МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ СТУДЕНТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ СТУДЕНТА

Подлесных К.А. 1, Мелешкова Н.А. 2
1Кемеровский государственный медицинский университет, лечебный факультет
2Кемеровский государственный медицинский университет, кафедра «Физическая культура»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: на сегодняшний день – спорт является средством сделать свое тело здоровым и привлекательным, более того, сформировать такие необходимые личностные качества, как настойчивость, внимательность и сила воли. Статья посвящена музыкальному сопровождению на практических занятиях по физической культуре и его влиянию на организм студента.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, музыкальное сопровождение, физические упражнения.

В наше время спорт очень прочно вошел в жизнь большинства людей, живущих на планете. Вы смотрите вокруг, кто-то бежит, кто-то отжимается, кто-то плавает, а кто-то танцует. И, как правило, все носят наушники, маленькие или большие, с проводами или без них. И это не зря, согласитесь, ведь музыка гораздо веселее. Более того, давно доказано учеными, среди прочего, что люди, занимающиеся спортом под музыку, имеют более высокие показатели, чем те, кто занимается в тишине.

Технический прогресс затронул все сферы деятельности. Появление смартфонов, компьютеров и других устройств оказало значительное влияние на образ жизни. Работать и выполнять повседневную работу стало намного легче и легче. Это не могло не сказаться на физической активности человека, которая резко снижалась.

Такая ситуация негативно сказывается на функциональных способностях, ослабляет опорно-двигательный аппарат человека. Внутренние органы начинают работать несколько иначе, но, к сожалению, изменения происходят в худшую сторону, а не в лучшую. А так как движения сведены к минимуму, то резко падающий уровень энергопотребления приводит к сбоям в работе мышечной, сердечной, сосудистой и дыхательной систем. Все это влияет на организм и здоровье, становится причиной развития многих заболеваний.

По статистике, семьдесят процентов от общего числа детей и подростков, часто подверженных различным заболеваниям, пропускает или вообще не посещает физкультуру, не занимается никакими видами спорта. Время, проведенное за просмотром телевизора или компьютера, умственное напряжение во время уроков или домашних заданий не могут компенсировать отсутствие физической разрядки.

Малоподвижный образ жизни "старит" растущий организм и делает его уязвимым. И если раньше заболевания костей, сосудов и сердца диагностировались у старшего поколения, то сегодня эти заболевания поражают как детей, так и подростков. Чтобы избежать таких неблагоприятных последствий, укрепить организм и иммунитет, нельзя пренебрегать спортом и физической культурой.

Исследования показали, что 75% болезней взрослых возникают в детстве. Поэтому вопросу физического развития, формирования основ культуры здоровья у ребенка нужно уделять как можно больше внимания, начиная с детства.

Неблагоприятное воздействие спортивных занятий на организм человека обусловлено прежде всего неправильным распределением нагрузки, чрезмерной тренировкой и неправильным выполнением физических упражнений. Например, артистические гимнастки часто страдают от болей в спине, особенно в поясничной и грудной областях. Чрезмерное напряжение мышц — резкое и интенсивное-часто приводит к серьезным травмам, таким как растяжение связок, повреждение менисков и другие микротравмы, особенно коленного сустава и стопы.

Физические упражнения - основное средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методично правильно организованные движения и сложные виды двигательной активности, а также подвижные игры.

Физическая культура - хорошее средство активизации трудовой, общественной и творческой деятельности. Таким образом, мы можем с уверенностью считать актуальной тему поиска новых методов формирования компетенций физической культуры студентов.

В содержании образовательных программ по физической культуре большое внимание уделяется развитию тех компетенций, которые необходимы в жизни и будущей профессии. В настоящее время в образовании все шире применяется компетентностный подход. Компетентностный подход способствует реализации поставленных на уроке задач, а также помогает формировать у студентов ключевые общекультурные компетенции.

Также физическая культура является частью общей культуры общества, олицетворяя достижения в развитии физических способностей и улучшении людей. Следовательно, возникает необходимость изучения положительного влияния дополнительных факторов, которые помогают заложить основные концепции физической культуры и позволяют закрепить достижения в этом направлении даже в раннем школьном возрасте. В частности, такое положительное влияние оказывает музыкальное сопровождение во время упражнений.

