ТЕНДЕНЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТЕНДЕНЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: Данная статья раскрывает особенности электронной коммерции на современном этапе России. В статье анализируются возможности развития российского рынка электронной коммерции, исследуются перспективы развития и практическая значимость Интернет-торговли. Также рассматриваются проблемы и перспективы развития электронной коммерции.

Ключевые слова: электронная коммерция, интернет, онлайн-продажа, ИТ-технологии.

Abstract: This article reveals the features of e-commerce at the present stage of Russia. The article analyzes the development possibilities of the Russian e-commerce market, examines the development prospects and the practical significance of Internet commerce. The problems and prospects for the development of e-commerce are also considered.

Key words: e-commerce, internet, online sale, IT technologies.

В течение последних двадцати лет, электронная коммерция приобрела глобальный размах благодаря распространению интернета, популярности соцсетей и развитию электронных платежных систем. Сейчас все от малого бизнеса до корпораций находят свою клиентскую базу в сети.

Электронная коммерция или e-commerce включает в себя операции, которые осуществляются через интернет. Товары и услуги заказываются в режиме реального времени (онлайн), а также внутри или вне сети может иметь место поставка и оплата продукции.

С помощью электронной коммерции могут дополнительно формироваться заказы по телефону, факсу или по электронной почте. Сам термин «e-commerce» не использовался в обиходе до 1997 года. Именно в конце прошлого века он был создан и распространен в компании IBM [2].

Соотношения за/против во многом зависит от страны, из которой вы ведете ваш онлайн-бизнес. Экономически сильные и стабильные страны развиваются более планомерно и предсказуемо в сравнение с остальными. Однако, отметим, что возможности «пробиться» и создать свой бизнес с нуля сейчас намного выше у всех людей, чем двадцать лет назад. Давайте детальнее рассмотрим преимущества и недостатки современной электронной коммерции.

Преимущества электронной коммерции:

Снижение расходов.

Расширение целевой аудитории.

Прямая торговля.

Персональное общение.

Точная аналитика.

Удобство для пользователей.

Недостатки электронной коммерции:

Неравный доступ к информационным ресурсам.

Отставание правовой системы от технологий.

Проблемы кибербезопасности.

Авторские права [3].

Самыми популярными видами электронной коммерции являются B2B (бизнес-с-бизнесом) и B2C (бизнес-с-клиентом). Давайте изучим их и затем упомянем остальные, менее значительные виды электронной коммерции.

Кроме B2B и B2C существуют и другие, более узконаправленные сегменты:

B2E (Business-to-Employee) — взаимоотношения между бизнесом и сотрудниками (наемными рабочими). Например, решение вопросов по страховке онлайн, анонсы корпоративных мероприятий, запросы на необходимое оборудование и тд.

B2G (Business-to-Government) — взаимоотношения между бизнесом и правительством. Например, системы электронных госзакупок, тендеры.

C2A (Consumer-to-Administration) — взаимоотношения между потребителем и учреждениями, которые финансируются государством. Например, плата за дистанционное обучение, лечение в государственных больницах, налоги, штрафы и прочее.

C2B (Consumer-to-Business) — взаимоотношения между потребителями и бизнесом. Имеется в виду, что потребитель предоставляет компании продукт, за который она может получать выгоду. Например, персональных данные сайтам, размещение объявлений в BlaBlaCar, отзывы на TripAdvisor и прочее.

C2C (Consumer-to-Consumer) — взаимоотношения между потребителями. Например, сайт Craigslist.org, где люди могут размещать объявления о своих товарах и услугах без посредников, а также платформы OLX и Avito [2].

Чтобы понять, насколько онлайн-бизнес остается рентабельным, важно изучить разные аспекты его функционирования. В первую очередь это касается целевой аудитории – важным показателем эффективности является реакция покупателей на товар или услуги, которые предоставляются в режиме онлайн. Это может выражаться в виде покупки или формирования лояльности, уровня доверия.

Следующим фактором является оценка непосредственно интернет пространства как площадки для развития и функционирования малого бизнеса. Еще рано говорить о том, что онлайн бизнес умирает – те, кто придерживаются такой позиции, не правы. Бизнес в интернете по-прежнему пользуется большой популярностью, и это можно доказать, приведя следующие факты:

По состоянию за последние два года именно в России находится самая большая интернет-аудитория в Европе (насчитывается свыше 85 млн. активных пользователей). Это означает, что для крупной аудитории онлайн-бизнес предпочтителен – он позволяет сэкономить время и отказаться от использования товаров и услуг традиционным путем. К сети интернет в России подключено свыше 245 млн. человек, что также показывает, что люди готовы и могут покупать товары в интернете – они могут в любое время рассмотреть желаемый товар, прочитать о нем отзывы (то же самое касается различных услуг, в том числе консультации специалистов).

Россия занимает пятое место в Европе по обороту электронной коммерции – в настоящее время этот показатель увеличивается, показывая, что Интернет-торговля вносит большой вклад в экономику страны. К тому же, стоит заметить, что электронная коммерция в интернете имеет самые высокие темпы роста среди прочих интернет-рынков.

Совокупный объем российских интернет-рынков за последние пару лет составил свыше 1,5 тыс. миллиардов рублей, что составляет порядка 2% ВВП страны. Некоторые рынки становятся полностью зависимыми от интернет-среды, а значит, для удержания на своем месте, им приходится использовать различные онлайн-инструменты [5].

