РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

Глекова А.Е. 1, Филлипова К.А. 1, Мамаев Е.А. 2
1Кемеровский государственный университет, медико-профилактический факультет
2Кемеровский государственный медицинский университет, кафедра «Физическая культура»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Физическая культура и спорт являются важным фактором реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями. Данная статья рассматривает роль физической культуры и спорта в реабилитации инвалидов. Цель работы: провести анализ литературы по данной проблеме и сделать методические рекомендации для обучающихся с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: физическая культура, реабилитация инвалидов, физическая активность, физические упражнения и спорт, адаптивная физическая культура, спорт в системе реабилитации.

Физический недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений, затрудняет возможность социального контакта с окружающим миром. Активные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия позволяют лучше владеть своим телом, восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности в себе, дают новые возможности самообслуживания и, в итоге, возврата к активной жизни.

Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья.

Физическая реабилитация является составной частью медицинской и социально-трудовой реабилитации, использующей средства и методы физической культуры, массаж и физические факторы.

Адаптивная физическая культура включает средства, приёмы и методы физического воспитания для формирования у инвалидов жизненно и профессионально необходимых двигательных умений, и навыков, развития и совершенствования физических, психических, функциональных и волевых качеств и способностей, позволяющих им обрести самостоятельность, бытовую и психологическую независимость.

Очень популярны среди инвалидов занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем (Например, инвалид вследствие заболевания сердечно-сосудистой системы при пользовании речным портом должен иметь возможность для отдыха в сидячем положении). Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или отрезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков [1;4].

Несмотря на то, что, по данным статистики, за последние два года число клубов физической культуры для инвалидов выросло на 40%, а количество их посетителей - в полтора раза, различными формами физической культуры и спорта в Российской Федерации занимается менее 1% инвалидов (0,9).

Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их всегда педагогический, образовательный процесс.
Все средства и возможности физической культуры должны быть направлены на повышение двигательной активности инвалидов, которая рассматривается как определяющее условие интеграции (всесторонняя реабилитация плюс социальная адаптация) инвалидов в обществе.

Физическая реабилитация, включающая в себя, в зависимости от этапа, лечебную физическую культуру, коррекционные занятия, индивидуальные занятия физическими упражнениями в условиях производства, быта и отдыха инвалидов, обеспечивает нормализацию двигательной активности и психического состояния больного, формирует на начальных этапах предпосылки, затем становление, развитие и совершенствование функциональных компенсаторных механизмов локального характера [2; 3].

В процессе физической реабилитации инвалидов положительный результат может быть достигнут путём последовательного решения следующих задач:

1. Вывести больного из общего тяжёлого состояния, мобилизовать систему кровообращения и дыхания, сформировать предпосылки выхода из психического кризиса.

2. Улучшить регуляцию основных нервных процессов, сформировать предпосылки к развитию функциональных компенсаторных механизмов, составляющих основу двигательных действий.

3. Стимулировать произвольные движения, двигательные действия конечностей.

4. Ослабить спастическое сокращение мышц туловища, сформировать мышечный «корсет».

5. Стимулировать функции внутренних органов, сформировать устойчивую тенденцию улучшения трофических процессов и развития резервных возможностей организма больного.

6. Сформировать устойчивые навыки бытового самообслуживания и передвижения, создать устойчивые предпосылки их применения и совершенствования.

7. Сформировать устойчивую мотивацию и интерес к систематическим организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями, увязать эти занятия с профессиональной и бытовой деятельностью.

8. Сформировать систему знаний по вопросам теории и методики физического воспитания инвалидов, развить навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями в условиях профессиональной, бытовой деятельности и отдыха.

9. Выявить уровни двигательной одарённости инвалидов, обеспечить их систематическими занятиями в условиях спортивной подготовки, участия в соревнованиях.
Важнейшее средство для решения задач в каждой конкретной форме физической реабилитации это физические упражнения, эффективность которых зависит от органичности их сочетания с санитарно-гигиеническими факторами и естественными силами природы [1;4].

