрого бега с бегом трусцой или обычным шагом тренирует физическую выносливость.

Спринтерский бег – вид оздоровительного бега, особенностью которого являются короткие беговые дистанции: 30, 60, 100, 200, 400 м и развитие анаэробных способностей. Главная задача — пробежать отведенный отрезок дистанции максимально быстро. Этот вид бега используют в оздоровительном фитнесе в качестве лучшего средства для жиросжигания.

Фартлек («fartlek» - игра скоростью) — вид оздоровительного бега, при котором происходит чередование разных скоростных режимов бега, а сам бег проводится по пересеченной местности. Особенностью фартлека является то, что одновременного развиваются анаэробные и аэробные способности, так как надо бежать иногда быстро, иногда медленно, иногда переходить на шаг. Этот вид беговой активности в силу изменения бегового ландшафта, хорошо развивает координацию, ловкость, укрепляет голеностоп и расширяет его функциональные возможности [1].

Рассмотрим виды оздоровительного бега в зависимости от местности, где проводятся самостоятельные занятия

Бег по прямой трассе. Данный вид беговой активности включает в себя следующие особенности техники: 1) минимальный наклон туловища вперед, сохранение осанки; 2) расслабленный пояс верхних конечностей, отсутствие напряжения, закрепощения в плечевых суставах; 3) постановка ноги на опору на переднюю часть стопы (ориентировочно под проекцией общего центра тяжести); 4) спокойное произвольное ритмичное дыхание через нос при поддерживающем режиме беговой аэробной тренировки, а также через нос и полуоткрытый рот при развивающем режиме аэробной беговой тренировки.

Бег в гору включает в себя следующие особенности техники: шаг становится чуть короче, увеличивается наклон туловища вперед и нагрузка на мышцы голени и стопы.

Бег под гору включает в себя следующие особенности техники: удобнее бежать, ставя ногу с пики, сделав шаг чуть больше, амортизационная функция коленного сустава значительно усиливается.

Бег по пересеченной местности включает в себя следующие особенности техники: так как не всегда есть возможность передвигаться прямолинейно, поэтому возможны значительные колебания общего центра тяжести как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости.

Бег по виражу против часовой стрелки. Данный вид активности включает в себя следующие особенности техники: проводится с достаточно высокой скоростью, поэтому для преодоления действия центробежной силы необходимо наклонить туловище влево, стопы ставить с небольшим поворотом влево; правая рука двигается больше вглубь, левая - наружу; выход из поворота на прямую сопровождается плавным уменьшением наклона.

В зависимости от целей самостоятельных занятий физической культурой, применяются различные беговые упражнения. В качестве примера можно привести следующие.

«Бег с захлестом голени» и «бег на прямых ногах» формируют навык бега на передней части стопы.

«Семенящий бег» формирует навыки бега с расслабленным поясом верхних конечностей. Перемещение вперед осуществляется на передней части стопы за счет мелких «семенящих шагов», но положение рук при этом другое. Они расслаблены и полностью разогнуты в локтевом суставе. При таком положении рук легче контролировать их напряженность [7].

Выбирая вид оздоровительного бега для самостоятельных занятий физической культурой, студенту необходимо учитывать величину нагрузки. Нагрузка в оздоровительном беге складывается из трех компонентов: объем, продолжительность и интенсивность.

Объем нагрузки равен количеству километров, пробегаемых студентом за одно занятие в недельном и месячном циклах тренировки [2].

Продолжительность тренировок по оздоровительному бегу в первые недели занятий зависит от ряда факторов: физического состояния здоровья, психо - эмоционального настроения и др. Время бега определяется по самочувствию студента, но при любых обстоятельствах первые пробежки должны быть не больше 12-15 минут. Бег следует начинать после ускоренного шага в течение 5-6 минут. Заканчивать его также рекомендуется ходьбой и через 2-3 минуты выполнять упражнения для нормализации дыхания, укрепления осанки и расслабления. Продолжительность бега каждую неделю можно увеличивать на 1-2 минуты, при этом сохранять тот же темп. Если организм студента положительного отреагирует на беговую нагрузку, то через 2-3 месяца рекомендуется постепенно увеличивать дистанцию. При хорошем самочувствии через 5-6 месяцев можно бегать до 30 минут [5].

