Аннотация. Проблема сохранения и укрепления здоровья студентов является одной из актуальных на сегодняшний день. Одним из интегральных показателей уровня индивидуального здоровья является показатель биологического возраста человека. Проведено исследование по определению биологического возраста студентов . В исследовании приняло участие 4 юношей и 8 девушек 2 курса биоэкологов ОмГПУ в возрасте 19-22 лет. Оценен биологический возраст в зависимости от пола.
Ключевые слова: биологический, возраст, пол, паспортный, старение, здоровье, самооценка.
Введение.
Здоровье нации - категория экономическая, политическая, определяющая социальную стабильность. Только здоровые люди могут производить материальные блага, успешно учиться и стать работоспособными специалистами. За годы реформирования государственной системы демографическая ситуация в Украине заметно ухудшилась. Растет смертность и заболеваемость, снижается рождаемость и трудоспособный возраст.
Анализ научно-методической литературы свидетельствует, что в последние время среди студенческой молодежи прослеживается тенденция к снижению уровня здоровья, уровня двигательной активности, к преобладанию пассивного способа жизни.
Одним из основных направлений сохранения здоровья студентов является решение профилактической задачи по осуществлению первичной диагностики факторов риска. Существенную помощь в этом может и должно оказать физкультурное образование.
На занятиях по физическому воспитанию студенты могут научиться не только умениям и навыкам правильно двигаться и выполнять различные упражнения, но и овладеть знаниями по самоконтролю показателей здоровья, пониманию связи того, как законы биологии, химии, физики, математики преломляются в нашем теле, определяют его физическое состояние и работоспособность.
В диагностике уровня индивидуального здоровья человека важным является наличие интегральных критериев его оценки. Одним из таких критериев является показатель темпа биологического старения. Он может служить достаточно точным показателем и характеризовать состояние здоровья и эффективность адаптации к необычным экологическим и профессиональным условиям (Войтенко В.П., 1982).
Биологический возраст является интегральным показателем уровня индивидуального здоровья человека, характеризующим функциональные, регуляторные и адаптационные особенности организма. Для растущего организма значительное опережение или отставание биологического возраста по отношению к календарному может интерпретироваться как признак снижения уровня здоровья человека, его функциональных резервов. Однако два человека одного календарного возраста существенно отличаются по интенсивности возрастного износа физиологических функций.
В настоящие время известные доступные методы определения биологического возраста не позволяют измерить степень молекулярно-генетического "износа" (абсолютную оценку БВ человека) вызванного ухудшением функциональной деятельности организма человека, но существует ряд общепринятых доступных методик, позволяющих определить относительный биологический возраст человека который остается одним из более достоверных показателей жизнеспособности.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы - определить степень и темпы старения организма студентов 2 курса, имеющих разный недельный объем уровня двигательной активности.
Методы исследования: анализ литературных источников, методы определения функционального состояния организма (определения артериального давления, проба Штанге, определение времени статической балансировки), определение массы тела, анкетирование, методы математической статистики.
В исследовании взяли участие 4 юношей и 8 девушек студентов 2 курса биоэкологов ОмГПУ. Все студенты относятся к основной группе и на время проведения исследования не имели противопоказания к занятиям.
Результаты исследований.
Изучение литературы по теме исследование позволило выявить несколько методик для определения биологического возраста человека. Нами была выбрана и использована методика В.П.Войтенко.
Для расчета БВ использовали следующие формулы:
Формулы для расчета БВ (ФБВ):
Мужчины: ФБВ= 44,3 + 0,68 хСОЗ + 0,40х АДС - 0,22 хАДД - 0,004 хЖЕЛ - 0,11 хЗДВ + 0,08 хЗДВыд - 0,13 хСБ
Женщины: ФБВ= 17,4 + 0,82х СОЗ + 0,005х АДС + 0,16 хАДД + 0,35 хАДП - 0,004 хЖЕЛ + 0,04 хЗДВ - 0,06 хЗДВыд - 0,11х СБ
Формулы для расчета должного БВ (ДБВ):
Мужчины: ДБВ = 0,661 х КВ + 16,9
Женщины: ДБВ = 0,629 х КВ + 15,3
Где:
КВ – календарный возраст, лет.
