Роль медицинской сестры в проведении терапии биологической обратной связи для лечения детей с функциональными неврологическими расстройствами - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Роль медицинской сестры в проведении терапии биологической обратной связи для лечения детей с функциональными неврологическими расстройствами

Орлова К.П. 1
1Российский университет Дружбы Народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: в статье проанализированы функциональные неврологические расстройства и их симптомы, а также рассматривается один из перспективных методов лечения функциональных неврологических расстройств у детей – метод терапии биологической обратной связи.

Ключевые слова: медицина, биологическая обратная связь, дети, функциональные неврологические расстройства.

Abstract: this article discusses one of the progressive methods of treatment of functional neurological disorders in children – the BOS method.

Keywords: medicine, biofeedback, children, functional neurological disorders, nurse

Несмотря на огромный темп развития медицины, заболеваемость функциональными расстройствам продолжает прогрессировать. В частности, чаще стали встречаться функциональные неврологические расстройства (далее ФНР) (F44). По статистике, более чем у 15% пациентов на приеме у невролога выявляются функциональные неврологические расстройства.

ФНР – состояние, при котором у людей существуют физические недомогания без патологических изменений в организме. По данным Национальной организации редких расстройств считается, что функциональное расстройство неврологического симптома (FND) происходит в 14-22 случаях на 100 000 человек.

Главные признаки расстройства – усталость, вялость, расстройство вестибулярного аппарата (пациенты жалуются на потерю равновесия, головокружения, обмороки), утрата обоняния, слуха, забывчивость и рассеянность. Нередко пациенты жалуются на боли в мышцах, чрезмерную потливость.

Патология может быть связана с неблагоприятными условиями окружающей среды: плохая экология, ускоренный темп жизни, избыток информации, отягощенная наследственность, нервные перегрузки. ФНР часто встречается у детей всех возрастов, преимущественно у детей подросткового возраста. Это, как правило, обусловлено повышенными нагрузками в школах, высокими требованиями учителей и родителей. Иногда бывает, что у детей возникают функциональные расстройства из-за родовых травм и наследственных патологий. На сегодняшний день точная причина возникновения функционального неврологического расстройства не ясна. Принято считать, что данное расстройство связано с внутренним конфликтом человека, обусловленным стрессом, который пагубно влияет на организм.

Существует несколько основных клинических проявлений функциональных расстройств:

вегетативные;

хронические болевые синдромы;

расстройство мотивации;

функционально-неврологические расстройства;

эмоционально-аффективные и поведенческие нарушения.

Последние четыре вида расстройства наиболее часто встречаются у детей.

Детский организм крайне неустойчив к стрессам, поэтому довольно часто ФНР встречается у детей дошкольного и школьного возраста. Если ребенок имеет острые страхи (боязнь темноты, одиночества, разлуки), если ребенок часто морщит лоб, нос, кашляет, сосет пальцы или грызет ногти, стоит обратиться к компетентному специалисту. Ведь эти симптомы могут являться признаками функционального неврологического расстройства. Предшественниками расстройства также могут являться подавленность или гиперактивность, отсутствие мотивации и другие расстройства поведения.

Эффективным методом борьбы с функциональным неврологическим расстройством у детей является терапия биологической обратной связи (БОС-терапия). Преимущество данного метода лечения – безвредность и безболезненность.

БОС-терапия подразумевает под собой технологию, которая позволяет регистрировать с помощью электродов активность головного мозга, обрабатывать и интерпретировать ее в благоприятные для организма сигналы и подавать их обратно в организм пациента. Данный метод начал разрабатываться Н. Миллером в 1957 году. Затем М.И. Лисина, аспирантка Института Психологии РСФСР под руководством психофизиолога А.В. Запорожца доказала возможность превращения непроизвольных сигналов в произвольные.

С тех пор данный метод широко используется для лечения огромного спектра заболеваний, в том числе для функциональных расстройств. Поскольку данный метод не требует медикаментозного или хирургического вмешательства, он идеально подходит для детей. Главными условиями для проведения терапии являются мотивация, пребывание в сознании и отсутствие тяжелых органических нарушений. Медицинские сестры вносят огромный вклад на этапе подготовки маленьких пациентов к процедуре. Именно медицинская сестра может замотивировать ребенка, привлечь внимание, успокоить и рассказать ему доступным языком о процедуре.

