Неблагополучные семьи являются социально уязвимыми категориями населения. Они нуждаются в социальной помощи и поддержке со стороны государства. Социальная работа с неблагополучной семьей с детьми выступает как отдельное направление деятельности, цель которой профилактика нарушений в социализации детей.
Ключевые слова: семья, неблагополучные семьи, проблемные семьи, группа риска, социальная работа, работа с неблагополучными семьями, семейное неблагополучие.
Dysfunctional families are socially vulnerable categories of the population. They need social assistance and support from the state. Social work with a dysfunctional family with children acts as a separate area of activity, the purpose of which is to prevent violations in the socialization of children.
Keywords: family, dysfunctional families, problem families, risk group, social work, work with dysfunctional families, family trouble.
По своему устройству общество представляет собой многообразие различных взаимосвязанных и взаимодействующих социальных институтов - исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни людей. Именно через них и происходит приобщение и усвоение ребенком общественных норм и правил поведения. К институтам социализации относятся семья, образование, культура и религия.
Семья является первым воспитательным институтом, взаимосвязь с которым человек испытывает в течение всей жизни. Именно в семье зарождаются основы нравственности и морали человека, формируются нормы поведения, проявляются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеет название неблагополучной семьи. Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности [8].
Актуальность данной темы состоит в систематизации и обобщении информации из различных областей знаний по вопросу семейного неблагополучия, и определяется она тем, что сегодня на фоне общего снижения «жизненного потенциала» российской семьи отмечается устойчивая тенденция падения уровня её психологического здоровья и соответственно её воспитательных возможностей. Именно поэтому необходимо проводить работу с неблагополучной семьей для того, чтобы не допустить дальнейшее падение уровня ее психологического здоровья и воспитательных возможностей.
В нашем обществе около 20% неблагополучных семей (т.е. каждая пятая семья), в наших школах таких семей - 0,6%, а детей девиантного поведения - 5,5%.
Главный критерий, по которому россияне относят конкретную семью к разряду неблагополучных — пьющие родители (41%). Остальные факторы фигурируют существенно реже: низкий уровень жизни — 12%, отсутствие присмотра за детьми в семье — 7%, безработные родители — 7%, наркомания в семье — 6%, аморальный образ жизни семьи — 4%, неполная семья — 3%, и еще реже — плохие жилищные условия, конфликты в семье — ссоры, драки (по 1%) [9].
Законодательно работа с семьями, находящимися в опасном социальном положении, регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Ещё одна разновидность неблагополучных семей — это семьи группы риска. «Группа риска» — это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества [2, c. 4].
Помощь неблагополучным семьям очень необходима длительное время. Если задействовать всю команду: психологов, педагогов, полицию и социальные службы, — тогда можно выявить, почему возникла проблема у этой семьи. Только тогда есть возможность помочь и поддержать этих людей.
Современные ученые рассматривают семью как исторически конкретную сложную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, другими родственниками или близкими и необходимыми супругам людьми.
Типология семьи основывается на изучении семейно-родственной формы совместной жизни малой группы людей, выясняет обстоятельства успеха и неудач семьи как социального института, реализующего жизненно важные формы и функции по рождению, содержанию и социализации детей, прочности межличностных взаимоотношений в семье, устойчивости мотивации личности перед вступлением в брак. Типология основывается на изучении посреднической функции семьи во взаимоотношениях личности и общества, гармонизации взаимоотношений личности и государства через фокусировку их на интересы семьи как автономной целостности [3, c. 21].
Систематизирующие признаки в классификации семей необходимы для изучения психолого-педагогических процессов, отличающих типы (категории) семей.
Выделяют различные типы семей по признакам:
- по количеству детей: бездетная, одно-, мало-, многодетная семья (наиболее распространена малодетная с двумя детьми);
по составу: неполная, простая или нуклеарная, сложная (из нескольких поколений); большая; материнская; семья повторного брака;
- по структуре: одна брачная пара с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами (с детьми или без них), с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и детьми, с одним из родителей и другими родственниками;
- по семейному стажу: молодожены; молодая семья; ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста; старшего возраста; пожилые супружеские пары (наиболее распространена семья среднего супружеского возраста с детьми школьного возраста, каждая третья – это молодая семья или семья, ждущая ребенка)
- по социальному статусу: благополучная, неблагополучная. [3, c. 45-46];
Данная статья посвящена социальной работе с неблагополучными семьями в условиях сельской местности. В работе рассматривается понятие «неблагополучные семьи» и работа с ними.
Переживаемое сегодня многими сельскими семьями ухудшение социально-экономического положения приводит к дестабилизации супружеских и межпоколенных отношений, конфликтности, вызывает депрессивные состояния, чувство неудовлетворенности. Дестабилизированная семья не в состоянии полноценно и качественно выполнять свои экономические, социальные, воспитательные функции.
Неблагополучные семьи — это семьи с низким социальным статусом, в какой — либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно [7, c. 10].
Под термином «неблагополучной», мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети». При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т.д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи условно разделены на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей [5, c. 53].
Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия — так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально — криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности — неполные).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.
Проблема неблагополучных семей одна из самых значительных проблем в современном мире. Причиной этому является нищета, асоциальное поведение супругов и жестокое обращение с детьми. Внутрисемейные проблемы, проблемы социализации в непостоянном экономическом, идеологическом, политическом течении современной жизни обостряют сферу социальных проблем, влекущих за собой большой процент неблагополучия семей со всеми вытекающими отсюда последствиями [2, c. 3].
