ВОЗДЕЙСТВИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВОЗДЕЙСТВИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Коженкова А.С. 1, Суханов Е.Л. 2
1Кемеровский государственный медицинский университет, лечебный факультет
2Кемеровский государственный медицинский университет, кафедра «Физическая культура»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: в статье рассматривается влияние оздоровительной физической культуры на организм человека. Проблема низкого уровня двигательной активности студентов, отсутствие знаний о здоровье человека, здоровом образе жизни, о средствах и методах физической культуры в обеспечении здоровья определило выбор темы нашего исследования – «Воздействие оздоровительной физической культуры на организм человека».

Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, двигательная активность, здоровье, анализ, оздоровительная физическая культура.

Существуют различные концепции о подходах к совершенствованию учебного процесса, предполагающие эффективность образовательных программ с целью повышения уровня физического развития, физической подготовленности студентов, формирования у них культуры здоровья, здорового образа жизни.

На современном этапе российского общества, одним из компонентов образования является физическое воспитание обучающихся. Выдвижение проблемы культуры здоровья, здорового образа жизни студентов вуза, подтверждая важность разработки данной проблемы, определило важность нашего исследования [1].

Цель работы: рассмотрение и анализ опроса среди студентов на тему воздействия оздоровительной физической культуры на организм человека.

Метод работы: опрос, изучение и анализ информационных материалов.

Анализирую научную литературу, мы остановились на более эффективных оздоровительных направлениях в области физической культуры и спорта – это прикладные виды спорта: аэробика и атлетическая гимнастика.

Аэробика– традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению – одно из направлений фитнеса.

Аэробика представляет собой систему гимнастических упражнений общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элементы), выполняемые в заданном темпе и ритм:

Оздоровительная аэробика– одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой. Разработаны различные программы, синтезирующие элементы физических упражнений, танца и музыки.

Классификация по содержанию программ:

Программы без предметов и приспособлений (Высокой и низкой интенсивности High, Low impact; для беременных, Funk, Sity (street) - jam, Aquaaerobics и др.).

Программы с использованием предметов и приспособлений (С утяжелителями, гантелями, амортизаторами Step-up, Slide, Fitbol и др.).

Программы смешанного типа (комплексные) (aeroboxing, каратебика, його-аэробика, Fitness, Workout и др.).

Спортивная аэробика– это интенсивно развивающийся вид спорта, первые соревнования по которому прошли в США в 1990 году. Спортивная аэробика признана официальной спортивной дисциплиной Международной федерации аэробики (IAF), входящей в Международную федерацию гимнастики (FIG) [2; 3].

Прикладная аэробика – получила распространение как дополнительное средство в подготовке спортсменов других видов спорта, а также в лечебной физкультуре и различных рекреационных мероприятиях.

Содержание занятий аэробикой:

движения отдельными звеньями тела типа сгибаний и разгибаний;

разновидности ходьбы и бега, подскоки и прыжки;

наклоны, приседы, повороты и вращения, различные махи и т.д.;

элементы вольных упражнений и художественной гимнастики;

танцевально-хореографические элементы.

В аэробике используется комплекс различных средств, оказывающих влияние на организм. Так, серии беговых, танцевальных, прыжковых упражнений влияют преимущественно на сердечно-сосудистую систему, наклоны и приседания – на двигательный аппарат, методы релаксации и самовнушения – на центральную нервную систему. Упражнения в партере развивают силу мышц и подвижность в суставах, танцевальные – пластичность и т.д.

В зависимости от выбора применяемых средств занятия аэробикой могут носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер, а также с различными предметами. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений. Серия упражнений партерного характера (в положениях лежа, сидя) оказывает наиболее стабильное влияние на систему кровообращения. ЧСС не превышает 130-140 удар/мин., т.е. не вы­ходит за пределы анаэробной зоны; потребление кислорода увеличивается до 1,0-1,5 л/мин. Таким образом, работа в партере носит преимущественно анаэробный характер.