В достижении положительного эффекта физической реабилитации, необходимо классифицировать физические упражнения по следующим категориям:

- упражнения оздоровительной направленности общеукрепляющие физические упражнения, обеспечивающие достижение профилактического и оздоровительного эффекта физической реабилитации больных и инвалидов;

- специальные физические упражнения, для которых характерно избирательное воздействие на ту или иную часть опорно-двигательного аппарата;

- упражнения с использованием естественные факторов природы: закаливания, обливания, обтирания, купания в пресных водах и в море.

Для того, что жить полноценно и быстро адаптироваться в социуме необходимы реабилитационные мероприятия, которые, направленные на:

1.Увеличение мышечной силы: активная гимнастика: движения с облегчением (на подвесах, в горизонтальной плоскости в воде, после устранения сопротивления антагонистов), с преодолением сопротивления (массы конечности, постороннего сопротивления, сопротивления антагонистов, отягощения и т.д.), рефлекторная гимнастика с использованием естественных синкинезии.

2.Предупреждение и лечение мышечных атрофий: пассивные движения, активное расслабление спастических мышц и стимуляция мышечных их антагонистов, противосодружественные упражнения, импульсивно-фантомная гимнастика, лечение положением, ортопедическая гимнастика.

3.Восстановление и компенсация координации движений: вестибулярная гимнастика, упражнения на точность и меткость движений, обучение тонкой дифференцировке и дозировке усилий, скоростей, амплитуд, сочетание движений в нескольких суставах, упражнения на равновесие в различных исходных положениях.

4.Выработка навыков самообслуживания и передвижения: комплексное применение всех перечисленных методов, занятия у специального стенда бытовых приборов, обучение статике, ходьбе, ходьбе с преодолением препятствий, овладение ортопедическими и протезными изделиями.

От преподавателя требуется знание особенностей патологии обучаемого, методик тренировок и средств восстановления. Поскольку инвалид, занимающийся спортом, быстро утомляется, у него быстрее наступает дискоординация движений, мышечный дисбаланс, гипертонус мышц, а значит, травмы и заболевания. Учебно-тренировочный процесс инвалидов-спортсменов имеют свои особенности:

- интенсивность и продолжительность занятий снижается, делаются более длительные паузы после выполнения того или иного вида физической деятельности;

- дифференцируются методы восстановления физической работоспособности с учетом физических нагрузок, характера и длительности заболевания (времени получения травмы);

- более продолжительными должны быть интервалы между тренировками, выполняемыми упражнениями и т.д.

Большое значение имеет питание, фитотерапия, различные виды массажа, особенно сегментарно-рефлекторного, криомассажа, упражнения на растяжение соединительно-тканных образований, кислородные коктейли, нормализация сна с помощью фармакологических препаратов растительного происхождения и др.

Исходя из анализа литературы, мы сделали рекомендации для занятий физическими упражнениями и спортом как средство реабилитации инвалидов с ограниченными возможностями и колясочников.

1.Вид спорта выбирать с учетом физической подготовленности и времени, прошедшего с момента травмы (заболевания).

2. Рекомендуются такие виды спорта: настольный теннис, баскетбол в колясках, футбол (больные с ДЦП, ампутанты на костылях), плавание, толкание ядра, метание диска, дартс, сидячий волейбол (ампутанты), тяжелая атлетика.

Такие виды спорта можно организовать в любом образовательном учреждении.

3. Самостоятельные физические упражнения как средство адаптации, восстановления и реабилитации:

Физические упражнения для лиц с ограниченными возможностями

Упражнение 1. (10 секунд не больше) Вам нужно развести обе руки в стороны на уровне плечевого пояса и попробовать завести руки медленно и осторожно назад на максимально приемлемое для вас расстояние. Так, чтобы вы не испытывали сильные боли.

Упражнение 2. Сомкните пальцы рук перед собой в замок затем, вытянув руки вперёд, выверните ладони.

Упражнение 3. Переплетя пальцы рук, попытаться как бы достать до потолка.