Статистика неумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое или трое детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия. 425 тыс. детей состоит на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Около 200 тыс. подростков ежегодно совершают преступления, иногда такие страшные, на которые, по мнению милиционеров и психологов, не решаются рецидивисты [9].
Социально-экономический кризис в обществе отрицательно сказался на жизненном уровне семьи: небывало снизилась рождаемость, ухудшилось состояние здоровья, растут преступность, падает престиж учебы и общественно полезного труда. Кроме сложных внешних факторов, на жизнедеятельность семьи негативно влияют внутренние противоречия: проблема «отцов и детей», одиночество, падение духовности и нравственности, утрата самобытности, равнодушие к близким, внутрисемейное насилие. Сегодня семье требуется социальная помощь и защита.
В настоящее время система социальной защиты населения представляет многогранную службу по обеспечению нормальной жизнедеятельности пожилых, инвалидов, детей, семей с детьми; включает широкий перечень мер, направленных на профилактику социального неблагополучия, помощь оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поддержку социально уязвимых групп населения. Появляются целые направления работы, которые связаны с развитием самой социальной сферы, а также направленной на обеспечение благополучного и перспективного будущего жителей [1].
Говоря о социальной работе с семьями в сельском социуме, нужно определить специфику, во-первых, среды, во-вторых, семьи. Специфика условий жизни села предполагает:
зависимость труда от климатических условий, неравномерность трудовой занятости, большую слитность труда и быта;
малую плотность населения, небольшое число жителей, особенно в отдаленных населенных пунктах;
отсутствие анонимности общения в сельской местности, здесь большое значение имеют сильный социальный контроль общности над поведением людей, традиции, обычаи [3, c. 210].
На сегодняшний момент существует множество различных форм, технологий и методов социальной работы с неблагополучными семьями.
Организация социальной работы с неблагополучными семьями реализуется с помощью федеральных, региональных и местных законодательных актов. При этом учитываются и особенности организаций, осуществляющие социальную работу с этой группой населения. Данные учреждения формируют эффективную комплексную систему поддержки семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, а самое главное социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществление социальной поддержки, профилактики и организации работы с неблагополучными семьями. Помощь в организации социальной работы с неблагополучными семьями осуществляют: органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, образовательные учреждения и др. [6, c. 98].
Для работы с неблагополучными семьями в условиях сельской местности можно выделить следующие направления [4]:
Направления работы |
Методы и приемы |
Диагностика семейного неблагополучия |
наблюдения специалистов, работников образовательных учреждений; изучение причин семейного неблагополучия, отношение в семье к ребёнку. |
Выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье |
анкетирование детей и родителей; опросники; тесты; тренинги; анализ документов; анализ продуктов детского творчества; анализ документации паспортно-визовой службы; сбор списков неблагополучных семей; составление социально-психологических паспортов семьи; анализ состояния здоровья детей; анализ развития, успеваемости. |
Индивидуальная помощь неблагополучной семье: |
советы по преодолению сложных жизненных ситуации; осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка; консультации специалистов; семейная терапия; индивидуальные беседы; индивидуальный социальный патронаж семей - плотное взаимодействие с семьей. |
Групповая работа с родителями из неблагополучных семей: |
организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания; тренинговые группы; консультирование; семейные вечера; психотерапия. |
Профилактика семейного неблагополучия |
родительский всеобуч; ознакомление с психолого-педагогической литературой; семинары для учителей и родителей; устройство на работу; дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе. |
Помощь общества неблагополучным семьям |
опекунство, усыновление и приемная семья; пропаганда ответственного родительства, подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к созданию благополучной семьи; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; акции милосердия - пожертвования в виде вещей, денег, предметов домашней утвари и т.д.; акция «Помоги собраться в школу», целью которой является оказание материальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, по подготовке детей в школу; материальная поддержка; привлечение спонсорской помощи; обмен одеждой, бывшей в употреблении; лишение родительских прав. |
В настоящее время, необходимо изменить подход к рассмотрению неблагополучной семьи как острой социальной проблемы. Деятельность по реализации методов, стандартов и технологий организации социальной работы с неблагополучной семьей нуждается в изменениях. Можно сделать вывод, что на основе существующей системы, социальная работа с неблагополучными семьями не может выполняться в полном объеме. Необходимо провести полный анализ организационной системы социальной работы, что позволит выявить все недочеты, и впоследствии, устранить их.
Литература:
Алгоритм действий специалиста по социальной работе, взаимодействующего с неблагополучной семьей. Режим доступа : https://pandia.ru/text/77/373/27408.php ,свободный. Загл. с экрана.
Быкова В. Г. Проблемы детского и семейного неблагополучия // Классный руководитель. - 2011 - N 4 - С. 3-4.
Дивицына, Н. Ф. Семьеведение: учеб. пособие / Н. Ф. Дивицына. – Москва.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325 с.
Климантова, Г.И. Методология и методы социологического исследования .— М. : ИТК "Дашков и К", 2014 .— 256 с.
Целуйко В.М. Психология неблагополучных семей: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с.
Шакурова, М.В. Методика и технологии работы социального педагога: лабораторный практикум. - Воронеж: 2002. - 145 с.
Юстицкий В.В. Неблагополучная семья. - М.: Наука, 2009.
Юсупова Х. Г. Семья как важнейший социальный институт // Начальная школа. - 2009 - N 7 - С. 17-19.
https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.12.2020).