Интенсивность воздействия нагрузки зависит от скорости бега и определяется частотой сердечных сокращений (ЧСС). Бег для студентов должен быть с такой нагрузкой, которая вызывает увеличение частоты сердечных сокращений от 130 до 150 ударов в минуту. Нагрузка в данном режиме способствует положительным изменениям в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы занимающихся и повышению общего уровня их соматического здоровья. Также, такая нагрузка развивает и поддерживает работоспособность сердца и ведет к дальнейшей эффективной капилляризации мускулатуры. Для самостоятельно тренирующихся студентов бег в таком режиме является основным видом оздоровительного бега, так как увеличивается ударный объем сердца и укрепляется сердечная мышца [8].

В практической части нашей статьи мы провели опрос среди студентов с целью выявить основные причины, по которым одна часть студентов использует, а вторая - не использует бег как средство оздоровления на самостоятельных занятиях физической культурой.

Из 100 % опрошенных студентов, 68,8% студентов используют, а 31,2% - не используют бег на самостоятельных занятиях физической культуры оздоровительной направленности (рис. 1). Как показал опрос, основные причины занятия оздоровительным бегом являются: укрепление здоровья и профилактика заболеваемости (60,9%), стремление улучшить свою физическую форму (52,2%), повышение работоспособности (47,8%), увеличение резервных возможностей организма (47,8%), улучшение выносливости и тренированности (43,5%) и нейтрализация отрицательных эмоций (30,4%) (рис. 2). Основные причины, по которым студенты не используют бег на самостоятельных занятиях физической культуры оздоровительной направленности, являются: быстрая усталость (62,5%), неэффективное влияние бега на организм (62,5%), нежелание (лень) (50%) и неосведомленность о пользе и возможностях оздоровительного бега (37,5%) (рис. 3).

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Вывод. Значимость бега как средства оздоровления очень велика для студентов, так как бег укрепляет здоровье и способствует улучшению работоспособности как умственной, так и физической. Студент в праве сам выбирать, каким видом бега ему заниматься: фартлеком, спринтерским или интервальным бегом, бегом с аэробной нагрузкой или бегом трусцой. Самое главное в выборе вида оздоровительного бега является грамотная оценка своих возможностей. Студенты должны помнить, что эффект от тренировок возможен только при соблюдении техники оздоровительного бега и при правильном контроле самочувствия. Как показал социологический опрос, основной эффект оздоровительного бега – это укрепление здоровья и профилактика заболеваемости, а основные причины, по которым студенты не используют оздоровительный бег – это быстрая усталость, являющаяся последствием детренированности опорно-двигательного аппарата, и неэффективное влияние бега на организм, вызванное несоблюдением техник оздоровительного бега.

Список литературы:

1. Алиев С.М. Виды бега и из влияние на здоровье человека. Тольятти - Тольяттинский государственный университет: ТГУ, 2015. – 4 с.

2. Балакин Ю.П. Оздоровительный бег как эффективное средство в оздоровительной и адаптивной физической культуре. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2015. – 3 с.

3. Голенко А.С., Кузьмина Л.И. Технология использования оздоровительного бега на уроках физической культуры. // Педагогика, психология и методико-биологические проблемы физического воспитания и спорта / сборник научных работ под ред. проф. Ермакова С.С. - Харьков: ХДАДИ (ХХПИ), 2000 - №6. – 71-74 с.

4. Куфтырёв А. Как развить и увеличить выносливость в беге. [Электронный ресурс]. URL: https://marathonec.ru/vynoslivost-v-bege/ (дата обращения: 19.09.2019)

5. Попичев М.И., Носов Ю.А. Техника бега для оздоровления студентов и методика адаптации организма к заданной нагрузке. – Крым: Крымский юридический институт Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого, 2009. – 4 с.

6. Симоненков В.С. Бег как средство повышения общей выносливости студентов ВУЗов. -Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2015. – 5 с.

7. Устинов И.Е. Особенности регулирования нагрузки в оздоровительном беге. – Санкт-Петербург: СПбГУСЭ, 2013. – 6 с.

8. Устинов И.Е., Кириллова Е.Г., Кочергина А.А. Аэробные средства оздоровления студентов. – Санкт-Петербург: СПбГУСЭ, 2012. – 11 с.

 

Просмотров работы: 433