Используемые буквенные сокращения имеют следующую расшифровку:
биологический возраст (БВ)
календарный возраст (КВ)
масса тела (МТ) в кг
артериальное давление (АД): систолическое (АДС) и диастолическое (АДД);
величину пульсового (АДП) давления
задержка дыхания после глубокого вдоха (ЗДВ в сек)
показатель реакции (ПР) частоты сердечных сокращений (ЧСС)
задержка дыхания после глубокого выдоха (ЗДВыд в сек.);
жизненная емкость легких (ЖЕЛ, в литрах )
должная ЖЕЛ (ДЖЕЛ )
статическую балансировку (СБ в сек.);
самооценки здоровья (СОЗ, в баллах )
фактический биологический возраст (ФБВ)
должный биологический возраст (ДБВ)
В результате проведенных исследований были получены следующие результаты.
Таблица 1.
Сводная таблица оценки параметров, характеризующих биологический возраст
ИО |
МТ |
АДП |
АДС |
ЗДВд |
СБ |
СОЗ |
КВ |
ФБВ |
ДБВ |
ФБВ/ ДБВ |
Кристина Игоревна |
55 |
55 |
125 |
107 |
35 |
7 |
19 |
50 |
27 |
1,85 |
Канат Кайратович |
88 |
54 |
125 |
61 |
70 |
5 |
19 |
68 |
29 |
2,34 |
Мария сергеевна |
72 |
38 |
118 |
67 |
57 |
6 |
19 |
56 |
27 |
2,07 |
Александр Иванович |
71 |
45 |
115 |
68 |
66 |
5 |
19 |
56 |
29 |
1,93 |
Эльмира Жанбековна |
47 |
70 |
110 |
40 |
51 |
9 |
19 |
33 |
27 |
1,2 |
Вероника Сергеевна |
57 |
50 |
120 |
62 |
35 |
13 |
19 |
61 |
27 |
2,25 |
Дарья Николаевна |
63 |
40 |
120 |
45 |
50 |
9 |
22 |
46 |
29 |
1,5 |
Виктория Викторовна |
59 |
33 |
106 |
41 |
35 |
7 |
19 |
43 |
27 |
1,59 |
Екатерина Андреевна |
62 |
120 |
73 |
51 |
185 |
5 |
19 |
26 |
27 |
0,9 |
Матвей Андреевич |
110 |
48 |
125 |
64 |
60 |
6 |
19 |
72 |
29 |
2,43 |
Станислав Андреевич |
66 |
42 |
126 |
76 |
134 |
3 |
19 |
54 |
29 |
1,86 |
Мария Сергеевна |
59 |
62 |
116 |
67 |
39 |
6 |
19 |
54 |
27 |
2 |
Проанализировав результаты исследования, мы вычислили разницу в процентах между календарным и биологическим возрастом. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Сравнительная характеристика календарного и биологического возраста у юношей и девушек
Пол |
календарный возраст (КВ), лет |
биологический возраст (БВ), лет |
разница, лет |
разница в % |
субъект. оценка здоровья (СОЗ) |
юноши |
19 |
63 |
44 |
70 |
5 |
девушки |
19 |
46 |
27 |
59 |
8 |
Проведенное исследование показало признаки преждевременного старения во всех исследуемых группах студентов. Наибольший уровень старения был определен у юношей. При среднем календарном возрасте 19 лет их биологический возраст достигал 63 года, что превышало календарный на 44 года или на 70%.
Девушки имеют более низкий темп старения по сравнению с юношами. Их средний биологический возраст превышает календарный на 27 лет, что составляет 59%.
Индекс субъективной оценки здоровья (СОЗ) является информативным критерием для оценки количества хронических заболеваний, имеющихся у человека и согласно разработанной В.П.Войтенко и др. (1984) методики резко увеличивается по мере старения. У людей разного пола исходное распределение показателя СОЗ и его возрастная динамика неодинакова. Наименьший показатель СОЗ был определен у юношей, он равен 5-и.
В процессе работы была проведена оценка темпов старения в исследуемых группах.
Таблица 3.
Оценка темпа старения студентов
Разница, лет |
Темп старения |
Количество человек, % |
|
Юноши (n = 4) |
Девушки (n = 8) |
||
от -15 до -10 |
резко замедленный |
0 |
0 |
от -8,9 до -3 |
замедленный |
0 |
0 |
от -2,9 до +2,9 |
биологический возраст равен паспортному |
0 |
0 |
от +3 до +8,9 |
ускоренный |
0 |
12,5 |
от +9 до +15 |
резко ускоренный |
100 |
87,5 |
Анализ БВ показал, что ни в одной из групп нет студентов, имеющих резко замедленный и замедленный темп старения. Также нет ни одного человека, чей возраст был бы равен паспортному. Ускоренный темп старения имеют 0% юношей и 12,5% девушек. И основная часть исследуемых студентов имеют резко ускоренный темп старения 100% юношей и 87,5% девушек.