Возраст пациента требует специального обсуждения в свете того, что метод БОС является терапией, эффективность которой напрямую зависит от интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств пациента. Поэтому данный метод практически невозможно применить к детям младше 4 лет.

Для детей старше 4 лет терапия проходит в формате игры: детям предлагается выполнить разные задания соревновательного характера на биокомпьютере. Хорошим способом мотивации может является просмотр фильма, интересного для юного пациента. За рубежом широко распространено материальное вознаграждение за успешно пройденную процедуру.

В настоящее время существует множество детей, которые испытывают эмоционально-поведенческие и мотивационные проблемы. По результатам исследований, от 45% до 60% детей не готовы к обучению в школах, и еще 30% не справляется со школьной программой. Впоследствии, по мере взросления дети становятся замкнутыми или драчливыми, пробуют табак и алкоголь, становятся малоуправляемыми. На Рис.1 изображен график распространения хронических заболеваний и функциональных отклонений среди школьников.

Рис. 1. Распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний нервной системы среди школьников 1-11 классов (‰)

Метод БОС способен решить поведенческие проблемы детей без инвазивного и медикаментозного вмешательства и тем самым предотвратить психические заболевания детей в будущем. К сожалению, в России существует только около 30 клиник, которые предоставляют возможность проведения детской БОС-терапии. Из них около 10 находятся в Москве. Медицинские сестры ассистируют на всех этапах лечения детей с функциональными неврологическими расстройствами: на этапе диагностики, пробных процедур и во время основной терапии. Они поднимают настроение детям, объясняют ход процедуры, поддерживают и ободряют. Медицинские сестры, имеющие необходимую квалификацию, полностью самостоятельно проводят данную процедуру.

Чтобы стабилизировать психоэмоциональное состояние детей, тем самым обеспечив им хорошее будущее, необходимо внедрение БОС-терапии как обязательного элемента профилактики и лечения функциональных неврологических нарушений у детей и подростков, а также следует повысить доступность процедуры. Данные меры помогут сформировать здоровое поколение, тем самым внести огромный вклад в систему здравоохранения Российской Федерации и в здоровье нации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вартанова, Т.С. Очерк истории развития биологической обратной связи как метода медицинской реабилитации [Электронный ресурс] / Т.С. Вартанова, А.А. Сметанкин. – 2019 – Электр. дан. – Режим доступа: http://service.biosvyaz.com/website/lit/obshchie-voprosy-primeneniya-metoda-bos.pdf (дата обращения 29.08.2020).

2. Уманская, Т.М. Невропатология. Учебник для высших учебных заведений / Т.М. Уманская. – М.: Издательский центр «Владос», 2015. – 380 с.

3. Медицинский центр А.Н. Соколова. БОС - терапия [Электронный ресурс]. // Сайт медицинского центра. – 1990-2020 – Электр. дан. – Режим доступа: https://happychild.ru/stati/funktsionalnye-narusheniya-nervnoj-sistemy-u-detej (дата обращения 2.09.2020).

4. Медицинский блог центра «Медерия». Биологическая Обратная Связь. Общие сведения [Электронный ресурс]. – 2017 – Электр. дан. – Режим доступа: https://mederia.ru/blog/biologicheskaya-obratnaya-svyaz-obshhie-svedeniya/ (дата обращения 15.11.2020).

5. Медицинский центр «Тонус Life». Принципы лечения функциональных расстройств нервной системы [Электронный ресурс] // Официальный сайт. – 2015-2020 - Электр. дан. - Режим доступа: https://tonus-life.ru/klinika-nevrologii-i-epileptologii/nevrologija/principy-lechenija-funkcionalnyh-rasstrojstv-nervnoj-дата обращения 30.09.2020).

6. Электронный ресурс «Психиатрия и неврология». Психоневрологические патологии и отклонения [Электронный ресурс] // Медицинские статьи. – 2020 – Электр. дан. – Режим доступа: https://pospsy.ru/patologii-i-otkloneniya/funkcionalnoe-nevrologicheskoe-rasstrojstvo-2.html (дата обращения: 02.09.2020).

 

Просмотров работы: 18