ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Некрасова М.Н. 1, Вальков В.Б. 2
1Кемеровский государственный медицинский университет, лечебный факультет
2Кемеровский государственный медицинский университет, кафедра «Физическая культура»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Кризис физической культуры - это не только российская проблема на современном этапе развития нашего общества, но и явление всемирного значения. С медицинской точки зрения существует неоспоримое основание считать физическую активность фактором, приносящим пользу для здоровья человека. Получены экспериментальные данные о благоприятном воздействии физических упражнений на развитие физических и психических качеств человека, на его образ жизни. Поэтому физическая активность, в образовательной форме выраженная как дисциплина «Физическая культура» и является обязательным предметом всех учебных учреждений в различных странах мира [1].

Физическая культура –это часть общечеловеческой культуры, которая представляет собой вид социальной деятельности, социальной практики, а это значит, что общество признаёт такую деятельность полезной и необходимой для человека и создаёт условия для её развития [5].

Физическая культура ориентирована на теоретические знания, на формирование и воспитание у школьников ценностных ориентаций, формирование устойчивой мотивации систематически заниматься физическими упражнениями и спортом и потребностей на сохранения собственного здоровья, ведения здорового образа жизни в повседневной жизни. Взаимосвязь физической культуры с образованием осуществляется через обучение школьников в образовательных учреждениях в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ: «Об образовании» (2012), Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4.12.2007 г. №329 и Федеральный закон «Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти, по месту работы и месту жительства граждан» определяет, что:

1. Образовательные учреждения с учетом местных условий интересов, обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

2. Организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя:

1) проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ;

2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;

3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;

4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;

5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;

6) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся.

Показателями состояния физической культуры в обществе и государстве в целом являются: совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования людей, уровень их здоровья и физического развития, степень использования физических упражнений в сфере воспитания подрастающего поколения [5].

Однако во всем мире отмечается снижение статуса физической культуры в воспитательно-образовательном процессе обучающихся, ухудшение образовательных программ со стороны государственного, политического и образовательного руководства, уменьшается количество занятий физической культуры в учебных планах либо заменяют их курсами по выбору, либо просто факультативом. Физическая культура рассматривается не столь важный предмет, как история и философия и т.д. В данном случае возникает непонимание цели и роли физической культуры в общем процессе, направленном на воспитание гармонично развитой личности, стремящейся к умственному, нравственному и физическому совершенству. Забывается или не осознается роль двигательной активности в профилактике и снижении уровня заболеваний сердечно-сосудистой системы, ряда онкологических заболеваний, диабета; в повышении познавательных и учебных способностей физически активных молодых людей [2].

Итоги многочисленных исследований состояния здоровья молодёжи свидетельствуют о крайнем его низком уровне. По данным Минздрава и Госсанэпиднадзора РФ, только 14% школьников по России практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - имеют хронические заболевания. У каждого четвёртого учащегося обнаруживается патология сердечно-сосудистой системы, у каждого третьего – близорукость, нарушение осанки. Согласно исследованиям НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи Госсанэпиднадзора РФ учебно-воспитательный процесс особенно отрицательно сказывается на психосоматическое здоровье учащихся (малоподвижный образ жизни, умственные нагрузки, интенсификация учебного процесса и т. д.) отклонения со стороны нервной системы регистрируются у 32,6 % девушек и 16, 4% юношей, а 50% студентов нуждаются в помощи психологов. Такое состояние здоровья молодёжи – это результат не только длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экономических факторов, но и результат низкого качества образования [4].

В западной концепции «благополучия» физическое воспитание – это не просто оздоровительная тренировка. Под этим понимается распространение эффекта физической активности на эмоциональную и мыслительную сферы жизнедеятельности человека, способствующего приобретению жизненно важных социальных умений и навыков. Предполагается, что «благополучие» должно сыграть более важную роль в образовании будущего, в связи с чем программы физического и оздоровительного воспитания будут способствовать не только профилактике заболеваний, развитию двигательных умений и навыков, повышению самоуважения и социализации детей, но и искоренению наркотиков и криминализации среди молодежи.

