Оценочная деятельность в управлении и распоряжении государственным и муниципальным имуществом в городе Москве - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Оценочная деятельность в управлении и распоряжении государственным и муниципальным имуществом в городе Москве

Овсянникова Е.А. 1
1РУТ МИИТ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ключевые слова: имущественные отношения, недвижимость, муниципальное имущество, государственное имущество, Российская Федерация, собственность, оценщик, имущество, распоряжение, управление, оценка, классификация, управление федеральным имуществом, предприятия.

Keywords: property relations, real estate, municipal property, state property, Russian Federation, property, appraiser, property, disposal, management, valuation, classification, management of federal property, enterprises

Оценочная деятельность является важнейшим элементом инфраструктуры имущественных отношений в условиях рыночной экономики. Независимая оценка обеспечивает информационную основу для принятия хозяйственных управленческих решений, способствует равенству прав участников гражданских отношений. Таким образом, развитие оценочной деятельности в Российской Федерации является составной частью процесса реформирования экономики, формирования правового государства.

В современных условиях важным фактором развития оценочной деятельности является государственное регулирование. Это обусловлено отсутствием давних традиций оценки в Российской Федерации и, как следствие, многочисленными спорными ситуациями, возникающими между заказчиками, оценщиками и третьими лицами, права которых затрагиваются в связи с использованием отчетов об оценке. Оценка собственности, принадлежащей федеральным или муниципальным государственным структурам, является обязательной в силу закона при любых сделках. Законом установлен единый порядок определения цены на это имущество оценка собственности может быть выявлена исключительно через процедуру оценочной экспертизы, которые проводятся независимым оценщиком.

В период реформирования системы налогообложения в России в сторону снижения налогового бремени чрезвычайно важным является вопрос об увеличении доходов бюджетов всех уровней за счет неналоговых поступлений. Одним из таких наиболее перспективных источников являются доходы от управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом.

Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предписывает проведение обязательной независимой оценки при вовлечении в сделку объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам федерации и муниципальным образованиям. В соответствии с этим законом территориальное управление Минимущества России по городу Москве в начале сентября провело конкурс среди оценочных организаций на право оценки расположенных в столице объектов федеральной недвижимости (их общая площадь составляет около 3 млн кв. м) для установления размера арендной платы при сдаче их в аренду. По мнению Минимущества России, это не только соблюдение законодательства, но и реальная возможность существенного увеличения поступлений от сдачи в аренду федерального имущества.

Главной особенностью правосубъектности является функциональное назначение собственности - использование только для достижения целей, стоящих перед органами власти и направленных на реализацию их конституционных полномочий. Эффективное использование находящегося в собственности города имущества нацелено на последующее направление полученных доходов на различные социальные цели, а также на реализацию целого комплекса программ имущественного участия города в поддержке социально значимых объектов, таких как поддержка малого и среднего предпринимательства, сохранение памятников истории и культуры и создание на их базе различных культурных центров, размещение в объектах нежилого фонда города объектов социально-бытового назначения шаговой доступности (магазинов, парикмахерских, аптек). В Москве действует целый ряд законов, регулирующих вопросы управления и распоряжения собственностью: «Об основах управления собственностью города Москвы», «О землепользовании в городе Москве», «Об имущественной казне города Москвы», «О государственном имуществе города Москвы», «О приватизации государственного имущества города Москвы».

В столичном мегаполисе в соответствии с федеральным и городским законодательством ведутся кадастровый, технический, бюджетный и специализированный учеты объектов нежилого фонда, а также учет таких объектов в Едином реестре собственности города Москвы. Вместе с тем пока нет полной информации обо всех объектах собственности города, их пригодности для использования по различному целевому назначению.

Основная особенность муниципальной собственности заключается в комплексном характере ее объектов. Муниципальное имущество имеет строго целевое назначение, его использование направлено на решение конкретных вопросов местного значения. Наряду с этим, объекты муниципальной собственности оказываются задействованы в выполнении ряда других значимых функций местного самоуправления: решение конкретных вопросов приводит к достижению более глобальных, стратегических целей (например, обеспечение доходных поступлений в местный бюджет, стимулирование развития малого и среднего бизнеса, совершенствование инженерной инфраструктуры муниципального образования, развитие системы социальной защиты населения). Таким образом, в определенных видах и сферах деятельности использование муниципального имущества ориентировано на извлечение дохода, пополнение местного бюджета и обеспечение экономического развития территории, в других же финансовая выгода отсутствует и определяющим является обеспечение определенного стандарта благосостояния для местного населения. Специфика управления собственностью, в том числе муниципальной, в сравнении с другими объектами управления, определяется двойственной природой объектов собственности как объектов материальных и нематериальных благ, имеющих свои видовые вещные и иные характеристики, и объектов права, обладающих определенными правовыми характеристиками и подчиненных специальному правовому регулированию. К основным целям управления муниципальной собственностью относятся: предоставление качественных и доступных услуг населению в социальной сфере, рост благосостояния населения, увеличение доходных поступлений местного бюджета, обеспечение устойчивого социально-экономического развития территории муниципального образования.