Сейчас в сфере онлайн бизнеса представлены самые разные сферы общественной жизни человека, не только торговля. В интернет переходят финансовые (оплата штрафов, пошлин, использование аудита, аутсорсинга), государственные услуги, медицина, образование, услуги в сфере строительства, ЖКХ, транспорта и т.д. Создание для каждой из указанных сфер собственной интернет-платформы облегчает доступ целевой аудитории к конкретным ресурсам, а также увеличивает степень узнаваемости той или иной компании, отрасли.

К онлайн-бизнесу можно отнести интернет-сайты различных крупных магазинов, точки которых расположены по всей стране и даже за рубежом. Нередко к ведению онлайн бизнеса прибегают специалисты, которые хотят предложить товары ограниченного количества и из отдаленного, труднодоступного региона, когда нет возможности вести обычный бизнес.

Использование сайтов в интернете также позволяет людям заказывать товары, которых временно нет в наличии, а также из магазинов, недоступных в конкретном городе, населенном пункте.

Есть простой метод, как определить, что магазин занимается электронной коммерцией. Если он торгует в интернете – значит занимается. Если в сети не представлен, значит электронная коммерция его никак не касается. Но таких магазинов очень мало. Потому что продавцы понимают, что люди сейчас заказывают всё через интернет, а значит – им надо быть там, чтобы не терять возможных клиентов. Поэтому рынок электронной коммерции с каждым годом показывает стабильный рост [6].

Рис. 1. Темпы роста электронной коммерции.

Источник: Электронная торговля 2020 – 2024, прогноз Data Insight

Первое полугодие 2020 года стало самым непредсказуемым за все время развития электронной коммерции в мире и переживает одну из самых впечатляющих трансформаций. По меркам крупного рынка в один момент изменились все догмы индустрии — покупательское поведение, способы и место совершения покупки, влияние сезонности, потребность, средний чек и другие факторы. Председатель комитета электронной торговли iAB Russia, Global CEO CityAds Media Анна Лопусова привела результаты и аналитику исследования e-comm 2020 года в России.

Сам ландшафт электронной коммерции повернулся на 180°: теперь помимо онлайн-магазинов в сегмент ворвались онлайн-образование (+32%), видеосервисы (+49%), доставка еды и продуктов (+79%) и медицина (+27,3%).

Навязанные пандемией условия позволили получить покупателям новый опыт: более 40% приобретали онлайн то, что раньше покупали только в розничной точке продаж, 25% нашли новые магазины за период изоляции и остались лояльны к ним и после снятия ограничений. В первом полугодии 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли покупки бытовой техники (+30%), товаров для дома (+48,2%), красоты (+64,5%), спорта (+53%) и строительства (+74,3%). При этом сегмент «одежда и обувь» упал на 4,7%, аксессуары — в 5,5 раз.

Интернет-торговля будущего уже сегодня включает в себя практически все сферы бизнеса и связывает их между собой. Финансовые услуги становятся частью пути пользователя от желания до покупки в электронной торговле. Временная паника, которая отразилась на падении интереса к кредитам и займам (-10%), страхованию (-15%) и ипотеке (-30%), сменилась желанием вкладывать с умом из-за снижения доходов и нестабильной экономической обстановки.

Пандемия коронавируса вывела в центр внимания два диаметрально важных направления развития электронной коммерции в России, в центре которых — скачок в развитии технологий. Крупные бренды переформатируются в сторону d2c и развивают собственные каналы коммуникации и продаж без посредников. Малый и средний бизнес, не обладая такой инфраструктурой и ресурсами, сосредоточился на маркетплейсах, которые за время пандемии выросли на 14%.

Новые правила игры стали серьезным испытанием для многих компаний. Парадоксально, но даже люксовые бренды, чья бизнес-модель строится вокруг оказания премиального сервиса в офлайне, перешли в фазу ускоренной трансформации и обратили внимание на технологии [4].

В заключение, хочется отметить, что электронная коммерция в России так же будет продолжать своё развитие. Она уже успешно с каждым годом ставит всё новые рекорды по количеству покупателей, которые приобрели товары в сети интернет. Эта тенденция будет продолжаться.

Стоит отметить, что в России, как и в других странах мира, существуют определённые виды электронной коммерции. Например, бизнес для бизнеса, бизнес для потребителя, бизнес-наёмный работник, бизнес-государство и так далее. Если мы возьмём бизнес-бизнес, то это значит, что один бизнес оказывает услуги для другого бизнеса. Принцип вы поняли. Остальные по аналогии.

Поэтому рынок электронной коммерции – это перспективная область, которая с каждым годом будет увеличиваться в своём объёме.

Список используемых источников:

Ибатуллин Т.Р., Хасанов А.У., Новоселов Н.Д. Перспективы развития электронной коммерции в России // Моя профессиональная карьера. 2020. Т. 1. № 12. С. 191-194.

Лапидус, Л. В. Цифровая экономика : управление электронным бизнесом и электронной коммерцией : монография / Л. В. Лапидус. М. : ИНФРА-М, 2018. 381 с.

Магомедова З.О. Состояние электронной коммерции в России // Экономика и предпринимательство. 2020. № 3 (116). С. 244-247.

Новый мир e-commerce в России: как изменился рынок в 2020 году и что его ждет. URL: https://finance.rambler.ru/other/44980003/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 09.12.2020)

Что такое электронная коммерция? URL: https: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/buhgalteriya/buhgalterskij-uchet-v-byudzhetnyh-organizatsiyah.html (дата обращения: 09.12.2020)

Электронная коммерция: что это. URL: https: http://nocleep.ru/pro_internet/elektronnaya-kommercziya-chto-eto.html (дата обращения: 09.12.2020)

Просмотров работы: 13