РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Навасардян О.Э. 1, Мелешкова Н.А. 2
1Кемеровский государственный медицинский университет, педиатрический факультет
2Кемеровский государственный медицинский университет, кафедра «Физическая культура»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: На сегодняшний день реабилитация больных с заболеваниями органов дыхания играет важную роль при проведении комплексной терапии. Она строится индивидуально с учетом характера основного процесса и его патогенетических механизмов, осложнений и сопутствующих заболеваний. В данной статье рассматривается реабилитация больных с заболеваниями дыхательных путей. Цель исследования выявить и описать методы реабилитации при заболеваниях органов дыхания и пути их реализации.

Ключевые слова: реабилитация, больные, заболевание органов дыхания, лечебная физическая культура.

В России на данный период времени наблюдается устойчивый рост заболеваемости органов дыхания инфекционной, аллергической и экологической этиологии, злокачественных и доброкачественных заболеваний трахеи, бронхов и легких. Но в последние годы достигнут прогресс в лечении таких распространенных заболеваний, как бронхиальная астма (БА), бронхит и пневмония. Однако частота их возникновения остается высокой, это и является серьезной проблемой медицины и современного здравоохранения.

Заболевания органов дыхания занимают одно из первых мест в структуре заболеваемости, так как поражают примерно 30% населения ежегодно. По данным официальной статистики, в России удельный вес болезней органов дыхания в структуре показателей общей заболеваемости взрослого населения в 2017 году составил 17,2 % (20 936,0 на 100 тысяч населения). Высокие показатели заболеваемости, наблюдающиеся на протяжении последних десятилетий, хорошо отражают сложившуюся социально-экономическую обстановку в стране, являясь следствием экономических преобразований, приведших к нестабильности доходов населения, снижению уровня жизни незащищенных слоев населения.

Средние затраты на амбулаторное и стационарное лечение больного бронхиальной астмы составляют около 39 тыс. руб. в год. Длительность временной нетрудоспособности при БА составляет 40–60 дней в год, что сопряжено с большими финансовыми потерями. Внебольничной пневмонией в России заболевают более 1,5 млн человек в год, при этом летальность при среднетяжелом и тяжелом течении составляет 10%. Несвоевременная и неполноценная диагностика, увеличение числа случаев лекарственной устойчивости и частое отсутствие комплексного подхода к терапии приводит к учащению затяжного течения и к росту числа осложнений (до 25% случаев). [3;5]

Таким образом, в проведении комплексной медицинской реабилитации, включающей лечебную физическую культуру, респираторную и аппаратную физиотерапию, бальнеотерапию, различные виды массажа и рефлексотерапии, психотерапевтические воздействия, ежегодно нуждаются примерно 9,5 млн жителей России.

Цель исследования: выявить и описать методы реабилитации при заболеваниях органов дыхания.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную литература по проблеме заболеваний органов дыхания.

2. Проанализировать методы реабилитации.

3. Разработать методические рекомендации по реабилитации органов дыхания.

Объектом исследования является роль реабилитационных мероприятий при заболеваниях органов дыхания.

Решая первую задачу исследования, мы определили, что при заболеваниях органов дыхания применяют лечебные факторы, применяемые в реабилитации пульмонологических больных, включают прежде всего медикаментозную терапию, физиотерапевтические методы лечения, средства ЛФК, различные методики дыхательной гимнастики, рефлексотерапию, мануальную терапию и массаж. Ведущая роль в программе восстановительного лечения отводится средствам ЛФК, так как физические упражнения помогают раскрыть потенциальные функциональные резервы дыхательной системы и обеспечить максимально полное восстановление функции или ее компенсацию, формируя оптимальный стереотип дыхания с удлиненным выдохом. Применение средств ЛФК требует определенных знаний анатомо-функциональных особенностей дыхательной системы, основных патофизиологических синдромов нарушения функции внешнего дыхания (ФБД), патогенеза и клинико-физиологических особенностей различных нозологических форм патологии органов дыхания. [1]

Решая вторую задачу, мы выделили основные методы реабилитации при заболеваниях органов дыхания, это прежде всего лечебная физическая культура. Лечебное действие физических упражнений при заболеваниях дыхательного аппарата основывается, прежде всего, на возможности произвольного регулирования глубины и частоты дыхания, его задержки и форсирования. С помощью специальных статистических и динамических дыхательных упражнений можно переводить поверхностное дыхание на более глубокое, удлинять или укорачивать фазы вдоха и выдоха, улучшать ритм дыхания, увеличивать вентиляцию легких. [3]