Существует классификация объектов муниципальной стоимости:

Муниципальное имущество, находящееся в муниципальной казне и непосредственно управляемое самим

К этой классификации относят средства местных бюджетов и внебюджетных; иное имущество, закрепленное за органами местного самоуправления; ценные бумаги и доли в хозяйственных обществах.

Муниципальное имущество, находящееся в муниципальной казне и передаваемое в аренду

Эта классификация также имеет следующий отрасли: муниципальные земли и другие природные объекты; муниципальный жилищный фонд; муниципальные нежилые помещения, имущественные комплексы.

Муниципальное имущество, переданное на правах хозяйственного ведения, оперативного управления, безвозмездного пользования

К данной классификации относят: муниципальные унитарные предприятия; муниципальные учреждения; муниципальные организации.

Поскольку все правомочия в отношении объектов муниципальной собственности принадлежат уполномоченным органам местного самоуправления, они имеют право самостоятельно выбирать такие условия (правовые режимы) ее использования, которые максимально способствуют достижению поставленных целей и задач.

Государственной собственностью в Российской Федерации, согласно ст. 214 ГК РФ, является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Имущество, находящееся в государственной собственности, является материальной основой для функционирования государственного сектора экономики. В настоящее время государственный сектор экономики существует во всех странах мира и как экономический феномен присущ всем историческим эпохам и общественно-экономическим формациям.

На сегодняшний день проблемы, относящиеся к использованию государственного имущества и эффективному управлению им, недостаточно теоретически проработаны как экономической, так и юридической наукой. В то же время эти вопросы имеют чрезвычайно важное практическое значение: имущество, находящееся в государственной собственности, является важнейшим источником обеспечения деятельности государства и финансирования осуществляемых им функций, включая реализацию политических, экономических и социальных программ. Это имущество представляет собой составную и важнейшую часть социальной и экономической инфраструктуры государства.

Управление государственной собственностью - одна из наиболее сложных и недостаточно разработанных проблем, несмотря на многовековую историю развития экономической мысли по различным аспектам собственности. К сожалению, проблемы управления государственным имуществом на протяжении российских реформ рассматриваются главным образом сквозь призму приватизационных процессов, на что указывают специалисты в данной области. В результате проведенная без серьезной подготовки, наспех, приватизация содействовала подрыву инновационного потенциала страны. Основу правового регулирования федеральной собственности и управления федеральным имуществом составляют положения Конституции Российской Федерации, которые устанавливают формы, виды и объекты собственности; закрепляют принципы осуществления и обязанности органов власти в отношении собственности.

Основополагающим принципом для управления и распоряжения федеральной собственностью являются положения ст. 8 Конституции Российской Федерации, где говорится, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею, а также гражданское законодательство, которое согласно ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав. Имущество Российской Федерации передается государственным организациям и унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения и

оперативного управления, основания приобретения и прекращения этих правомочий раскрыты в главе 19 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такое имущество дает возможность государственным предприятиям и организациям участвовать в гражданском обороте.

В целях установления эффективности использования федеральной собственности и по целевому назначению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) и его территориальными органами осуществляется контроль за выполнением возложенных функций государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями. Часть имущества, принадлежащего Российской Федерации на праве собственности, не закрепленная за государственными предприятиями и учреждениями, образует государственную казну.

К имуществу, составляющему казну Российской Федерации, относятся средства федерального бюджета, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, золотой запас, алмазный и валютный фонды

Федеральное имущество, находящееся в казне может быть объектом взыскания кредиторов. Пленумы Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ в совместном Постановлении № 6/8 от 01.07.1996 указали: при удовлетворении исковых требований, предъявленных к Российской Федерации или субъекту Федерации, взыскание денежных сумм должно производиться из средств соответствующего бюджета, а при их недостаточности - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну (п. 12 Постановления). Имущество, составляющее федеральную собственность, подлежит объектной регистрации в реестре федерального имущества.