Для взрослого человека активный образ жизни важен не только в физическом (профилактика заболеваний и повышения жизненного тонуса), но и в умственном и эмоциональном плане (релаксация, снятие стресса и т.д.). Изучая оздоровительные образовательные программы, человек приобретает знания о своем теле, об этике питания, рациональном использовании медикаментов, способность развивать в себе положительные качества, понимать разницу между «образовательной» и «профессиональной» моделями спорта, ценить профессиональное мастерство [2].

Спорт и физическая активность – это одна из немногих областей человеческой жизни, в которой физические, эмоциональные, духовные и умственные способности выходят на передний план. Занимаясь спортом, человек приобретает опыт, позволяющий ему развиваться. Самоуважение, сотрудничество, умение работать в команде, лидерство, состязательность, честность, настойчивость, трудолюбие, творческий подход, уверенность в себе, самоконтроль. Формирование этих качеств зависит от организации воспитатель-образовательного процесса, атмосферы проведения занятий, взаимодействия с товарищами по команде, соперниками, но всегда проходит под непосредственным руководством учителя, преподавателя.

Поэтому, на современном этапе российского образования одной из приоритетных задач остаётся по-прежнему ориентация на здоровьесберегающее обучение и воспитание студенческой молодёжи. Современные требования к социогуманитарной направленности физической культуры отражены в положениях Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской федерации». Перед всеми государственными структурами поставлены конкретные задачи по обеспечению условий, содействующих сохранению. и укреплению психофизического развития молодёжи и формированию у них здорового образа жизни, что в целом изменило роль учителя физической культуры. Из учителя, занимающегосяся только физической подготовленностью учащихся, они должны стать и кураторами здорового образа жизни, владеть специальными знаниями не только по физической культуре, но и по совершенствованию и укреплению здоровья, здорового образа жизни [1].

С помощью полученных на занятиях по физической культуре знаний, студенты должны не только научиться понимать роль социальной значимости физической культуры в развитии личности и подготовке их к выбору будущей профессии, но и сформировать мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое совершенство, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, приобрести личный опыт повышения двигательных и функциональных возможностей обеспечения к будущей профессии и в быту.

Целью такой учебной деятельности оздоровительной направленности должно быть внедрение в учебно-воспитательный процесс педагогические технологии задачи, которых: научить школьников использовать средства физической культуры для формирования физкультурного образования и укрепления здоровья, для физического развития и повышения работоспособности. Продуктивность такой деятельности должна быть обусловлена формированием двигательного действия оздоровительной направленности, основанного на развивающей функции физических упражнений и теоретических представлениях о внутренних процессах, определяющих здоровье и физическое развитие.

Педагогическая наука предлагает в настоящее время комплекс средств образовательных технологий и показывает пути их практического применения. Стратегическими на сегодня признаются педагогические технологии компьютерной информатизации образования, трансформационные и дистанционные технологии. Популяризируются также технологии интенсивного, личностно-ориентированного, личностно-деятельностного и опережающего обучения и др. Все они в определенной степени могут быть использованы в технологизации процесса воспитания физической культуры учащейся молодежи.

Возникает вопрос: как эти науки трансформировать в физическую культуру через педагогическую систему знаний. Ведь современно построенный учебный процесс формирования физической культуры личности значительно сложнее, чем традиционно сложившийся на основе известных дидактических принципов.

Для того чтобы процесс учебной деятельности осуществлялся эффективно, необходимо научиться пользоваться современными педагогическими технологиями, разбираться в их сути и создавать свои профессиональные стратегии деятельности, учитывать то обстоятельство, что гармоничный педагогический процесс возможен только как точное воспроизведение заранее спроектированной педагогической технологии, т. е. четко поставленной цели и педагогических задач в совокупности с адекватной технологией их решения. Лишь в этих условиях представляется возможным превращение учебно-воспитательной работы из мало упорядоченной совокупности действий в целенаправленный процесс.

