Методы оценки эффективности инновационных проектов на региональном уровне - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Методы оценки эффективности инновационных проектов на региональном уровне

Емельянцева К.А. 1, Спицына И.Н. 1
1Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье обосновывается актуальность и важность формирования эффективных методов оценки инновационных проектов на региональном уровне. Определены слабые стороны современных методов оценки проектов, выявлены направления совершенствования как методов оценки, так и всей системы оценки инновационных проектов на уровне региона. Заложена база для дальнейших исследований в данной направлении.

Ключевые слова: проект, управление проектами, система показателей, методы оценки, экспертные оценки, комплексность оценки, социальная эффективность.

The article substantiates the relevance and importance of the formation of effective methods for evaluating innovative projects at the regional level. Weaknesses of modern methods of project evaluation are identified, directions of improvement of both evaluation methods and the entire system of evaluating innovative projects at the regional level are identified. The foundation has been laid for further research in this direction.

Key words: project, project management, system of indicators, assessment methods, expert assessments, complexity of assessment, social efficiency.

Key words: project, project management, system of indicators, assessment methods, expert assessments, complexity of assessment, social efficiency.

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях, которые характеризуются сложными социально-экономическими условиями, неблагоприятными внешними и внутренними вызовами, кризисом власти как никогда важно обеспечить эффективность регионального развития, возможности для развития всех сфер деятельности в регионах, формирование условий для устойчивого развития региональных подсистем. Конечной целью регионального управления является обеспечение качества и уровня жизни населения региона, что требует повышенного внимания к развитию социальной и экономической сфер, инфраструктуры, а также применения современных инновационных методов и технологий управления, в том числе - проектного управления.

В современных условиях инновации составляют основу эффективного управления, определяют конкурентоспособность региона и возможности его текущего и стратегического развития, внедрение инноваций (в том числе в рамках программно-целевого, проектного подходов), что требует повышенного внимания к механизмам разработки и реализации инновационных проектов.

Проблема исследования заключается в необходимости формирования эффективной системы развития региона, в том числе на основе проектного управления, что требует не только наличия определенных финансовых, кадровых, предпринимательских, природных и материально-технических ресурсов, но и методической и методологической базы проектного управления на уровне региона, в том числе, в сфере оценки (как текущей, так и перспективной) эффективности реализуемых инновационных проектов.

Цель исследования: изучить и определить особенности оценки эффективности инновационных проектов на региональном уровне.

Материалы и методы исследования. В современных условиях проблема проектного управления встает достаточно остро, поскольку именно в рамках проектов реализуются не только коммерческие инновационные инициативы, но и инициативы, связанные с деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления (реализация национальных проектов в различных отраслях стала важным фактором развития экономики и социальной сферы Российской Федерации). Необходимо определить, что представляет собой проект.

Как отмечает М.В. Романова «понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом общих признаков, наиболее универсальными из которых являются:

направленность на достижение определенных уникальных целей и конкретных результатов;

скоординированное выполнение многочисленных, взаимосвязанных действий;

ограниченная протяженность во времени, с определенными началом и концом» [1, с. 7].

Применительно к теме данного исследования следует отметить, что проекты реализуются сегодня во всех сферах организованной человеческой деятельности, в том числе - в сфере инновационного проектирования. Сегодня существует множество трактовок термина «инновации», на наш взгляд, наиболее приемлемым будет следующее определение: «инновации — общественный, технический, экономический процесс, практическое использование идей, изоб­ретений. которое приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, ориентировано на экономическую выгоду, прибыль, добавочный доход, охватывает весь спектр видов деятельности — от исследований и разработок до маркетинга» [2, с. 10].

Инновации, таким образом, могут также активно использоваться в государственном и муниципальном управлении, в процессе регионального управлениям.

Под инновационным проектом следует понимать как проект в классическом понимании (организованная, и как правило, конечная деятельность, направленная на достижение определенных целей), так как сложную систему мероприятий, различных по срокам, ресурсам, исполнителям, но связанных между собой общей целью: формирование и внедрение инноваций в той или иной сфере человеческой деятельности.

То, что проект определяется как сложная система, требующая определенных затрат ресурсов, обуславливает необходимость оптимизации затрат этих ресурсов, сопоставления этих затрат с получаемыми экономическими выгодами, то есть, оценки эффективности проектов. Эффективность подразумевает под собой соотношение затрат и выгод от реализации того или иного проекта [2, с. 26].

Однако проблема оценки эффективности проектов, реализуемых в рамках регионального управления заключается в необходимости учета не только экономических, но и социальных эффектов, что не всегда согласуется с концепцией рыночных отношений.

Г.Г. Фетисов отмечает, что «необходимость управления экономическим развитием в регионе обусловлена в первую очередь общими недостатками функционирования рыночной экономики, ее нацеленностью на получение экономического эффекта и игнорированием проблем социальной справедливости»[3, с. 3].