Занятия лечебной гимнастикой при рациональном сочетании общеукрепляющих физических упражнений со специальными дыхательными упражнениями и разными фазами дыхания усиливают кровообращение в легких и этим способствуют более быстрому и полному рассасыванию инфильтратов и экссудата в легких и в плевральной полости, предупреждению образования в ней спаек и других включение лечебной гимнастики в комплексное лечение острых заболеваний органов дыхания значительно увеличивает его эффективность и сохраняет у больных в дальнейшем работоспособность. При хронических заболеваниях легких с помощью физических упражнений можно добиться нормализации нарушенной дыхательной функции. [2]

При решении третьей задачи мы разработали ряд рекомендаций для больных с заболеваниями органов дыхания.

1.Для улучшения вентиляции верхушек легких целесообразно использовать углубленное дыхание в исходное положение, сидя на низкой скамейке, при котором ограничивается диафрагмальное дыхание и компенсаторно усиливается «ключичное», или верхнегрудное, дыхание. При таком дыхании расширяется главным образом верхняя часть грудной клетки; это связано с работой мышц, поднимающих вверх плечи, ключицы, лопатки и ребра. При этом грудная клетка вытягивается вверх, но расширяется незначительно – только в верхней части. Поэтому расширение легких при вдохе минимально: только верхние их части заполняются воздухом. Тренировка верхнегрудного типа дыхания выполняется в исходное положение, сидя на краю стула, откинувшись на спинку (ноги вытянуты). На вдохе грудная клетка поднимается вверх, на выдохе опускается.

2.Для «реберного», или нижнегрудного, дыхания характерно расширение грудной клетки преимущественно в стороны. В силу этого в дыхании участвуют главным образом срединно-расположенные сегменты легких. Тренировать его следует в исходное положение, сидя на краю стула или стоя (кисти плотно охватывают нижнебоковые отделы грудной клетки, пальцы направлены вперед). На вдохе нижнебоковые отделы грудной клетки расширяются в стороны, на выдохе грудная клетка спадается и возвращается в исходное положение, при этом кисти сдавливают ее. Вдох – через нос, выдох – через рот (губы сложены трубочкой).

3.Вентиляция нижних отделов легких осуществляется с помощью диафрагмального дыхания, которое осуществляется при сокращении диафрагмы и опускании ее вниз, в сторону брюшной полости; при этом грудная клетка расширяется лишь в нижней части, и эти участки вентилируются лучше других. Диафрагмальное дыхание осуществляется в исходное положение, лежа на спине, ноги согнуты (под колени подложен валик). На вдохе брюшная стенка поднимается вверх; на выдохе живот втягивается, и лежащая на нем рука надавливает на живот. Вдох – через нос, выдох – через рот (губы сложены трубочкой). [4]

Рис.1 – Дыхательные упражнения

В методике занятий ЛФК применяются статические (СДУ) и динамические (ДДУ)дыхательные упражнения. К статическим дыхательным упражнениям относятся упражнения, выполняемые в покое, без движений конечностей и туловища. СДУ направлены на тренировку отдельных фаз дыхательного цикла: продолжительности вдоха и выдоха; пауз на вдохе и на выдохе; уменьшения глубины дыхания; удлинения выдоха, добавочного сопротивления на выдохе, толчкообразного выдоха; ровного, ритмичного дыхания; урежения дыхания. К статическим дыхательным упражнениям относятся и звуковые упражнения: произнесение звуков и звукосочетаний на выдохе способствует удлинению фазы выдоха; произнесение вибрирующих звуков (ммм, ррр и т.п.) и звукосочетаний («брак», «брр», «жук» и т.п.) вызывает расслабление спазмированных бронхов и бронхиол. [2]

Рис. 2 Статические дыхательные упражнения, выполняемые в положениях лежа (1), сидя (2), стоя (3): а — вдох; б — выдох.

