Социальная работа с неблагополучными семьями в условиях сельской местности - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Социальная работа с неблагополучными семьями в условиях сельской местности

Рослова Д.С. 1
1ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Неблагополучные семьи являются социально уязвимыми категориями населения. Они нуждаются в социальной помощи и поддержке со стороны государства. Социальная работа с неблагополучной семьей с детьми выступает как отдельное направление деятельности, цель которой профилактика нарушений в социализации детей.

Ключевые слова: семья, неблагополучные семьи, проблемные семьи, группа риска, социальная работа, работа с неблагополучными семьями, семейное неблагополучие.

Dysfunctional families are socially vulnerable categories of the population. They need social assistance and support from the state. Social work with a dysfunctional family with children acts as a separate area of activity, the purpose of which is to prevent violations in the socialization of children.

Keywords: family, dysfunctional families, problem families, risk group, social work, work with dysfunctional families, family trouble.

По своему устройству общество представляет собой многообразие различных взаимосвязанных и взаимодействующих социальных институтов - исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни людей. Именно через них и происходит приобщение и усвоение ребенком общественных норм и правил поведения. К институтам социализации относятся семья, образование, культура и религия.

Семья является первым воспитательным институтом, взаимосвязь с которым человек испытывает в течение всей жизни. Именно в семье зарождаются основы нравственности и морали человека, формируются нормы поведения, проявляются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеет название неблагополучной семьи. Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности [8].

Актуальность данной темы состоит в систематизации и обобщении информации из различных областей знаний по вопросу семейного неблагополучия, и определяется она тем, что сегодня на фоне общего снижения «жизненного потенциала» российской семьи отмечается устойчивая тенденция падения уровня её психологического здоровья и соответственно её воспитательных возможностей. Именно поэтому необходимо проводить работу с неблагополучной семьей для того, чтобы не допустить дальнейшее падение уровня ее психологического здоровья и воспитательных возможностей.

В нашем обществе около 20% неблагополучных семей (т.е. каждая пятая семья), в наших школах таких семей - 0,6%, а детей девиантного поведения - 5,5%.

Главный критерий, по которому россияне относят конкретную семью к разряду неблагополучных — пьющие родители (41%). Остальные факторы фигурируют существенно реже: низкий уровень жизни — 12%, отсутствие присмотра за детьми в семье — 7%, безработные родители — 7%, наркомания в семье — 6%, аморальный образ жизни семьи — 4%, неполная семья — 3%, и еще реже — плохие жилищные условия, конфликты в семье — ссоры, драки (по 1%) [9].

Законодательно работа с семьями, находящимися в опасном социальном положении, регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Ещё одна разновидность неблагополучных семей — это семьи группы риска. «Группа риска» — это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества [2, c. 4].

Помощь неблагополучным семьям очень необходима длительное время. Если задействовать всю команду: психологов, педагогов, полицию и социальные службы, — тогда можно выявить, почему возникла проблема у этой семьи. Только тогда есть возможность помочь и поддержать этих людей.

Современные ученые рассматривают семью как исторически конкретную сложную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, другими родственниками или близкими и необходимыми супругам людьми.

Типология семьи основывается на изучении семейно-родственной формы совместной жизни малой группы людей, выясняет обстоятельства успеха и неудач семьи как социального института, реализующего жизненно важные формы и функции по рождению, содержанию и социализации детей, прочности межличностных взаимоотношений в семье, устойчивости мотивации личности перед вступлением в брак. Типология основывается на изучении посреднической функции семьи во взаимоотношениях личности и общества, гармонизации взаимоотношений личности и государства через фокусировку их на интересы семьи как автономной целостности [3, c. 21].

Систематизирующие признаки в классификации семей необходимы для изучения психолого-педагогических процессов, отличающих типы (категории) семей.

Выделяют различные типы семей по признакам:

- по количеству детей: бездетная, одно-, мало-, многодетная семья (наиболее распространена малодетная с двумя детьми);

по составу: неполная, простая или нуклеарная, сложная (из нескольких поколений); большая; материнская; семья повторного брака;

- по структуре: одна брачная пара с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами (с детьми или без них), с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и детьми, с одним из родителей и другими родственниками;

- по семейному стажу: молодожены; молодая семья; ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста; старшего возраста; пожилые супружеские пары (наиболее распространена семья среднего супружеского возраста с детьми школьного возраста, каждая третья – это молодая семья или семья, ждущая ребенка)

- по социальному статусу: благополучная, неблагополучная. [3, c. 45-46];

Данная статья посвящена социальной работе с неблагополучными семьями в условиях сельской местности. В работе рассматривается понятие «неблагополучные семьи» и работа с ними.

Переживаемое сегодня многими сельскими семьями ухудшение социально-экономического положения приводит к дестабилизации супружеских и межпоколенных отношений, конфликтности, вызывает депрессивные состояния, чувство неудовлетворенности. Дестабилизированная семья не в состоянии полноценно и качественно выполнять свои экономические, социальные, воспитательные функции.

Неблагополучные семьи — это семьи с низким социальным статусом, в какой — либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно [7, c. 10].

Под термином «неблагополучной», мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети». При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т.д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи условно разделены на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей [5, c. 53].

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия — так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально — криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности — неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.

Проблема неблагополучных семей одна из самых значительных проблем в современном мире. Причиной этому является нищета, асоциальное поведение супругов и жестокое обращение с детьми. Внутрисемейные проблемы, проблемы социализации в непостоянном экономическом, идеологическом, политическом течении современной жизни обостряют сферу социальных проблем, влекущих за собой большой процент неблагополучия семей со всеми вытекающими отсюда последствиями [2, c. 3].