То есть, оценка реализуемых в регионе инновационных проектов требует повышенного внимания не только к экономическим последствиям реализации проекта, затрат ресурсов, но и учета социальной составляющей и других факторов, в той или иной степени определяющих качество и уровень жизни населения того или иного региона: так целесообразная с точки зрения экономики добыча никеля в Норильске без должных затрат на социальную инфраструктуру приводит к разрушению экосистем, упадку уровня жизни населения территории, что происходит с рядом других северных территорий, развитие которых строится исключительно исходя из рыночных соображений.

Социальная направленность регионального управления порождает необходимость формирования методов и инструментов, а также критериев и показателей эффективности реализуемых в его рамках инновационных проектов.

Оценка эффективности инновационных и инвестиционных проектов состоит из следующих элементов:

критерии эффективности проектов;

показатели, нормативные значения критериев;

методы сбора и анализа информации о проекте;

методы оценки показателей и обработки данных.

Относительно критериев оценки эффективности можно отметить следующее:

В любом обществе в любой момент времени все ресурсы были бы относительно скудными: невозможно получить все желаемые ресурсы, соответственно, важно определить приоритеты, а затем распределить ресурсы. В такой ситуации (что важно, исходя из целей и задач регионального управления, в том числе, в сфере инноваций) необходимо принимать во внимание цели эффективности и справедливости (чувство справедливости). Если распределение ресурсов или товаров в экономике справедливо между различными членами общества, это указывает на справедливость. Эффективность - это максимальное использование ограниченных ресурсов по наиболее выгодной цене. Эффективность относится к размеру экономического ресурса, а справедливость - к тому, как этот экономический ресурс распределяется, социальная направленность регионального управления в определенной мере призвана обеспечить данную справедливость, что должно отражаться при формировании критериев оценки реализуемых инновационных проектов.

Как пример компромисса между справедливостью и эффективностью можно объяснить экологической политикой в регионе. Кто получает максимальную выгоду от эксплуатации природных ресурсов и сколько это стоит - это политический вопрос, на который необходимо ответить. Осуществляемые проекты окажут неблагоприятное воздействие на местных жителей, которые могут жить здесь из многих поколений (что наблюдается в ряде «сырьевых» регионов России, в частности Кузбасса). Они становятся жертвами проекта. Таким образом, необходимо найти компромисс между эффективным использованием ресурсов в этой области и справедливостью распределения ресурсов среди людей.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в критерии эффективности инновационных проектов необходимо в обязательном порядке включать следующие:

а) влияние проекта на качество и уровень жизни населения регионала и отдельных территорий;

б) влияние на благосостояние жителей региона;

в) воздействие на региональную инфраструктуру;

г) влияние на уровень здоровья населения, экологическую и продовольственную безопасность;

д) возможность обеспечения занятости населения региона.

По сути, данные показатели должны учитываться при любом региональном инновационном проекте, однако, ими часто пренебрегают в угоду экономической эффективности или коррупционным схемам. При формировании системы показателей инновационного проекта, важно обеспечить удельный вес показателей, связанных с социальным благополучием, здоровьем населения на уровне показателей экономической эффективности.

Далее перейдем к методам оценки эффективности инновационных проектов. Сегодня разработаны «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов №ВК 477)», которые утверждены Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 и содержат общие направления и методы оценки эффективности инвестиционных проектов [3].

Как отмечает Л.Н. Булгакова «Все существующие методы оценки эффективности инвестиционного проекта подразделяются на две группы: основанные на дисконтированных и учетных оценках. Выбор метода определяется сроками осуществления проекта, размером инвестиций, наличием альтернативных проектов и другими факторами»[5, с. 7].

В мировой практике методы дисконтирования (NPV, IRR, PI, DPP), как наиболее точные, обусловленные наличием математической базы, возможности учета текущей стоимости будущих вложений, инфляции, динамики процентной ставки, считаются более эффективными. Недостаток данных методов при оценке проектов в сфере регионального развития обусловлен невозможностью учета социальных последствий реализации проектов для населения региона, что требует включения данных методов в механизм оценки эффективности проекта лишь при условии использования других методов оценки, которые позволяют эти последствия оценить, например, результаты экспертных оценок.

Важность экспертных оценок в региональном управлении не вызывает сомнений, экспертные организации имеют достаточно широкие возможности в сфере оценки проектов, так, например, экспертные организации субъектов Российской Федерации проводят с 2018 года государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий и проверку достоверности определения сметной стоимости в случае, когда в отношении соответствующих объектов капитального строительства бюджету субъекта Российской Федерации предоставлена субсидия в соответствии с принятым в порядке, определенном статьей 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, актом, устанавливающим пообъектное распределение такой субсидии.

