ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ

Сдержикова К.С. 1, Щербакова А.П. 1, Мелешкова Н.А. 2
1Кемеровский государственный университет, педиатрический факультет
2Кемеровский государственный медицинский университет, кафедра «Физическая культура»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В статье представлены результаты исследования состояния здоровья, образа жизни и особенностей физической активности студентов медико-профилактического факультета КемГМУ. Стало известно, что количество юношей и девушек с хроническими заболеваниями на сегодняшний день не перестает расти. Также мы выяснили, что каждый четвертый обучающийся употребляет алкогольные напитки, каждый шестой - курит. В распорядке дня студентов наблюдаются существенные нарушения, которые сопровождаются дефицитом сна, не соблюдением режима питания. Основными причинами такого образа жизни является большой объём учебной нагрузки и неблагоприятная эпидемиологическая ситуация в стране.

Ключевые слова: состояние здоровья; заболевания студентов; образ жизни; режим дня; режим питания; физическая активность.

Annotation:

The article presents the results of the study of the state of health, lifestyle and characteristics of physical activity of students of the preventive medicine faculty of the KemSMU. It became known that the number of young men and women with chronic diseases continues to grow today. We also found out that every fourth student consumes alcoholic beverages, every sixth - smokes. In the daily routine of students, significant violations are observed, which are accompanied by a lack of sleep, not adherence to the diet. The main reasons for this way of life are the large amount of workload and the unfavorable epidemiological situation in the country.

Key words: health status; diseases of students; Lifestyle; daily regime; diet; physical activity.

В настоящее время, в связи с эпидемиологической обстановкой, Россия подверглась экономическим трудностям, порождающим безработицу и бедность среди населения; вынужденный карантин, приостановка деятельности малого бизнеса, «просадка» цен на рынке, возрастание кредитных «просрочек».Кроме того, боязнь за своё здоровье и здоровье своих близких, неуверенность в будущем рождают стрессы и психоэмоциональное неблагополучие, провоцируют невротические и психические расстройства, обостряют и осложняют течение заболеваний. Экологическая ситуация также негативно влияет на здоровье населения. Эти проблемы не могли обойти стороной и наименее социально защищенный слой населения – студенческую молодежь.

Перемены, произошедшие как в нашей стране, так и во всем мире, негативно сказались на показателях физического и психического здоровья студентов, являющегося показателем происходящих изменений. Состояние здоровья студентов, как наиболее многочисленной группы населения – является актуальной проблемой современного общества. Подготовка высококвалифицированных кадров, обеспечивающих в будущем устойчивость экономического развития государства, тесно связана с сохранением и укреплением здоровья, повышением работоспособности студенческой молодежи. В то же время возрастают и требования к уровню подготовки специалистов в области медицины, обусловленные большим количеством информации, сложностью материала, что приводит к перегрузке студентов. Нарастаетпсихоэмоциональное напряжение студентов, растет и вероятность заболеваний. Складывается тяжелая ситуация: молодежь России, которая должна являться наиболее здоровой составляющей общества, таковой не является. Причинами возникновения различных заболеваний среди студентов является их неправильное отношение к своему здоровью. Положение усугубляется тем, что в настоящее время снижено внимание общества к здоровью молодежи, так как сокращено число профилактических осмотров, в связи с высокой занятостью врачей как в ковидариях, так и в поликлиниках, где люди нуждаются в неотложной помощи.

Цель исследования: изучить состояние здоровья, особенности образа жизни и физической активности студентов медико-профилактического факультета Кемеровского государственного медицинского университета.

Материалы и методы. Всего в исследовании здоровья и образа жизни приняли участие 360 студентов 1-6 курсов медико-профилактического факультета Кемеровского государственного медицинского университета, из них 81 юноша и 279 девушек. Изучение условий и образа жизни, особенностей физической активности, режима питания проводилось методом анкетирования. Анкета состояла из вопросов, разделенных на 5 блоков: питание, режим и распорядок дня, физическая культура и спорт, вредные привычки, общее состояние здоровья и хронические заболевания. Студентам предлагалось выбрать один или несколько ответов, которые больше соответствовали их мнению, или написать свой ответ.

Результаты исследования. На вопрос о том, как студенты оценивают своё состояние здоровье, выяснилось, что 14,8% респондентов считают свое здоровье «отличным», почти 42% оценивают его как «хорошее», 35,8% - как «удовлетворительное». 7,4% оценили свое здоровье как «плохое». Вариант «очень плохое» не выбрал ни один студент медико-профилактического факультета. В то же время на вопрос «Как часто вы болеете?» 27,2% ответили, что практически не болеют, 53% болеют не более одного раза в три месяца и 19,8% болеют один или несколько раз в месяц.