Упражнения, выполняемые в положении стоя для верхних конечностей, вызывают увеличение ЧСС до 130-140 удар/мин., танцевальные движения – до 150-170, а наклоны, глубокие приседания – до 160-180 удар/мин. Наиболее эффективное воздействие на организм оказывают серии беговых и прыжковых упражнений, в которых при определённом темпе ЧСС может достигать 180-200 удар/мин., а потребление кислорода – 2,3 л/мин., что соответствует 100 %-максимальному потреблению кислорода.

Атлетическая гимнастика – это система упражнений с отягощениями (гантелями, набивными шарами, утяжелителями и т.д.) в сочетании с разносторонней физической подготовкой, направленной на развитие силовых качеств и способностей. Занятия атлетической гимнастикой способствуют развитию силы, мышечной выносливости, ловкости. Упражнения атлетической гимнастикой универсальны и оздоравливают травмированные или больные участки тела, восстанавливают мышечный баланс, изменяют форму тела, приближая ее к совершенству. На занятиях используются различные упражнения с гантелями, гирями, штангой, упражнения на тренажерах и блочных устройствах. Применение различных упражнений с предметами дает возможность воспринимать различные ощущения (зрительные, равновесия, слуховые и т.д.) движения тела и предмета, что является средством познания окружающего мира на более элементарном уровне, чем интеллектуальное познание.

В атлетической гимнастике используют шесть групп специальных упражнений.

Первая группа упражнений без отягощений и предметов включает преодоление сопротивлений собственного тела или его части. Это могут быть силовые перемещения или статические напряжения с большим или меньшим напряжением мышц-антагонистов, например, сгибание и разгибание рук в упоре ле­жа. Эти упражнения подходят студентам специальной и подготовительной группы. Они не требуют особой подготовленности и просты в организационном отношении.

Вторая группа упражнений силового характера на снаря­дах массового типа частично заимствована из гимнастического многоборья и заключается в перемещениях собственного тела. Рекомендуются студентам основной медицинской группы. Особенностью, данной группы упражнений является применение различных снарядов и разнообразие используемых ситуаций: на перекладине, кольцах, брусьях, коне с ручками. Их можно вы­полнять в висе, в упоре, смешанных положениях; быстро и медленно, акцентируя действия на замедлении или ускорении пере­мещений, удержаний статических положений.

Третья группа упражнений с гимнастическими предметами определенной тяжести: набивными мячами, эспандерами и т.д. Особенности каждого из предметов определяют и характер упражнений, возможность манипулирования, степень напряженности. При этом появляется новая форма упражнений – парно- групповая и новые методы ее использования: игровой и соревновательный.

Четвертая группа упражнений со стандартными отягощениями: гантелями, гирями, штангой. Упражнения рекомендуются подготовленным студентам с целью совершенствования в выбранном виде спорта. Характерной особенностью этих упражнений является строгая дозировка веса снаряда. Упражнения с гантелями содержат симметричные и асимметричные движе­ния руками в сочетании с наклонами, поворотами, выпадами, приседаниями и др., позволяющими вовлечь в работу большое количество мышечных групп. Упражнения с гирями в целом сходны с упражнениями с гантелями. Специфика их заключает­ся в том, что при обычном хвате гиря находится вне площади опоры, из-за чего возникает ее вращение, противодействие ко­торому требует проявления больших усилий. Помимо обычного поднимания и опускания, используются еще броски, и ловля гири одной и двумя руками. Упражнения со штангой осуществляют в соответствии с методическими указаниями, разработанными для занятий тяжелой атлетикой. В целях оздоровления и общей силовой подготовки можно также использовать элементы штанги: гриф, диски, замки. Используются движения как из классического троеборья (жим, рывок, толчок), так и группа движений в самых различных формах и положениях.