Выводы.
Результаты, полученные в процессе исследования на основе относительных оценок БВ показали, меньшую скорость (темп) старения у девушек по сравнению с юношами. Это согласуется с общим мнением геронтологов, что женщины стареют медленнее и живут дольше на 6 - 8 лет, что отражает у первых более медленное снижение жизнеспособности по мере старения. В этой связи предположение о взаимном соответствии относительных и абсолютных оценок БВ можно считать непротиворечащим фактам.
Расчет биологического возраста студентов показал, что у юношей он превышает календарный в среднем на 44 года, а у девушек на 27 лет.
Проявленный студентами большой интерес к методу, чрезвычайно важен в плане приобретения практического навыка, позволяющего оценить уровень своего собственного здоровья и задуматься о необходимости ориентации на здоровый образ жизни.
Использование этой методики в повседневной практике позволит активизировать профилактического направления в физическом воспитании, что является актуальным в плане улучшения уровня индивидуального здоровья и качества жизни современного человека.
Литература:
1. Ахаладзе Микола Георгiйович. Оцiнка темпу старiння, стану здоров'я i життездатностi людини на основi визначення бiологiчного вiку: дисс... д-ра наук: 14.03.03 / Микола Георгiйович Ахаладзе. - Киiв, 2007. - 284 с.
2. Булич Э.Г. Здоровье человека / Э.Г. Булич, И.В. Муравов. - К.: Олимпийская литература, 2003. - С. 276-277.
3. Булич Э.Г. Современные достижения науки о здоровье / Э. Булич // Теория и практика физической культуры и спорта. - 2004. - №1. - С. 62- 63.
4. Грибан Г. Аналiз стану здоров'я студентiв вищих навчальних закладiв / Г. Грибан, Т. Кутек // Спортивний вiсник Приднiпров'я. - 2004. - №7. - С. 130-132.
5. Романенко В. Стан здоров'я студенток вищих навчальних закладiв гуманiтарного профiлю / В. Романенко, А. Драчук // Молода спортивна наука Украiни. - 2004. - Вип.8. - Том. 3. - С. 30-36.
6. Соколова Н.И. Организационные основы управления здоровьем на региональном уровне / Н.И. Соколова // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2003. - №4. - С. 77 - 86
7. Калiнкiна О.М. Дослiдження можливостi використання показника бiологiчного вiку для визначення впливу стану навколишнього середовища на здоров’я людей / О.М. Калiнкiна // Охорона навколишнього середовища та рацiональне використання природних ресурсiв: матерiали VI Мiжнародноi науковоi конференцii студентiв, магiстрантiв та аспiрантiв. - Донецьк, 2007. - C. 134 - 135.
8. Лошицька Т.I. Бiологiчний вiк та темпи старiння органiзму студентiв / Т.I Лошицька // Педагогiка, психологiя та мед.-бiол. проблем фiзичного виховання та спорту. - 2010. - №7. - С. 51-53.
9. Присяжнюк С.I. Взаемозв’язок бiологiчного вiку та стану фiзичноi пiдготовленостi студентiв Нацiонального аграрного унiверситету / С. Присяжнюк // Теорiя i практика фiзичного виховання. - №1. - 2004. - С. 21 - 25.
10. Присяжнюк С.I. Проблема здоров’я та фiзичноi пiдготовленостi студентськоi молодi аграрних вищих навчальних закладiв / С.I. Присяжнюк, В.П. Краснов, Н.Б. Федорина // Педагогiка, психологiя та медико-бiологiчнi проблеми фiзичного виховання та спорту. - 2003. - №17. - С. 52-56.
11. Церковная Е.В. Основные тенденции в динамике состояния здоровья студенческой молодежи и необходимость новых подходов к его сохранению / Е.В. Церковная // Фiзичне виховання студентiв творчих спецiальностей. - 2008. - №9. - С. 152-156.
12. Церковная Е.В., Нефедова А.Л., Осипов В.Н., Миргород О.А. «БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ И ТЕМПЫ СТАРЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ» – 2011г.
13. http://kp.by/daily/23387/137199/