Список литературы:

1 Федеральный Закон Российской Федерации от 29.07.1998 № 135-ФЗ

(ред. от 31.07.2020).URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586/2691669bc94c441ff9a78122a596827a41c290f2/ (дата обращения: 22.11.2020)

2 Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 31.07.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35155/169619e32b3b78f466ba056a8d15b115a832aa59/#dst100362 (дата обращения 22.11.2020)

3 Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39768/26b5bb37d382ca9b222b43f8c29eff306d5eb753/ (дата обращения: 22.10.2020)

4 Постановление Правительства Москвы от 12 апреля 2005 г. N 204-ПП № 204-ПП О порядке работы по оценке стоимости имущества в сделках с участием города Москвы. URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/20427220/(дата обращения: 03.12.2020)

5 А.В.Верхозина Регулирование оценочной деятельности // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2002. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-otsenochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 22.11.2020)

6 А.Ж. Буликеева Управление государственной и муниципальной собственностью. 2014. URL: https://lektsia.com/6xbce.html

7 Андронова М.М. Методы оценки муниципальной собственности //Имущественные отношения в РФ .2006. №3(54)/ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-otsenki-munitsipalnoy-sobstvennosti (дата обращения 22.11.2020)

8 Ямщикова И.В.Боброва Е.Ю. Теоретические основы управления муниципальной собственностью // Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2016. №2 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-upravleniya-munitsipalnoy-sobstvennostyu-1/viewer (дата обращения: 23.11.2020)

9 С.В. Буравков Особенности управления муниципальной собственностью// Вестник ПАГС. 2014. 197. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-upravleniya-munitsipalnoy-sobstvennostyu (дата обращения: 22.11.2020)

10 Агапов А. Б. Публичные процедуры управления государственным и муниципальным имуществом // ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО JUS PUBLICUM. 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/publichnye-protsedury-upravleniya-gosudarstvennym-i-munitsipalnym-imuschestvom(дата обращения: 22.10.2020)

11 Степан ОРЛОВ Оценочная деятельность в управлении и распоряжении государственным и муниципальным имуществом в г. Москве // Финансовые Известия №671 от 22 октября 2002 г. URL: http://www.valnet.ru/m7-104.phtml(дата обращения: 23.11.2020)

12 Гунина Е.Н. Митяева О.О. Оценка стоимости имущества для муниципальных нужд // Электронный научный журнал «Инженерный вестник Дона». 2007-2006. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-stoimosti-imuschestva-dlya-munitsipalnyh-nuzhd \(дата обращения: 22.10.2020)

13 Островский Леонид Иосифович СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ // Бизнес в законе. 1-2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-pokazateley-otsenki-stoimosti-obektov-gosudarstvennoy-sobstvennosti(дата обращения: 24.11.2020)

14 Салахова Ч.С. К вопросу о соотношении понятий распоряжения и управления государственным имуществом // Управление государственным имуществом. 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sootnoshenii-ponyatiy-rasporyazheniya-i-upravleniya-gosudarstvennym-imuschestvom/viewer (дата обращения: 24.11.2020)

15 Лукашенок Татьяна Рудольфовна Особенности распоряжения имуществом, закрепленным за федеральными бюджетными образовательными учреждениями // ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rasporyazheniya-imuschestvom-zakreplennym-za-federalnymi-byudzhetnymi-obrazovatelnymi-uchrezhdeniyami (дата обращения: 22.11.2020)

16 Коломийченко Ю.И. Отдел оценки и инвестиций // Территориальное управление РОСИМУЩЕСТВА в городе Москве. 2011. URL: https://tu77.rosim.ru/about/structure/13739 (дата обращения: 04.12.2020)

17 Ерошкин, А. К. Понятие муниципальной собственности / А. К. Ерошкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 727-730. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31140/ (дата обращения: 03.12.2020).

18 Намазова Эльвина Бафалы кызы Некоторые вопросы права муниципальной собственности // «Образование и наука в России и за рубежом» Журнал №1 (Vol. 49), 2019,20.01.19. URL: https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/1122/ (дата обращения: 03.12.2020)

19 Тухбатуллин Рустем Марсилевич Муниципальное имущество как основа обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований / Т.З. Марсилевич – Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (49), 2017. URL: https://eee-region.ru/article/4904/ (дата обращения: 04.12.2020)

Просмотров работы: 36