Пятая группа – упражнения силового характера, выполняемые в парах и тройках. Это простые и доступные упражнения, не требующие специальной технической подготовленности и выполняемые в искусственно усложненных условиях. Взаимодействие партнеров в данном случае строится таким образом, что один из них создает определенное сопротивление действию другого, который преодолевает его, используя заданный способ.

Шестая группа – упражнения на тренажерах и специальных устройствах, которые позволяют регулировать нагрузку за счет изменения веса отягощения (степени сопротивления) и включать в работу поочередно различные части тела, принимая те или иные положения. Начинать занятия этой группы упражнений рекомендуется с инструктором [3;4].

Занятия атлетической гимнастикой вызывают выраженные морфофункциональные изменения (преимущественно нервно-мышечного аппарата): гипертрофию мышечных волокон и увеличение физиологического поперечника мышц; рост мышечной массы, силы и силовой выносливости. Эти изменения связаны в основном с длительным увеличением кровотока в работающих мышечных группах в результате многократного повторения упражнений, что улучшает трофику (питание) мышечной ткани. 

Исходя из итогов проведенного нами исследования, мы определили, что, регулярные занятия физическими упражнениям и спортом способствуют физическому развитию человека, увеличивают силу мышц за счет увеличения количества мышечных волокон и их поперечного сече­ния, эластичности, а также совершенствования их координации в работе отдельных мышечных волокон.

При систематических занятиях физическими упражнениями и спортом мускулатура дыхательных органов укрепляется и способствует подвижности и объёма грудной клетки, что вовлекает в дыхательный процесс дополнительное число альвеол, в которых происходит обмен энергии. Именно этот процесс повышает резервные возможности организма и повышает его общую выносливость, а значит и работоспособность [5].

Мы провели опрос среди учебной группы 1901 Лечебного факультета КемГМУ, занимаются ли студенты регулярно оздоровительными упражнениями или спортом? Опрос показал, что студенты группы 1901 регулярно. Студенты, занимающиеся спортом в свободное от учёбы время, посещают такие секции, как баскетбол, фитнес, занятия в тренажёрном зале – 15%. Остальные, что касается физических упражнений, выполняют их только в рамках дисциплины по физической культуре и спорту, объясняя это тем, что «материальные затруднения, чтобы оплачивать абонемент», «большая учебная нагрузка, не хватает времени», «есть более интересные дела, чем спорт».

Таким образом, хоть учащимся может и не хватает времени или мотивации на занятия оздоровительной физической культурой, они все же осознают, что очень важно поддерживать активный образ жизни, поэтому стараются выполнять упражнения разного характера (циклического, ациклического). При этом очень важно учитывать состояние здоровья человека и его уровень физической подготовки для рационального использования физических возможностей организма, чтобы физические нагрузки не принесли вреда здоровью.

Список литературы

1. Касаткина, Н. Э. Педагогическая модель формирования культуры здоровья студентов вуза и готовности к здоровьесбережению /Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева, Н .А. Мелешкова // Профессиональное образование в России и за рубежом: научно-образовательный журнал 2019, №1 (33). – Текст: непосредственный.

2. Матов, В. В Ритмическая гимнастика / В. В. Матов, Л. А. Ланцберг, О. А. Иванов – М.: Знание, 1985. – Библиогр.: с 264. – Текст: непосредственный.

3. Мелешкова, Н. А. Методика и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом студентов вуза: электронный текс /Н. А. Мелешкова, М. В. Борисова. – Кемерово, 2013 г. Текст: непосредственный.

4. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. Л. Б. Кофмана. – М.,1998. –– Библиогр.: с 498. – Текст: непосредственный.

5. Николаев, Ю. М. К проблеме развития теории физической культуры /Ю. М. Николаев // Теория и практика. физической. Культуры. – М.: 2001, № 8. –– Библиогр.: С. 2-10. – Текст: непосредственный.

Просмотров работы: 26