Аннотация: На сегодняшний день в обществе остались те общественные ценности, значение которых не подвергается сомнению: и одна из таких ценностей – это физическая культура. Значение данной ценности в процессе формирования личности очень большое – и не зря существует пословица - «В здоровом теле – здоровый дух». Особенно актуальна эта проблема для студентов вузов, так как в это время, формируются и закладываются основы здорового образа жизни, а физическое воспитание не всегда является приоритетным направлением. В то же время огромная учебная нагрузка часто вредит общему физическому и психическому состоянию студентов, а это негативно сказывается на процессе формирования личности, который совпадает по времени с периодом обучения в вузе. Необходимо рассматривать понятие физической культуры, как совокупность физического развития студента, состояния его здоровья и психоподготовленности и собственно физической культуре как составляющей культурного развития личности.
Ключевые слова: физическая культура, ценности, формирование личности, здоровый образ жизни, студенты вуза.
Физическая культура – область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности [3].
В настоящее время появляются такие преграды распространения физической культуры, как недостаток финансирования, малоподвижный образ жизни, слабая освещённость в СМИ. Всё это мешает образованию интереса молодёжи в плане физического совершенства.
Суть данной темы проистекает из нового курса социальной и, в частности, молодёжной политики, где главное место присваивается всем направлениям «оздоровления общества» и здорового образа жизни. Современная ситуация такова, что молодёжь часто не имеет реальной возможности повысить уровень физической культуры[1:3].
Цель исследования:выявить отношение студентов к физической культуре как к учебной дисциплине
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Проанализировать отношение студентов к физической культуре как дисциплине.
3. Сделать выводы на основе полученного материала.
Методами исследования явились анализ литературы, документации и официальных источников, анкетирование, методы математической обработки данных, графических рисунков
Исследование было организовано и проведено в Кемеровском государственном медицинском университете. В нашем исследовании приняли участие студенты Педиатрического факультета 2 курса.
В вузах России на сегодняшний день одной из актуальных проблем является привлечение студентов к занятиям физической культурой и спортом, к ведению здорового образа жизни [4].
«Физическая культура и спорт», «Элективные дисциплины» являются базовыми дисциплинами учебного плана вуза. Поэтому, чтобы решить первую задачу нашего исследования, мы провели анализ литературы по данной проблеме в России и за рубежом.
Анализ научной литературы показал, что в настоящий момент, специалистов волнует проблема низкого уровня двигательной активности студентов, арсенала их двигательных умений и навыков, физической и функциональной подготовленности, качество занятий по физической культуре и посещаемость занятий студентами [1;3]. Всё это определяет отношение студентов к занятиям физическими упражнениями, к дисциплине «Физическая культура и спорт» и обуславливает пропуски занятий [4].
Для решения второй задачи исследования мы проанализировали ответы респондентов на анкеты.
На вопрос «Как Вы относитесь к физической культуре?»
Результаты ответов на первый вопрос представлены на рисунке 1.
По результатам опроса видно, что большая часть студентов редко занимается или, занимаются только на занятиях по физической культуре и спорту в процессе учебных занятий.
Рис. 1 Вопрос: «Как Вы относитесь к физической культуре?»
Причина такого отношения студентов к физической культуре, была определена с помощью другого вопроса «Каковы причины пропусков занятий по физической культуре?» (рис. 2).
Рис. 2 Вопрос: «Каковы причины пропусков занятий по физической культуре?»
Анализ ответов показал, что студенты пропускают занятия по разным причинам: «не хватает времени», «занимаюсь в секциях», «большая нагрузка по другим предметам», «плохо оборудованный спортивный зал», «условия для занятий в учебном заведении не соответствуют нормам, для проведения в них пар».
Таким образом, исследование показало, что четверть студентов устраивают организация и условия проведения занятий по физической культуре и спорту в нашем вузе. Почти половина студентов данная организация и условия занятий не устраивают. Следовательно, администрации вуза необходимо принимать меры по улучшению организации и условий проведения занятий по физической культуре и спорту. Но, по нашему мнению, это только отговорка, чтобы не посещать занятия по дисциплинам «Физической культуре и спорт», «Элективным дисциплинам» по физической культуре и спорту, потому, что у студентов низкий уровень культуры здоровья. Студенты не ведут здоровый образ жизни, не следят за состоянием своего здоровья, ведут малоподвижный образ жизни, несмотря на то, что это будущие медицинские работники.
Спорт и физическая культура - это не только здоровый образ жизни, это вообще нормальная и здоровая жизнь, которая открывает все новые и новые возможности для реализации сил и талантов. Это путь, на который вступает здравомыслящий человек, для того чтобы прожитая им жизнь была бы плодотворной, приносила радость ему самому и окружающим. Прогрессивный ритм жизни требует все большей физической активности и подготовленности. Все увеличивающиеся нагрузки, которые ложатся на наши плечи на протяжении всей жизни требуют более высокого физического совершенства, которое должно достигаться с помощью занятий физической культурой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агутин, А. В. Формирование лидерских качеств в процессе спортивного воспитания: /А. В. Агутин, М. М. Кисилёв //Материалы IV студенческого Международного форума 2012. — Режим доступа —URL.http: rae.ru/forum. – Текст: непосредственный.
2. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье. - М.: ФиС, 2015. – Текст: непосредственный.
3. Ильинич, М. В. Физическая культура студентов. – М:,Москва, 2013. – Текст: непосредственный.
4. Мелешкова, Н. А. Отношение студентов вуза к дисциплине «Физическая культура» как как фактору готовности к здоровьесбережению // Профессиональное образование в России и за рубежом: научно-образовательный журнал 2016, №1(21). – Текст: непосредственный.
5. Новикова, С. А. Развитие лидерских качеств будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки // диссертация на соиск. уч. степ. канд. пед. наук: 13.00.08. - Магнитогорск, 2009. – Библтогр.: с. 211. – Текст: непосредственный.