В самом широком смысле слова под «технологией» понимают науку о законах функционирования любой сложной системы, вкладывая в это понятие три основные составляющие.

Идеологию – информационная составляющая, отвечающая на вопрос что? Это концепция и принципы, на которые опирается система (образовательная система опирается на следующие принципы: научности, доступности, перспективности, последовательности, связи с практикой и др.).

Методика – инструментальная составляющая: какие «ресурсы» (в широком смысле) необходимы для реализации технологии (в образовании – это учебные заведения, оборудование, учебники, программно-методическое обеспечение, компьютеры, спортивные залы и др.).

Кадры - социальная составляющая технологии: требования к людям, реализующим «идеологию с помощью» орудий (в образовании - это прежде всего требования к образованности и культуре педагогов и управленцев, к их стремлению и умению заниматься творческой работой и т. д.) [3].

Все три составляющие взаимосвязаны и взаимообусловлены (зависимы друг от друга): изменение структуры (стратегии) одной из них непременно требует изменений двух других.

Анализ определения понятия «педагогическая технология» обнаруживает вариативность его трактовок. Оно понимается как проект учебно-воспитательного процесса, как модель этого процесса, как закономерности и принципы его организации, как система учебно-воспитательного процесса, как сам процесс, как методы, средства, операции, способы, приемы, условия, формы организации учебно-воспитательного процесса и т. п.

В контексте формирования физической культуры личности студента, педагогическая технология рассматривается нами как функциональная система организационных способов алгоритмизированного управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса.

В целом же физкультурное образование личности представляется как процесс целенаправленного, организованного с помощью специальных методов и разнообразных средств, и форм активного обучающего взаимодействия учителя и ученика. При ведущей и направляющей роли учителя обеспечивается полноценное усвоение знаний, умений, навыков развития умственных и физических сил и творческих способностей. Практическая обучающая деятельность обеспечивает активное освоение учащимися ценностей физической культуры. Она актуализирует смысловую сторону педагогического процесса, наполняет его реальным содержанием.

Центральной фигурой, системообразующим началом педагогической технологии, процесса физической культуры является учитель - носитель содержания образования, организатор педагогических условий, обеспечивающих результативность деятельности. Профессионализм – учет индивидуально-психологических и физических особенностей занимающихся, адекватная их возможностям нагрузка, решение оздоровительных, образовательно-воспитательных задач, учет желаний и интересов учащихся, разнообразие, новизна, эмоциональность занятий, а также личность преподавателя (его общекультурный уровень, эрудиция, научная и методическая подготовка, ответственность, разумная требовательность, педагогическое мастерство) являются психолого-педагогическими факторными условиями, обеспечивающими качество воспитательного процесса.

Согласно слагаемым педагогической технологии общенациональная составляющая должна обеспечивать при желании гарантированный результат на уровне положительной оценки. И что, пожалуй, наиболее значимо в педагогической технологии: содержание деятельности учащихся необходимо реализовывать в виде системы познавательных и практических задач, воспитания способностей, адекватных основным составляющим физической культуры личности.

Таким образом, формирование физкультурного образования у студентов обеспечивает единство направленности и взаимодействия всех компонентов воспитательно-образовательного процесса, в котором действуют сами обучающиеся, учителя и администрация образовательного учреждения.

Список литературы

1. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодежь и современность /В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры, 1995, № 4. – Библиогр.: С. 2-3. – Текст: непосредственный.

2. Игранула, В. С. Основы образовательных технологий / В. С. Игранула. – Ставрополь: Институт развития образования, 1996. – Библиогр.: с. 226. – Текст: непосредственный.

3. Соловьев, Г. М. Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образовательных технологий / Г. В. Соловьёв. – Ставрополь: СГУ, 1999. – Библиогр.: с. 167. – Текст: непосредственный.

4. Мелешкова, Н. А. Формирование здорового образа жизни студентов вуза в процессе физического воспитания: монография. – Кемерово, Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2007. – Библиогр.: с. 203. – Текст: непосредственный.

Просмотров работы: 90