Особенности социальной адаптации несовершеннолетних в реабилитационных центрах - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Особенности социальной адаптации несовершеннолетних в реабилитационных центрах

Белан П.Д. 1
1Ульяновский Государственный Педагогический Университет им. И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ключевые слова: несовершеннолетние,социальная адаптация, реабилитация, социализация, социальная работа.

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема социальной адаптации несовершеннолетних граждан в Российской Федерации в условиях реабилитационных центров. В ней представлены определение теоретических, научно-методических основ, описываются особенности и характерные признаки социальной адаптации не достигших совершеннолетия детей. Осуществлена попытка выявить основные проблемы социальной адаптации в конкретной среде. Впубликацииприводитсястатистикапоизучаемойтеме.
Keywords: minors, social adaptation, rehabilitation, socialization, social work.
Annotation. This article examines the problem of social adaptation of minors in the Russian Federation in the conditions of rehabilitation centers. It presents the definition of the theoretical, scientific and methodological foundations, describes the features and characteristics of social adaptation of underage children. An attempt has been made to identify the main problems of social adaptation in a specific environment. The publication provides statistics on the topic under study.

В настоящее время проблема социальной дезадаптации несовершеннолетних имеет большое значение, наблюдается значительное преобладание этого явления. Количество неприспособленных детей неуклонно растет. Есть определенные трудности в освоении новых методов несовершеннолетними в условиях реабилитационных центрах.

Дети — это одна из важных ячеек общества, которая определяет наше будущее. Именно от этих людей зависит всемирное положение страны и ее составляющие. К несчастью, с каждым годом все больше и больше детей оказываются в трудной жизненной ситуации и вынуждены обратиться за помощью в социально-реабилитационные центры. Изучение социальной адаптации несовершеннолетних к этой среде на данный момент является одним из важнейших вопросов детской социализации, которая влияет на формирование психики и физического состояния ребенка для благополучного функционирования в социуме.

Данная проблема затрагивает не только отдельные регионы, но и Российскую Федерацию в целом. Государственные меры направлены на обеспечение детей, находящихся в опасном социальном положении (беспризорность ,оставшихся без родителей, находящихся в реабилитационных центрах и др).Об этом свидетельствует нормативно-правовая база, в частности: Федеральный закон №120-ФЗ от 24 июня 1999 г « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) иПостановление Правительства РФ №896 от 27 сентября 2000 г. «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации »

Несмотря на предпринятые меры государства, проблема социальной адаптации несовершеннолетних в реабилитационных центрах еще недостаточно изведана, тем самым не может быть правильно и полноценно осуществлена.

К сожалению, количество детей находящихся на обеспечении реабилитационных центров в стране значительно увеличилось по сравнению с прошлыми годами. По данным Российской статистике доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в данных организациях увеличилось с 2018 года на 0,4%, что в общем составляет 89,5%. Это свидетельствует о возрастании социальных проблем внутри семьи.

Основная проблема с которой сталкиваются дети, оказавшиеся в реабилитационных центрах-это социальная адаптация.
В учебном пособии «Технологии социальной работы» Е.И. Холостова дает следующее определение, социальная адаптация - это процесс приспособления человека к социальным условиям его существования, к конкретной социальной ситуации
Налчаджан А.А. считает, что любое действие по преодолению проблемной ситуации можно рассматривать как процесс социальной и психологической адаптации человека, в котором он использует умения и механизмы поведения, приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации, или открывает новые пути поведения и решения проблем.
Социальная адаптация несовершеннолетнего – это процесс вхождения ребенка в группу сверстников, принятие существующих правил и норм поведения в обществе, адаптация к условиям проживания, в процессе которого формируются самосознание, ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию и возникновению связей с окружающими.
Проблема социализации детей в условиях реабилитационного центра состоит в том, что они оказываются в непривычной для них среде без подготовки, как это бывает в школе( воскресная школа), им приходится заново изучать и соблюдать все правила учреждения и действовать в соответствии с расписанием центра. К понятию «социализация» примыкает понятие «ресоциализация». Ресоциализация – организованный социальный и образовательный процесс для восстановления социального статуса и утраченных или не денатурированных социальных навыков дезадаптированных детей и подростков; преобразование своих социальных установок в новые позиции и виды деятельности с позитивным настроем в образовательной среде.

Социальная адаптация детей в реабилитационных центрах имеет классификацию. Различают радикальную, гармоничную, конформистскую, девиантную, гиперадаптацию и социально-психологическую дезадаптацию. Все виды активно используются и индивидуально применяются к каждому ребенку.

К основным элементам социальной адаптации несовершеннолетних относятся: ребенок; среда адаптации, к которой необходимо приспособиться и связь ребенка и среды.