Рис. 3 – Динамические дыхательные упражнения

Для тренировки дыхательных мышц, увеличения внутрибронхиального давления и вследствие этого – увеличения просвета бронхов используется добавочное сопротивление (выдох через сжатые губы или зубы, выдох в воду, надувание резиновых игрушек). Скопление мокроты при воспалительных заболеваниях нарушает проходимость бронхов; возникает необходимость освобождения дыхательных путей от патологического секрета. Это достигается с помощью дренажа бронхов в различных положениях тела, способствующих выделению секрета за счет собственной массы (постуральный дренаж). Сочетание постурального дренажа с физическими упражнениями (дренажная гимнастика) весьма эффективно для удаления мокроты из просвета бронхов. [1]

При выполнении динамических дыхательных упражнений дыхание сочетается с различными движениями конечностей и туловища. Цель ДДУ – облегчение или, наоборот, затруднение дыхания при движении. Так, например, поднимание рук вверх и прогибание туловища назад способствуют более полному и глубокому вдоху; повороты и наклоны туловища с одновременным подниманием противоположной руки – растяжению плевральных спаек. ДДУ способствуют формированию навыков рационального согласования дыхания с движениями. Обучение дыхательным упражнениям надо начинать в покое. Навыки ритмичного, ровного дыхания в процессе двигательной деятельности лучше прививать во время ходьбы и бега.

Реабилитация больных с бронхолегочной патологией с помощью средств ЛФК проводится поэтапно.

На стационарном этапе (подострый период заболевания) на занятиях ЛФК в основном используются гимнастические и дыхательные упражнения.

Дальнейший процесс реабилитации осуществляется на санаторном или поликлиническом этапах. Применение средств и форм ЛФК заметно расширяется; наиболее эффективны циклические упражнения. [4]

Результаты исследования: Чтобы достичь цель исследования, я провела анкетирование со студентами II курса Педиатрического факультета КемГМУ, которые проходили реабилитацию в больницах или дома в связи с выявленными у них заболеваниями органов дыхания. Ответы респондентов на вопросы предоставлены на рисунках 4-6.

Рис. 4 – Вопрос: «Как вы оцениваете качество реабилитационных мероприятий по 10-ти бальной шкале?»

Рис. 5 – Вопрос: Помогли ли, вам, реабилитационные мероприятия в

ускорении выздоровления?

Рис. 6 – Вопрос: «Чтобы Вы предложили усовершенствовать при проведении реабилитационных мероприятий

Результаты опроса показали, что средства ЛФК возбуждая дыхательные центры, способствуют улучшению вентиляции и газообмена. Под влиянием лечебной гимнастики и массажа повышается общий тонус, и улучшаются психологическое состояние больного, функции центральной нервной системы, улучшаются нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга и взаимодействие коры и подкорки; активизируются защитные силы организма; создается оптимальный фон для использования всех лечебных факторов.

Занятия лечебной гимнастикой при рациональном сочетании общеукрепляющих физических упражнений со специальными дыхательными упражнениями и разными фазами дыхания усиливают кровообращение в легких и этим способствуют более быстрому и полному рассасыванию инфильтратов и экссудата в легких и в плевральной полости, предупреждению образования в ней спаек и других включение лечебной гимнастики в комплексное лечение острых заболеваний органов дыхания значительно увеличивает его эффективность и сохраняет у больных в дальнейшем работоспособность. При хронических заболеваниях легких с помощью физических упражнений можно добиться нормализации нарушенной дыхательной функции.

Таким образом, представленные данные показывают, что ЛФК значительно повлияла на выздоровление студентов с заболеваниями органов дыхания. Тщательно изучив информацию о заболеваниях органов дыхания можно сделать вывод, что цель работы достигнута.

Основная задача реабилитационных мероприятий при болезнях органов дыхания направлена на улучшение дыхательной функции, укрепление дыхательной мускулатуры, уменьшение застойных явлений в легких.

Список литературы

1. Белая, Н. А. Лечебная физкультура и массаж: учебно-методическое пособие для медицинских работников/ Н. А. Белая - М.: Советский спорт, 2004, 2-е изд. – Текст: непосредственный.

2. Боголюбов, В. М. Медицинская реабилитация / В. М. Боголюбов – М.: Бином, 2017. – Текст: непосредственный.

3. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура: учебное пособие / В.А. Епифанов. - М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2006. – Текст: непосредственный.

4. Макарова, И. Н. Массаж и лечебная физкультура: справочник для врачей и студентов медицинских вузов/ И.Н. Макарова - М.: Эксмо, 2009. . – Текст: непосредственный.

5. Медицинская реабилитация. Руководство для врачей /под ред. В.А. Епифанова. – М.: МЕДпресс-информ, 2005. – Текст: непосредственный.

Просмотров работы: 5747