Статистика неумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое или трое детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия. 425 тыс. детей состоит на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Около 200 тыс. подростков ежегодно совершают преступления, иногда такие страшные, на которые, по мнению милиционеров и психологов, не решаются рецидивисты [9].

Социально-экономический кризис в обществе отрицательно сказался на жизненном уровне семьи: небывало снизилась рождаемость, ухудшилось состояние здоровья, растут преступность, падает престиж учебы и общественно полезного труда. Кроме сложных внешних факторов, на жизнедеятельность семьи негативно влияют внутренние противоречия: проблема «отцов и детей», одиночество, падение духовности и нравственности, утрата самобытности, равнодушие к близким, внутрисемейное насилие. Сегодня семье требуется социальная помощь и защита.

В настоящее время система социальной защиты населения представляет многогранную службу по обеспечению нормальной жизнедеятельности пожилых, инвалидов, детей, семей с детьми; включает широкий перечень мер, направленных на профилактику социального неблагополучия, помощь оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поддержку социально уязвимых групп населения. Появляются целые направления работы, которые связаны с развитием самой социальной сферы, а также направленной на обеспечение благополучного и перспективного будущего жителей [1].

Говоря о социальной работе с семьями в сельском социуме, нужно определить специфику, во-первых, среды, во-вторых, семьи. Специфика условий жизни села предполагает:

зависимость труда от климатических условий, неравномерность трудовой занятости, большую слитность труда и быта;

малую плотность населения, небольшое число жителей, особенно в отдаленных населенных пунктах;

отсутствие анонимности общения в сельской местности, здесь большое значение имеют сильный социальный контроль общности над поведением людей, традиции, обычаи [3, c. 210].

На сегодняшний момент существует множество различных форм, технологий и методов социальной работы с неблагополучными семьями.

Организация социальной работы с неблагополучными семьями реализуется с помощью федеральных, региональных и местных законодательных актов. При этом учитываются и особенности организаций, осуществляющие социальную работу с этой группой населения. Данные учреждения формируют эффективную комплексную систему поддержки семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, а самое главное социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществление социальной поддержки, профилактики и организации работы с неблагополучными семьями. Помощь в организации социальной работы с неблагополучными семьями осуществляют: органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, образовательные учреждения и др. [6, c. 98].

Для работы с неблагополучными семьями в условиях сельской местности можно выделить следующие направления [4]:

Направления работы

Методы и приемы

Диагностика семейного неблагополучия

наблюдения специалистов, работников образовательных учреждений;

изучение причин семейного неблагополучия, отношение в семье к ребёнку.

Выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию.

Оказание практической помощи и психологической поддержки семье

анкетирование детей и родителей;

опросники;

тесты;

тренинги;

анализ документов;

анализ продуктов детского творчества;

анализ документации паспортно-визовой службы;

сбор списков неблагополучных семей;

составление социально-психологических паспортов семьи;

анализ состояния здоровья детей;

анализ развития, успеваемости.

Индивидуальная помощь неблагополучной семье:

советы по преодолению сложных жизненных ситуации;

осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка;

консультации специалистов;

семейная терапия;

индивидуальные беседы;

индивидуальный социальный патронаж семей - плотное взаимодействие с семьей.

Групповая работа с родителями из неблагополучных семей:

организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания;

тренинговые группы;

консультирование;

семейные вечера;

психотерапия.

Профилактика семейного неблагополучия

родительский всеобуч;

ознакомление с психолого-педагогической литературой;

семинары для учителей и родителей;

устройство на работу;

дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

Помощь общества неблагополучным семьям

опекунство, усыновление и приемная семья;

пропаганда ответственного родительства, подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к созданию благополучной семьи;

учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

акции милосердия - пожертвования в виде вещей, денег, предметов домашней утвари и т.д.;

акция «Помоги собраться в школу», целью которой является оказание материальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, по подготовке детей в школу;

материальная поддержка;

привлечение спонсорской помощи;

обмен одеждой, бывшей в употреблении;

лишение родительских прав.

В настоящее время, необходимо изменить подход к рассмотрению неблагополучной семьи как острой социальной проблемы. Деятельность по реализации методов, стандартов и технологий организации социальной работы с неблагополучной семьей нуждается в изменениях. Можно сделать вывод, что на основе существующей системы, социальная работа с неблагополучными семьями не может выполняться в полном объеме. Необходимо провести полный анализ организационной системы социальной работы, что позволит выявить все недочеты, и впоследствии, устранить их.

Литература:

Алгоритм действий специалиста по социальной работе, взаимодействующего с неблагополучной семьей. Режим доступа : https://pandia.ru/text/77/373/27408.php ,свободный. Загл. с экрана.

Быкова В. Г. Проблемы детского и семейного неблагополучия // Классный руководитель. - 2011 - N 4 - С. 3-4.

Дивицына, Н. Ф. Семьеведение: учеб. пособие / Н. Ф. Дивицына. – Москва.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325 с.

Климантова, Г.И. Методология и методы социологического исследования .— М. : ИТК "Дашков и К", 2014 .— 256 с.

Целуйко В.М. Психология неблагополучных семей: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с.

Шакурова, М.В. Методика и технологии работы социального педагога: лабораторный практикум. - Воронеж: 2002. - 145 с.

Юстицкий В.В. Неблагополучная семья. - М.: Наука, 2009.

Юсупова Х. Г. Семья как важнейший социальный институт // Начальная школа. - 2009 - N 7 - С. 17-19.

https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.12.2020).

Просмотров работы: 549