Наши исследования показали, что в структуре проблем студентов медико-профилактического факультета КемГМУ первое место занимает усталость (это было отмечено 58% студентами), за тем следуют: легкие недомогания (42%), угнетенное психологическое состояния (18%), головные боли (38%). Возрастает уровень простудных заболеваний (47%), заболеваний сердечно-сосудистой (18%) и пищеварительной системы (32%). Ситуация с заболеваниями, требующими более пристального внимания как самих студентов, так и специалистов остается серьёзной [3]: на заболевания, связанные с аллергией жалуются 14% студентов, на заболевания мочеполовой системы (урология, гинекология) – приходится около 18%, стоматологические услуги требуются 29% студентов-медиков. На сегодняшний день наиболее часто студенты обращаются с острыми респираторно-вирусными инфекциями (ОРВИ), второе место по обращаемости занимают ангина и острый бронхит, за тем следуют заболевания мочеполовой системы [2]. При этом результаты исследований показывают, что тенденция к росту заболеваемости растет, как в целом, так и по отдельным видам заболеваний.

На вопрос: «Как изменилось состояние вашего здоровья за последний год?» 3,8% опрошенных студентов ответили, что их состояние здоровья улучшилось, 26,3% - ответили, что существенно не изменилось, у 41,4% оно ухудшилось и у 28,5% - сильно ухудшилось. По результатам анализа анкет около 50% студентов имеют хроническую патологию. Выяснилось, что от первого к третьему курсу состояние здоровья ухудшается. Количество студентов с хроническими заболеваниями увеличилось на 24%.

Анализ блока вопросов о распорядке дня позволил выявить, что около 68% респондентов испытывают дефицит сна. При этом 51% студентов ложатся спать после полуночи и спят меньше нормы более чем на 2 часа. Напряженная когнитивная деятельность перед сном вызывает трудности с засыпанием, что еще больше сокращает продолжительность и качество сна. Это и является причиной жалоб студентов-медиков на усталость и головные боли.

Также большая часть опрошенных (около 70%) не соблюдает режим питания. 32% респондентов употребляют пищу четыре раза в день, 41% - три раза в день, 27% - два и менее раз в день. Регулярно студенческую столовую и буфет посещают 48% студентов. Фаст-фуд употребляют около 69%, а правильного питания придерживаются всего 31,5%. Нарушение режима питания приводит к тому, что 32% студентов предъявляют жалобы на проблемы с ЖКТ.

В блоке «Физические нагрузки и спорт» студентам предлагалось ответить на вопрос: «Как часто Вы занимаетесь спортом?», анализ результатов показал, что около 46% опрошенных студентов уделяют физическим нагрузкам менее 2 часов в неделю, 30% - 3-4 часа в неделю, 14% занимаются спортом более 5 часов в неделю. Малоподвижный образ жизни ведут 21% студентов. Основной причиной снижения уровня физической активности студенты считают недостаток времени.

Блок о вредных привычках показал, что количество курящих студентов медико-профилактического факультета составляет 28,1%. Около 13% из них курят более двух лет и курят каждый день, 8% курят только в компании и под алкоголем. Регулярно алкогольные напитки употребляют 8,9% респондентов, 17,2% - 1-2 раза в неделю, 21,3% - менее двух раз в месяц. Наличие данных факторов риска оказывает неблагоприятное влияние на здоровье молодых людей [1].

Таким образом, повседневное поведение и образ жизни студентов медицинского ВУЗа определяют специфику образа жизни. В целом для него характерны низкий уровень физической активности, наличие вредных привычек, недостаточная продолжительность сна и пребывания на свежем воздухе, неправильное питание, постоянные и периодические психоэмоциональные нагрузки. Большой объем необходимых знаний, нехватка времени, нарушение распорядка дня оказывают отрицательное влияние на здоровье студентов. Все это говорит о том, что необходима оптимизация деятельности ВУЗа, введения социально-гигиенических рекомендаций по совершенствованию системы организации и приобщения студентов к здоровому образу жизни.

Список литературы

1. Гигиенические проблемы формирования здорового трудового потенциала в современных условиях /Л. М.Сухарева, Е. И. Шубочкина, С. С. Молчанова, А. В. Куликова //Вестник РАМН. - 2003. -№8. - Библиогр.: С.23-27. – Текст: непосредственный.

2. Давиденко, Д. Н. Здоровье и образ жизни студентов /Д. Н. Давиденко, Ю. Н. Щедрин, В. А. Щеголев //Государственный университет информационных технологий, механики и оптики. – СПб, 2005. - Библиогр.: С. 4-67. – Текст: непосредственный.

3. Рациональная организация жизнедеятельности как средство сохранения здоровья студенческой молодежи / Т. С. Борисова, М. М. Солтан, Ж. П. Лабодаева и др. // Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология: материалы второй Международной науч.-практ. конф. (Барнаул, 5-10 июля 2013 г.). – Барнаул: Алтайская государственная педагогическая академия, 2013. - Библиогр.: С. 63-64. – Текст: непосредственный.

Просмотров работы: 52