Важно разработать комплексную методику оценки инновационных проектов, реализуемых в регионе, которая включала бы в себя систему показателей и критериев, а также шкалы для экспертной оценки данных показателей. Количество критериев и показателей, а также их удельный вес должны варьироваться в зависимости от сферы реализации проекта, объема инвестиций, возможных социально-экономических последствий. Исходя из этого необходимо разработать методические рекомендации по оценке инновационных проектов в рамках деятельности Министерства регионального развития, с учетом возможности применения методов экспертных оценок, учета мнения различных экспертов, степени согласованности мнений между ними.

Помимо этого, важно оценить проект с точки зрения его соответствия концепции регионального развития как такового, стратегии развития региона, возможности интеграции или дополнения реализуемых в регионе федеральных и региональных целевых программ. Важность данной оценки подразумевает необходимость повышенного внимания к субъектам оценки, а также методам сбора и анализа информации о проекте.

Если применительно к методам оценки можно отметить их проработанность, относительную ясность показателей, их повсеместное использование в проектном менеджменте, то вопросов относительно субъектов оценки существенно больше. Важно, чтобы оценка реализуемых в регионе проектов проводилась не на уровне взаимоотношений «государство - коммерческие структуры», как оценивается и проводится множество проектов, например, в сфере ГЧП, которые часто не приводят к необходимому результату (известная «мусорная концессия» в Новосибирской области), а на уровне взаимодействия «государство - общество - коммерческие структуры». Важно обеспечить доступ к информации по реализуемым инновационным проектам для общественности, возможности формирования общественного мнения и его учета в системе показателей проекта. Также важно подключать к оценке проектов профильные экспертные сообщества базовых исследовательских учреждений, кафедр, что будет способствовать более качественной оценке, формированию научной базы реализации проектов.

Результаты исследования и их обсуждение. С этой целью необходимо сформировать на уровне органов управления регионом экспертные комиссии, оценивающие инновационные проекты, реализуемые в данном регионе, исходя из их экономической целесообразности, социальной, бюджетной, экологической эффективности, значимости для региональной инфраструктуры. При этом деятельность данных советов должна быть обеспечена соответствующим федеральным и региональным законодательством, не носить «совещательный» характер, а оказывать реальное влияние на возможности реализации проектов. Экспертные советы необходимо формировать с участием общественности, в том числе оппозиционных политических групп, представителей региональной и федеральной власти, обеспечить безопасность деятельности членов советов, снизить коррупционные риски.

Таким образом, изучение особенностей проектной деятельности, а также оценки эффективности инновационных проектов в сфере регионального управления позволило сделать ряд выводов:

а) в силу того, что проектное управление сегодня является важнейшим элементом любой социально-экономической (а также политической) системы, возникает необходимость адаптации его инструментов и методов, в том числе в области оценки эффективности проектов по внедрению инноваций, к системам регионального управления;

б) инновации, являясь важнейшей сферой человеческой деятельности, активно внедряются в системе регионального управления, соответственно, возникает необходимость проектного управления в сфере внедрения инноваций, а значит - оценки эффективности реализуемых инновационных проектов;

в) конечная цель регионального менеджмента - это повышение качества и уровня жизни населения, соответственно, внедрение инноваций также преследует данную цель, что оказывает влияние на инструменты и методы оценки эффективности реализуемых в регионе инновационных проектов;

г) как правило, в практике оценки инновационных проектов в регионах используются те же методы (дисконтирование денежных потоков, индексная оценка, методы определения бюджетной эффективности, экспертные оценки и т.д.), при этом важно применение не только методов оценки экономических показателей проекта (как правило - дисконтированные методы), но и методов экспертных, бальных оценок, которые позволят оценить нефинансовую составляющую проекта);

д) на наш взгляд, система показателей и методов оценки инновационных проектов требует уточнения в сфере состава и структуры показателей, а также их удельного веса при определении интегральных показателей (экономические характеристики не должны иметь приоритета перед социальными и экологическими).

Заключение.

Для повышения эффективности регионального управления необходимо совершенствовать механизм оценки эффективности реализуемых в его рамках инновационных проектов: повышать компетенции служащий, производящих оценку, обеспечивать сбор и объективный анализ информации о проекте (достоверной, своевременной, полной), учитывать при реализации проектов потребности и нужды населения региона, предпринимательского сообщества, а также учитывать экологические и социальные последствия реализации проекты в равной степени с экономическими выгодами.

Список литературы:

1. Романова, М. В. Управление проектами : учебное пособие / М.В. Романова. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2020. – 256 с.

2. Управление инновационными проектами: учебное пособие / В.Л. Попов, Н.Д. Кремлев, В.С. Ковшов; Под ред. В.Л. Попова. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 336 с.

3. Фетисов, Г. Г. Региональная экономика и управление : учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. — М. : ИНФРА-М, 2020. — 416 с.

4. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 N ВК 477). – Москва. : Экономика. – 2000. – 25 с.

5. Булгакова Л.Н. Оценка эффективности региональных инвестиционных проектов / Л.Н. Булгакова, К.В. Шураева //Управление экономическими системами: электроннный научный журнал. – 2012. – №1 (37). – С. 53.

Просмотров работы: 128