Упражнение 4. Находясь в положении сидя (можно в коляске), попробуйте завести согнутую руку в область затылка и при помощи другой руки попытаться достать до лопатки. Затем, поменяв руки, сделать тоже самое другой рукой.

Упражнение 5. Медленно делать повороты всего корпуса тела из стороны в сторону с заведённой за плечами гимнастической палкой с постепенной амплитудой увеличения разворотов.

Упражнение 6. Аккуратно сразу обеими руками сделать маховые движения рук влево одновременно с разворотом вашего тела в ту же сторону. Затем повторить то же самое вправо.

Упражнение 7. Взять заранее приготовленный резиновый тренажёр и растягивать его в положении рук вперед и в разные стороны.

Упражнение 8. Постепенно увеличивая скорость, выполнять вращательные движения вперёд, а затем назад.

Упражнение 9. Наклонившись вперёд, опустить руки в свободной позе вниз, почти касаясь пола. В такой позе медленно раскачивать головой влево и вправо, затем вперёд-назад.

Упражнение 10. Поднять руки перед собой и сильно потрясти кистями в расслабленном состоянии.

Упражнение 11. Постараться в ритме напрягать брюшной пресс. Силой втянуть в себя воздух, а затем силой его выдохнуть.

Физические упражнения для колясочников

Упражнения на растяжение можно выполнять, лежа на спине или сидя в коляске. Их следует делать медленно, постепенно усиливая нагрузку, но не доводя ее до неприятных и, тем более, болевых ощущений в суставах. Интенсивное растяжение можно выполнять только после тренировки, когда мышцы хорошо разогреты, а легкое растяжение - до тренировки, после небольшой разминки. Каждое упражнение надо выполнять не менее 10 секунд.

Упражнение 1. а) Лежа на спине или сидя, разведите руки в стороны на уровне плеч или чуть выше; б) развести руки в стороны и вверх под углом 30-45~ выше уровня плеч. Из этих двух положений руки вытягиваются прямо назад. При этом происходит растяжение верхних и нижних пучков больших грудных мышц. Для одновременного растяжения сгибателей кисти надо с силой разогнуть кулаки в запястьях.

Упражнение 2. "Потягушка". Переплести пальцы перед грудью и, вывернув кисти ладонями кверху, вытянуть руки, пытаясь "достать до потолка".

Упражнение 3. Служит для растяжения широчайших мышц спины и способствует предотвращению ротации плеча вовнутрь. Лечь на спину, согнуть ноги и положить голени на высокую скамейку. Это делается для максимального расслабления бедер и выравнивания спины. Прямые руки вынести за голову, плечи выворачиваются наружу (большие пальцы направляются через потолок к полу, ладони обращены вниз).

Упражнение 4. Сидя в коляске, лечь грудью на колени или на стол. Сцепив руки за спиной, поднять их как можно выше.

Упражнение 5. Сидя в коляске, завести согнутую руку на затылок и лопатку и опустить ее вдоль спины, помогая надавливанием на локоть другой рукой. Затем руки поменять.

Упражнение 6. Похожее на упражнение 5. Рука, заведенная снизу за спину, захватывается пальцами другой руки, опущенной за лопатку, и тянется ею вверх. Руки меняются местами.

Упражнение 7. Для растяжения мышц шеи и верхней части спины. Поочередно опустить плечи, держась пальцами за спицы колеса у оси и наклоняя голову в противоположную сторону, как бы пытаясь опрокинуть коляску набок. Потеря эластичности не единственная причина мышечных травм. Другой причиной оказывается слабость сгибающих мышц рук, задних мышц плечевого пояса, шеи и верхней части спины. Для их укрепления специалисты рекомендуют на одно упражнение с усилием, направленным от себя, делать два-три упражнения с усилием, направленным к себе. В общем случае толкательные движения развивают передние группы мышц, а тянущие - задние.

