Согласностандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Такие свойства личности, как любознательность, целеустремленность, овладение познаниями и методами учения: интеллектуальными умениями, общими навыками учебного труда и специальными умениями, формируются в учебно-познавательной деятельности ребенка. Такое понимание познавательной деятельности включает в себя понятие познавательной самостоятельности. Формирование познавательной самостоятельности младшего школьника является одним из важных путей повышения эффективности обучения в современной начальной школе.
Поэтому школа должна быть ориентирована на развитие познавательной самостоятельности как важнейшего качества личности, от которого во многом зависит успешность формирования знаний, умений, навыков, системы интеллектуально-нравственных ценностей и способности к самореализации в различных жизненных ситуациях.
Главной задачей познавательной самостоятельности является формирование высококультурной личности, поскольку только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Познавательная самостоятельность проявляется в умении анализировать, отождествлять, обобщать, выделять существенное, в умении осуществлять перенос знаний и навыков в новую ситуацию, т.е. проявляется в умении использовать имеющиеся знания, навыки для приобретения новых знаний и опыта [3].
Важным условием формирования познавательной самостоятельности на уроках математики является высокий уровень обучения, предполагающий научность его содержания, целесообразную организацию активного и самостоятельного познания. Трудность самого процесса формирования познавательной самостоятельности заключается в том, что на различных этапах обучения приходится идти различными путями, использовать разнообразные методы и приемы воспитания и обучения.
Развитие познавательной самостоятельности достигается через задачи, так как на различных этапах ее решения организуется своего рода деятельность и разного уровня самостоятельность. Это такой процесс, выражающий активное отношение обучаемых к овладению знаниями, а также активное использование приобретенных знаний в практической деятельности или ситуации. Такой вид деятельности требует от учителя организации действий, направленных на обучение и развитие такого качества деятельности, как самостоятельность. В процессе обучения ученики переходят от копирующей самостоятельности к воспроизводящей и творческой.
Говоря о познавательной самостоятельности, подразумевают деятельность, способствующую расширению знаний. Ребенок самостоятельно или под руководством учителя не только применяет, но и пополняет свой запас знаний о том или ином объекте, процессе.
Под познавательной самостоятельностью мы понимаем свойство личности, проявляющееся в потребности овладения новыми знаниями, приёмами и способами деятельности с целью самостоятельного решения как предметных, так и профессиональных задач. Тем самым можно определить признаки познавательной самостоятельности учащихся: мотивация учебно-познавательной деятельности, сформированность основных приёмов учебной деятельности, оценка и коррекция учащимся результатов своих действий.
Познавательная самостоятельность требует эмоционального и умственного напряжения, Она характеризуется определенной мотивационной установкой, которая приводит в движение знание и умение, побуждает ученика действовать без посторонней помощи, напоминания.
Раскрывая дидактические аспекты рассматриваемой проблемы, стоит помнить, что важно не передавать детям знания, а вооружать их способами приобретения знаний, ведь то, что достается самостоятельно, с трудом, всегда самоценно.
Интерес является мощным средством успешного обучения и воспитания, необходимым условием достижения положительных результатов. Чтобы активизировать познавательную самостоятельную деятельность учеников, необходимо сформировать у них положительные мотивы к учебе, пробудить их мышление. Внутренняя учебная мотивация помогает ребенку быстро усваивать новые знания, легко учиться, получать удовольствие от учебного процесса [1]. Поэтому одна из основных задач учителя – формирование у младших школьников внутренней мотивации учения, а, значит, и самостоятельной познавательной активности в процессе учебной деятельности [1]. Условиями развития познавательных интересов являются: понимание ребенком смысла и значения материала; новизна учебного материала, его практическая направленность; эмоциональная насыщенность обучения; использование активных методов обучения, проблемных вопросов, ситуаций и задач; создание возможностей для учащихся проявить умственную самостоятельность и инициативность; глубокое знание учителем предмета, интерес к нему, умение заинтересовать им детей; ведение обучения на высоком, но посильном уровне трудности; наличие разнообразного учебного материала и приемов учебной работы [3].
К уроку необходим отбирать задания логически-поискового характера, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития и интереса, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, закономерности, делать выводы. Все задания можно разбить на несколько направлений:
задания на развития внимания;
задания на развития памяти;
задания на совершенствования воображения;
задания на развития логического мышления.
Для реализации данных направлений можно использовать разные способы активизации познания [2]:
1. Игра – это любимая форма деятельности школьников этого возраста. Игры, применяемые на уроках в начальной школе весьма разнообразны и могут применяться на любом этапе урока. Кроссворды, игры с зашифровками, загадками совершенствуют воображение, наблюдательность, сообразительность, рассудительность и логику.
2. Самостоятельная работа, это очень важный этап в работе с учениками, и чтобы с ней справиться, можно, а желательно и нужно, проработать упражнения, которые подготавливают ребенка к самостоятельной работе. Давать дифференцированные задания. Важно продумать очередность заданий и наглядный материал.
3. Непривычные формы уроков помогут пробудить у детей творческие способности, выявить их скрытые возможности. К таким формам организации можно отнести уроки в форме путешествий в другую страну, в сказку. Так же зачастую, учителя приглашают на уроки гостей, которым нужно помочь преодолеть препятствия, победить злодеев. Такая форма помогает облегчить процесс усвоения знаний, делает урок более эффективным за счет доброжелательной, непривычной атмосферы.
4. По праву можно считать, что современные технологии в области компьютерной техники являются неотъемлемой частью современного урока в школе. С помощью ИКТ урок становится более эффективен для современного ребенка.
5. Проектная и исследовательская деятельность позволяет проявить самостоятельность, инициативность у обучающихся.
6. Проблемные ситуации помогают активизировать познавательную деятельность. На уроках, целесообразно ввести проблемно-диалогическую технологию при помощи побуждающего диалога. Такая технология вовлечет всех учеников в образовательный процесс, так как ученики не будут бояться ошибиться с ответом, потому что здесь нет правильного и не правильного варианта.
Важным условием в процессе развития познавательной самостоятельности учащихся является так же личность учителя, его ведущая организаторская роль. В ходе исследований установлено, что учитель должен быть не просто источником готовых образцов знании, а организатором самостоятельной поисковой деятельности учащихся по созданию новых образцов. От учителя требуется большее доверие к учащимся, большая опора на их собственные наблюдения, личный опыт, интуиции, фантазии, инициативу. Урок становится своеобразной лабораторией совместного поиска, организуемого и направляемого учителем.
Таким образом, познавательная самостоятельность младшего школьника не является врожденным качеством личности, а формируется и развивается в процессе обучения, представляя собой постепенный переход от действий, производимых только под руководством педагога, к познавательной деятельности, основанной на самостоятельном, творческом подходе к поставленной учебной задаче.
Список литературы:
1. Активизация познавательной деятельности младших школьников. Под ред. Осипова М. П. Минск Наука, 1997 г.
2. Болотова, А.И. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики / А.И. Болотова // Воспитание и обучение. – 2009. – №6. – С.17–19.
3. Егорова Т.В. Особенности формирования у младших школьников познавательных универсальные учебный действия на уроках математики [Текст] / Т.В. Егорова, С.В. Митрохина// Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: Сборник статей XII Международной научно-практической конференции «Артемовские чтения». – Пенза: Издательство ПГУ, 2016. – С. 116–119 .