КЛАССИФИКАЦИЯ СИТУАЦИЙ И ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

КЛАССИФИКАЦИЯ СИТУАЦИЙ И ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Чинишвили В.В. 1
1Новороссийский филиал Финуниверситета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждая организация в своей деятельности встречается с множеством проблем. Это связано с изменчивостью, как во внутренней, так и во внешней среде. Наш век характеризуется ускорением этих изменений, поэтому, чтобы организация была конкурентоспособной, ей важно успевать за темпом общего развития и справляться с проблемами как можно эффективнее. В этом помогает тщательный анализ видов ситуаций и проблем, с которыми может столкнуться организация во время своего цикла жизнедеятельности.

Существует множество классификаций проблем и ситуаций, возникающих в организации. Это объясняется тем, что сами проблемные ситуации многообразны и изменчивы. Их описывают различными способами, с многообразных точек зрения, каждый предлагает методы их разрешения [5]. Также многообразие классификаций можно связать с тем, что проблемы уникальны для каждого предприятия.

Базовая классификация разделяет проблемы по нескольким критериям:

1. Степень важности. Чем важнее проблема, тем больше усилий будет затрачено на ее устранение и тем более четкими и организованными в подготовке к принятию решения должны быть действия.

2. Степень срочность решения проблемы. Срочная проблема решается, как правило, в условиях большей неопределенности, чем проблема, которая не нуждается в быстром решении.

3. Характер принятия решений: индивидуальный, коллективный. Индивидуальный способ характеризуется взятием на себя полной ответственности за принятое решение одним человеком. Он должен обладать определенными компетенциями, навыками и опытом, чтобы эффективно управлять организацией в условиях решения проблемы. Коллективный способ эффективен при решении крупных проблем, когда требуется рассмотрение ситуации с нескольких точек зрения.

4. Кратность принятия решений: однократное, многократное. Если решение принимается однократно, то, скорее всего, оно рассчитано на длительный период и имеет за собой большие последствия. Действия по решению проблем, проявляющиеся многократно могут быть периодическими и непериодическими. В первом случае, это запланированные действия, которые помогают предотвращать появление проблем. Во втором случае, непериодические действия возникают непосредственно при появлении проблем [2].

Еще одну классификацию проблем представил Герберт Александер Саймон, американский учёный в области социальных, политических и экономических наук, один из разработчиков гипотезы Ньюэлла — Саймона, работал в основном над фундаментальными исследованиями организационного поведения и процессов принятия решений [4]. Он выделял три типа проблем, которые могут возникнуть в организации:

Структурированные проблемы – количественно сформированы, в которых все зависимости могут быть выражены в цифрах и символах, а в итоге есть возможность сделать численную оценку. Например, при экстенсивном типе воспроизводства проблему увеличения объема производства можно решить только при увеличении массы ресурсов, используемых для этого. Связь между проблемой и ее решением точно определена показателями объема, которые нужно рассчитать и привести в действие.

Слабоструктурированные проблемы – проблемы, при решении которых неизвестных и неформализуемых факторов намного больше, чем известных, то есть преобладает неопределенность. Примерам таких проблем можно назвать экономическую оценку воздействия деятельности предприятия на окружающую среду.

Неструктурированные проблемы – это те проблемы, которые максимально неопределенны. Чаще всего их решение влияет на долгосрочную перспективу, что и связано с невозможностью предугадать все последствия. Например, составление прогноза развития отрасли, в которой работает организация или определение результатов вложений в рискованный проект, все это является неструктурированными проблемами и ситуациями. При их решении используют методы, основанные на опыте и интуиции экспертов [3].

Классификация, представленная Саймоном, помогает проанализировать сложную ситуацию, а также выбрать наиболее эффективный способ для разрешения проблем.

Другая классификация позволяет определить степень индивидуальности проблемы. Насколько особенной она является или же для нее уже давно разработаны четкие указания? Ее предложил Питер Фердинанд Друкер – американский учёный австрийского происхождения, теоретик менеджмента, рассматривающий менеджмент не как точную науку, а как особую философию [1]. Он выделял четыре типа проблем:

Общие проблемы, которые характерны и для организации, и для отрасли в целом. К такой проблеме можно отнести зависимость объема урожая, который получит организация, выращивающая пшеницу, от погодных условий.

Общие проблемы, которые характерны только для организации, но нетипичны для всей отрасли. К примеру, нахождение недостатков в совершенно новом методе обработки сырья, предложенном работником определенной компании. Никто в отрасли не мог столкнуться с такой проблемой, так как данная методика еще не применялась.

Уникальные проблемы, некие исключительные случаи, как для отрасли, так и для организации. Например, ситуация, когда предприятие по выращиванию пшеницы теряет весь урожай из-за засухи. Эта проблема уникальна и редка как для сельскохозяйственной отрасли, так и для любой организации, работающей в ней.

Проблемы, с первого взгляда кажущиеся уникальными, но по своей сути являющиеся лишь первым признаком более крупной проблемы [6].

Проблемы, относящиеся ко всем типам, кроме уникальных, преодолеваются с помощью общих решений, стандартных правил и методов. Главной задачей руководителя становится правильное приспособление определенного принципа к ситуации.

Уникальные проблемы требуют уникальных решений. Их решение строго индивидуально. Разработка определенных правил и методов практически невозможна в таких случаях. Однако действительно уникальные проблемы появляются нечасто. Большинство проблем можно устранить с помощью стандартных схем.

Итак, проблемы в деятельности организаций будут возникать всегда, поэтому, чем больше изучена эта тема, тем проще будет с ними справляться. Сложную ситуацию важно проанализировать, определить, к какому типу она относится, и разработать пути выхода. Для этого управляющий должен быть гибким, опытным, разносторонним и стойким. Все эти качества помогут преодолеть проблемный момент с наименьшими потерями.

Список литературы:

Бородина А.В. Менеджмент и управление бизнесом как философия: общее в особенном (Питер Друкер, Коносуке Мацусита, Мэри Кэй Эш)/ А.В.Бородина – АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА материалы IV Международной научно-практической заочной конференции. Тверской государственный университет. - 2017г. стр. 27-35. (Электронный доступ – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28850110)

Материалы сайта Info management – Классификация проблем и решений/ URL: http://infomanagement.ru/referat/111/3 (Дата посещения 06.12.2020).

Материалы сайта Kgau – Организационные и методические основы исследования/ URL: http://www.kgau.ru/distance/resources/nauka_v_apk/01-01.html (Дата посещения 07.12.2020).

Материалы сайта ru.wikipedia.org – Саймон, Герберт Александр/ URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B9%D0%BC%D0%BE%D0%BD,_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80 (Дата посещения 06.12.2020).

Материалы сайта studref – Классификация проблем/ URL: https://studref.com/358863/menedzhment/klassifikatsiya_problem (Дата посещения 05.12.2020).

Материалы сайта Учебники онлайн – Классификация проблемы/ URL: http://uchebnikirus.com/menedgment/menedzhment_-_piter_druker/klassifikatsiya_problemy.htm (Дата посещения 07.12.2020).

Просмотров работы: 870