Упражнение 8. Лежа на узкой кушетке, на груди, поднимать с полу гантели. Локти прижаты к бокам. Движения напоминают греблю. Количество упражнений увеличивайте от тренировки к тренировке. При всех упражнениях не задерживайте дыхание и не напрягайтесь. Особенно за этим должны следить те, кто не подготовлен к высоким нагрузкам, так как повышение внутригрудного давления может привести к нарушениям сердечной деятельности.

Упражнение 9. Из того же исходного положения поднимите гантели на прямых руках, разводя их в стороны и сводя лопатки, имитируя взмахи крыльями. Упражнение

Упражнение 10. Похоже на предыдущее, но выполняется с более узкой кушетки или гимнастической скамьи, наклоненной под углом 30-45` к полу. Кисти рук с гантелями под скамьей почти касаются друг друга. Делайте взмахи прямыми руками, направленными в стороны и чуть вперед, сводя лопатки.

Упражнение 11. Сидя в коляске. Руки с гантелями между ногами, большие пальцы направлены вниз и внутрь. Прямые руки разведите по диагонали в стороны и вверх до уровня плеч.

Упражнение 12. Сидя в коляске. Одна рука за головой, другая в сторону ладонью кверху. Прогибания с небольшим поворотом туловища в сторону правой руки. Сменить положение рук и проделать то же в обратную сторону. На четыре счета - вдох и основное движение, на следующие четыре счета - выдох и возвращение в исходное положение. Это и каждое последующее упражнение выполняются в течении одной, двух минут.

Упражнение 13. Круговые движения во всех суставах рук. Сначала кистями, затем в ту же сторону предплечьями и наконец прямыми руками. Потом то же самое, в противоположную сторону. С каждым циклом амплитуда движений увеличивается.

Упражнение 14. Круговые движения головой, начиная с небольшой амплитуды, как бы постепенно раскручивая голову по спирали, но при этом, замедляя движения так, чтобы при максимальной амплитуде один круг выполнялся на пять счетов. Продолжительность - одна минута.

Упражнение 15. Развороты на коляске противоположно направленными вращениями обручей руками. Выполняйте его сначала спокойно, потом энергичнее и резче, в течении 1 - 2 минут, до заметного утомления мышц.

Упражнение 16. Повороты туловища из стороны в сторону сначала с помощью одних только рук, расставленных в стороны, затем с заведенной за плечи палкой. Постепенно и аккуратно (особенно при свежих травмах) увеличивайте угол разворота от занятия к занятию. Для контроля удобно делать упражнение спиной к стене, пытаясь коснуться ее концами палки.

Таким образом, в сфере физической реабилитации инвалидов по-прежнему существует недооценка того обстоятельства, что физкультура и спорт гораздо более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей. Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой так остро необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни. Главной задачей все же остается вовлечение в интенсивные занятия спортом как можно большего числа инвалидов в целях использования физкультуры и спорта как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в полезном труде. Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации. Адаптивная физическая культура должна помочь человеку с ограниченными возможностями найти равновесие между своим воплощением в качестве социальной единицы и своей персонализацией как автономной личности. Индивидуум должен учиться балансировать, чтобы действовать относительно автономно и сознательно опираться на нормы и требования, ставшие органической частью его внутреннего мира.

Список литературы

1. Алексеев, С. В. Спортивное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт» / С. В. Алексеев. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Закон и право, 2017. – Библиогр. 695 с.. – Текст: непосредственный.

2. Габидуллина, Г. Р. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях /Г. Р.Габидуллина // Материалы межрегиональной научно-практической конференции (22.10.2012). - Стерлитамак, 2012. – Библиогр. С. 4-28. – Текст: непосредственный.

3. Евсеев, С. П. Адаптивный спорт / С. П. Евсеев, Ю. А. Бриский, А.В. Передерий. – М.: Сов. спорт, 2010. – Библиогр. 316 с.. – Текст: непосредственный.

4. Индолеев, Л. Н. Тем, кто в коляске и рядом с ними / Л. Н. Индолеев. Пермь: РИНЦ, 1995. – Текст: непосредственный.

Просмотров работы: 682