При анализе процесса адаптации на первом месте находится сам ребенок, которому нужно приспособиться к окружающей социальной среде. Если при работе с детьми младшего возраста основной функцией является воспитание и возмещение дефицита заботы, умений, знаний, которые они недополучили от родителей, родственников и т. д., то подростков приходится перевоспитывать, искоренять уже приобретенную девиантность поведения, неправильные представления о взаимодействии с людьми.
Вторым элементом социальной адаптации является среда адаптации, то окружение, к которому нужно приспособиться. Ближайшее окружение представляет собой область взаимодействия личности ребенка с обществом в целом. Для воспитанника социально-реабилитационного центра микросоциальной средой является пространство взаимоотношений окружающих его людей (педагоги, администрация, персонал). Правильная организация такого пространства является одной из главных задач успешного пребывания ребенка в центре, которое непосредственно зависит от педагога.
Третий элемент - это взаимодействие ребенка и окружающей среды. Сначала необходимо наладить с ребенком хороший контакт, доверительные отношения. Реализация реабилитационных мероприятий строится по индивидуальной программе, которая формируется для каждого ребенка, и он не должен чувствовать себя отстраненно, это важно, ведь в противном случае у него будет отсутствовать желания для реабилитационных программ.
Рассмотрим основные задачи социально адаптации детей в условиях специализированных реабилитационных центров.
Самая первая задача, которая касается только что прибывших в центр детей и подростков это доброжелательная встреча и оказание поддержки в процессе освоения новой среды. В условиях центра очень большую значимость занимает создание благоприятных условий и дружелюбной атмосферы, чтобы ребенок начал быстрее и лучше привыкать к новой обстановке. Голос, тон, жесты, эмоциональная окраска все это влияет на процесс социализации.

Второй задачей является четкое разграничение позиций «можно» и «нельзя», устоявшиеся требования в прошлой среде ребенка, могут значительно отличатся от правил социально-реабилитационного центра, что затрудняет процесс привыкания индивида. Поэтому педагогу требуется уделить повышенное внимание к эмоциональному окрасу и гибкости просьб и выполнению норм. Приказной тон может не только спугнуть ребенка, но и ввести его в агрессивное состояние, при котором процесс адаптации будет нарушен.
Третья задача связана с отношением воспитателя к воспитаннику. Бережное отношение к ребенку, оптимистический настрой, а также задания, ориентированные на развитие позитивных возможностей ребенка, его достоинств ведет к укреплению коммуникаций не только между ребенком и педагогом, но и между сверстниками. Так же значимую роль играет оценка способностей и действий ребенка, нужно это делать предельно аккуратно, чтобы это воспринималось адекватно не только со стороны воспитателей, но и со стороны других детей.
Процесс социальной адаптации в реабилитационном центре проходит в несколько этапов: Первый этап- подготовительный. Он продолжается до того момента, когда ученик присоединяется к социальной группе и связан с определением его состояния и постановкой социального диагноза, включающего признание его личных характеристик. Второй этап - интеграция в социальную группу, которая включает в себя помощь новому воспитаннику адаптироваться к реальным условиям реабилитационного заведения.

Третий этап - принятие и понимание социально полезных ролей через участие в общественной деятельности и получение нового социального опыта, знаний, навыков и способностей. Четвертый этап - устойчивая социально-психологическая адаптация, для которой характерно умение решать любую проблемную ситуацию.

Социальные работники при работе с несовершеннолетними в реабилитационных центрах используют ряд методов. К наиболее распространенным относятся беседа (индивидуальная беседа), наблюдение, интервью, опрос, тестирование, анализ детских рисунков и документов, рассказ, лекция, диспут (чаще применяется в отношении подростков).

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что процесс социальной адаптации ребенка является одной из главных задач реабилитационных центров. Вся система отношений к детям должна подчеркивать его особенность, его возможности, целенаправленность и значимость для окружающих.
Очень важно дать почувствовать ребенку, что здесь он в безопасности, в тепле, где ему все рады. В основном, дети, прибывшие в центр со своими устоявшимися правилами, очень долго отвыкают от них. Поэтому педагогам необходимо соблюдать определенные меры поведения, чтобы дети быстро привыкли к данным образцам поведения.
В заключении, хотелось бы сказать, что процесс социальной адаптации, направленный на развитие таких навыков как самостоятельность, дружелюбие, организованность, адаптированность, которые в будущем помогут ребенку стать состоявшейся личностью, а также полноценному функционированию в обществе.

 

Список используемой литературы:

Алексеева, Л. С. Социальная реабилитация подростков / Л. С. Алексеева // Семья в России. – 1995. – № 2. – С. 101–111.

Добреньков, В.И. Фундаментальная социология в 15 томах.Т.8: Социализация и образование./ В.И.Добреньков, А.И.Кравченко.-Москва: ИНФРА-М,2005.-1040 C.: ил.- ISBN 5160024239

Кузнецова, Л. П. Основные технологии социальной работы : учебное пособие / Л. П. Кузнецова. – Владивосток : Изд-во ДВГТУ, 2002. – 92 с.

Решетников, В. А. Социальная реабилитация дезадаптированных детей : монография / В. А. Решетников, Т. М. Хижаева – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2005. – 150 с

Словарь-справочник по социальной работе / под ред. д-ра ист. наук проф. Е. И. Холостовой. – М. : Юристъ, 1997. – 424 с

Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. В. Склярова, Н. В. Носкова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 235 с. – ISBN 978-5-534-10760-9.

Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев; уч. секр. О. Е. Чернощек. – М.: Академический учебно-научный центр РАН-МГУ им. М.В. Ломоносова, НОРМА, НИЦ ИНФРА М, 2010. – 608с. – ISNB 987-5-91768-098-8.

Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 от 24.06.1999 (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г.).

Хижаева.Т.М. Роль социально-трудовой реабилитации в социализации личности детей и подростков находящихся в трудной жизненной ситуации // Отечественный журнал социальной работы. М., 2003. №3. 33с.

Просмотров работы: 155