Способы повышения учебной активности студента на практических занятиях по физической культуре весьма разнообразны. В данной работе мы пытались доказать, что музыка является средством повышения учебной активности студентов на занятиях по физической культуре.

Целью нашего исследования явилось изучение влияния подвижных упражнений под музыку на формирование общекультурных компетенций.

Известно, что звучание музыкальных произведений увеличивает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.

Выполняя физические упражнения под приятную, специально подобранную музыку, практикующие невольно начинают переживать выраженные в ней чувства и настроения. В этом актуальность выбранной темы.

Музыкальное стимулирование деятельности студентов в основной части наиболее эффективно, когда студентам предлагается выполнить упражнение или серию последовательных действий несколько десятков раз подряд или в течение нескольких минут в плановом режиме с определенной интенсивностью.

Это касается повторяющихся движений циклического характера, а также упражнений, связанных с развитием двигательных способностей, например, при круговой тренировке. В частности, в ходе исследования были выявлены следующие стороны положительного влияния музыки на занятия физической культурой с игровыми упражнениями:

Музыка задает темп, который направляет одновременное выполнение упражнений и дыхание в сильном ритме;

Мышечная активность также регулируется музыкальным ритмом и темпом, что помогает студенту инстинктивно группироваться во время упражнений, не смущаясь своими движениями;

Во время звучания музыки нет места для лишнего шума, что хорошо сказывается на повышении активности внимания.

Но есть и отрицательные моменты, в описанной ситуации организм находится на пределе своих сил, а значит, потом их нужно будет восстанавливать. Поэтому лучше не выходить за рамки дозволенного и не заниматься спортом исключительно на автопилоте.

Выбирайте музыку для себя, наслаждайтесь ею во время занятий спортом и получайте от нее максимальное удовольствие вместе с потраченными калориями.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что музыкальное сопровождение в зависимости от цели его использования способствует повышению работоспособности, развитию координации движений, воспитывает у учащихся чувство и понимание ритма, ударов мелодия и соответствующая ей красота и выразительность движений, музыкальный вкус. Его использование на занятиях помогает преодолеть нарастающую утомляемость и помогает избежать однообразия на уроке, а также может ускорить процессы освоения техники движения. Использование музыки в любом формате физических упражнений решает несколько проблем, основные из которых следующие:
- способствовать всестороннему гармоничному развитию личности тех, кто занимается искусством как синтетической формой человеческой жизни, способом тренировки тела и души;
- помочь в организации вовлеченных в процесс тренировки (при выполнении физических упражнений, различных перестроек, смене движений и мест в тренажерном зале);
- способствовать решению основных задач урока и каждой его части;
- способствовать улучшению эмоционального фона на уроке и психоэмоционального состояния учащихся.

Как показывает практика последних лет, музыкальное сопровождение используется при выполнении физических упражнений, при занятиях различными видами спорта, во всем многообразии современных направлений физкультурно-оздоровительной деятельности - фитнесе.

В заключение можно сказать, что методически грамотный выбор музыкального сопровождения позволяет значительно повысить эффективность занятий физкультурой, их качество, а также решить многие задачи физического, нравственного воспитания молодёжи.

Список литературы

1. Крюкова, Г. В. Словарь http://www.studfiles.ru/preview/3195347/page:3/

2. Оплетин, А. А. Формирование компетенции саморазвития личности студентов средствами физической культуры /А. А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. – 2013 г. – Текст: непосредственный.

3. Сайкина, Е. Г. Психологические аспекты музыкального сопровождения на оздоровительных занятиях физическими упражнениями /Е.Г. Сайкина, Ю.В. Смирнова // Физическая культура и спорт: проектирование, реализация, эффективность: Сб. матер. Всеросс. науч.- практ. конф., посвящ. 70-летнему юбилею д-ра пед. наук, проф. А. А. Нестерова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015 г. – Текст: непосредственный.

https://zen.yandex.ru/media/goprosport/vliiaet-li-muzyka-na-zaniatiia-sportom-5b78278e2c8e9b00adbe46a3

Просмотров работы: 140